Тира Соколовская - Тайные архивы русских масонов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайные архивы русских масонов"
Описание и краткое содержание "Тайные архивы русских масонов" читать бесплатно онлайн.
«Ложа Орла Российского», «Ложа Соединенных Славян», «Ложа Изиды», «Ложа Озириса к Пламенеющей Звезде»… Что скрывается за этими звучными названиями масонских организаций России? Древняя мудрость или притязания на политическую власть? Чтобы ответить на эти вопросы, лучше всего обратиться к первоисточникам и к документам. Именно так поступают авторы этой книги — и Тира Оттовна Соколовская, работавшая столетие назад, и Дарья Дмитриевна Лотарева, благодаря которой сейчас увидели свет эти уникальные памятники русской эзотерической культуры.
351
«Законы для совершенной и справедливой ложи Святого Иоанна, под названием Трех Светил», глава X, § 114–117. «Когда мастер ложи даст позволение, то предлагающий в ученическом собрании кладет в предла-гательницу в свое время за подписанием своим записку, в коей подробно означает о профане все сведения сообразно вопросам, которые делаются при приеме, а также и о жительстве его. Сия записка должна быть чисто написана и хранится при делах секретаря, яко документ. Мастер ложи, вынув записку, прочитывает оную громко и отдает секретарю, а сей по окончании работ выставляет в зале собрания другую записку, в коей означает имя, звание и жительство профана с изъяснением, что он предлагается к приему. Имя профана остается выставленным в течение двух недель. В сие время братья должны стараться о нем проведывать, дабы не положить одобрительного шара такому, коего поведение или образ мыслей не соответствуют качествам ищущего. Сие самое служит также к облегчению предлагающего, ибо от внимания одного лица иногда ускользнет то, что чрез осведомление многими лицами обнаруживается. По прошествии двух недель, ежели мастер ложи ни от кого из братьев не услышит ничего невыгодного насчет профана, то в первое ученическое собрание о сем объявляет и приказывает побаллотировать».
352
Обыкновенно поручителем являлся брат, внесший предложение о приеме новичка.
353
Такого рода повязки были в виде больших выпуклых очков из голубого шелка; в Московском Императорском Румянцевском Музее сохранилась подобная повязка.
354
Черною храминою называлась комната приуготовления или размышления; она всегда бывала вся черная и более или менее мрачно обставлена, символизируя мир греха, в котором утопает человечество.
355
Эта заметка о принятии приписана была к дневнику при переписке его 10 февраля 1824 г.
356
Как мы видим 4, 5 и 7 должность требуют одного и того же — неуклонного, бестрепетного преследования намеченной цели, полного самопожертвования; в более высоких степенях этой системы потому-то и принято было девизом изречение «Vincere aut тогі», т. е. «победа или смерть».
357
Члены ложи при приеме нового члена всегда бывали осведомлены заранее о его недостатках и слабостях и в соответствии с этим ритор, обрядоначальник и великий мастер наперед сочиняли свои речи. Однако вопрос этот, как предписываемый ритуалами, все же предлагался посвящаемому.
358
По окончании обряда посвящения все драгоценности возвращались в целости. По одному объяснению, отнятие металлов указывало на преимущество «золотого века», когда люди еще не знали металлов и были все равны, по другому — отнятие золота и других драгоценностей имело связь с культом солнца: во время жертвоприношений солнцу жрецы снимали все драгоценности; наконец, по третьему объяснению — оно знаменовало полную готовность принести в жертву все свое состояние, все материальные средства для блага братства безропотно, по первому требованию Орденских властей.
359
Объяснений «туалета» посвящаемого существует очень много; так, еще в XVIII веке объяснялось, что масоны, придав такой необычный вид испытуемому, делали для него почти невозможным бегство во время посвящения — он рисковал быть принятым за умалишенного; но едва ли это было так; обнажение груди с целью удостовериться, не женщина ли пытается проникнуть в запрещенное для нее братство, также маловероятно. Объяснения следует искать в обрядах древности — в обычаях мистерий и т. п.
