» » » Иван Черников - Русские речные флотилии за 1000 лет (907-1917)


Авторские права

Иван Черников - Русские речные флотилии за 1000 лет (907-1917)

Здесь можно скачать бесплатно "Иван Черников - Русские речные флотилии за 1000 лет (907-1917)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная техника, оружее, издательство Б.С.К., год 1999. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иван Черников - Русские речные флотилии за 1000 лет (907-1917)
Рейтинг:
Название:
Русские речные флотилии за 1000 лет (907-1917)
Издательство:
Б.С.К.
Год:
1999
ISBN:
5-88925-048-5
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русские речные флотилии за 1000 лет (907-1917)"

Описание и краткое содержание "Русские речные флотилии за 1000 лет (907-1917)" читать бесплатно онлайн.



Монография содержит информацию о речных боевых кораблях и вспомогательных судах, входивших в состав действующих соединений, находившихся в постройке, либо внесенных в кораблестроительные программы русских войсковых соединений или же Русского Императорского флота в период с 907 по 1917 гг. Приведены краткие исторические справки и тактико-технические элементы по каждому кораблю, кроме того, схематично показан их вид в одной проекции и гравюрные или же фотографические изображения. Предназначена для историков, преподавателей, слушателей военно-морских и морских учебных заведений; для преподавателей и студентов судостроительных техникумов и кораблестроительных институтов (СПб ГМТУ, для специальности «Регеновация средств материального производства» (судостроение и морская техника), а также для всех тех, кто интересуется историей государства Российского и отечественного флота.






Кампания следующего 1738 г. была менее удачна: Бредалю не удалось соединиться с армией Ласси. Выступившие из Бердянска 146 лодок Бредаля были встречены 7 июня у Федотовой косы турецким флотом; но адмирал применил способ Петра при Гангуте: найдя узость, велел рыть канал, чтобы по нему пройти в Геничи; к 14 июня удалось перевести через ров все лодки, и Бредаль стал готовиться к дальнейшему походу. В это время было получено известие, что у Геничи ждет турецкий флот, и приказание Ласси идти обратно в Азов. В этот же день было отбито нападение 9 галер.

Обратный перевод лодок был неудачен: едва были перетащены 25 лодок, как вода во рву спала, и в это же время турецкие галеры преградили путь к Азову. Поэтому все 25 лодок были разрублены и сожжены, Бредаль же решил с оставшимися 119-ью идти к Геничи, но и это не удалось, т. к. со стороны Геничи подошел турецкий флот капудана-паши; тогда русские сгрузили пушки с лодок и построили батареи, при помощи которых успешно отразили четыре нападения. Турки действовали нерешительно.

19 июня Капудан-паша после 1,5-часового боя отступил, и сражение больше