360
Имелось несколько разновидностей этой песни, но по смыслу вполне тождественных. Так, одна, также часто певшаяся в александровское время, начиналась: «От нас, злодеи, удаляйтесь, которы ближнего теснят; во храмы наши не являйтесь, которы правды не хранят» и так далее. Сами масоны указывали на заимствование обычая этой песни до начала ритуальных работ в ложе от древних мистерий, к участию в которых не допускались нечистые сердцем, злые и т. п. Масонская песнь являлась только пространным переложением возглашений древних. Песнь пелась хором; сохранились ноты, но напевы не отличаются особой мелодичностью, однако, несколько торжественны. В ложах, работавших на французском и немецком языках, пелась такая же песнь; особенно много сохранилось немецких вариантов этой песни.
361
Посвящаемый во время обряда именуется — сначала «ищущим света», затем «страждущим» во время испытаний, а после их окончания «достойно требующим» посвящения. По окончании же приема он уже называется «братом». Непосвященные же все вообще назывались «профанами».
362
Храмом масоны называли свои ложи; еще во время следствия над известным масоном века Екатерины И, Н.И. Новиковым, допрос коснулся этого выражения; однако, масоны до чрезвычайности были консервативны во всем, что касалось обряда и символического языка и из поколения в поколение переходили обрядовые слова, не заменяясь иными. Храмом называлась также человеческая душа и выражение «строить храм» означало совершенствование духа.
363
Запон был символом обязательности труда для каждого брата, белый цвет знаменовал чистосердечие, а лайка, из которой он был изготовлен, — постоянство; перчатки давались в знак чистоты нравов, лопаточка же напоминала о строгой работе над собой и о снисходительности к прегрешениям братьев.
364
Каждой ложе был присвоен особый отличительный знак, который символически представлял наименование ложи.
365
Цепь имела еще и мистическое значение: она являлась символом неразрывной цепи мироздания, коей последняя былинка соединяется с всевластным Строителем Вселенной великим множеством звеньев, существ все более и более совершенных. Кроме того, в более высоких степенях, где занимались тайными науками, в цепи видели средство умножить силу «духа» и «тела» каждого отдельного брата.
366
Великая Управляющая Провинциальная ложа нанимала дом, в котором и помещались ложи, принадлежавшие к ее союзу; каждая ложа обязана была уплачивать ежегодно определенную сумму на содержание дома и издержки эти опять-таки распределяла между своими членами.
367
В Московском Румянцевском музее сохранились в отрывках автобиографии некоторых масонов, в которых отмечено и описано ревностное отношение руководителей, в полном смысле перевоспитывавших новопосвященных и превращавшихся для них в любимейших друзей.
368
Т. I, ч. II, стр. 31–57. Этот журнал, являющийся теперь библиографической редкостью, был распространен лишь в среде вольных каменщиков и, напечатанный в ограниченном числе 600 экземпляров, в продажу не поступал; его раздавали по рукам.
369
Борьба с развращением нравов была ближайшей целью масонских работ того времени.
370
Под родом человеческим разумелась в данном случае Россия.
371
У масонов имелись еще подробнейшие наставления, каким образом читать книги, достойные почитания, и как нужно совершать молитвы. С.С. Ланским предлагалось: «Ежедневно назначать известное для сего благочестивого чтения время и сколько можно наблюдать оное нерушимо. Ежели важное дело займет назначенный для чтения час, то в следующем оное исполнять». «Приготовляй душу твою к чтению, во-первых, чистым намерением, дабы искать единственно успеха души твоей. Потом кратким возвышением мысли, испрашивая себе с небес дарования света разума или благодати, дабы дух твой был способен и удобен к чтенному, чтобы ты познал, чего Бог требует от тебя, имея при том истинное и непритворное предположение, решимость самым делом исполнять познанную волю Божию». «Читать должно не скоро, или мимоходом и не поспешно, но тихо, важно и с великим вниманием, с должным медлением и остановкою». «Чтение заключай кратким молением с воздыханием к Богу, да сохранит семя, вверженное в землю сердца твоего и да сотворится плодоносным» и т. д. Предписывалось, между прочим, читать «О подражании Христу» Фомы Кемпийского. Самый способ молиться приводится по Фоме Кемпийскому. Предлагается «превосходнейший и легчайший способ молитвы», так называемое «духовное молчание». «Ежели все помышления спокойны и сердце всеми силами стремится к Богу», то это и есть наилучшая молитва, о которой «так говорит стихотворец»:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайные архивы русских масонов"
Книги похожие на "Тайные архивы русских масонов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тира Соколовская - Тайные архивы русских масонов"
Отзывы читателей о книге "Тайные архивы русских масонов", комментарии и мнения людей о произведении.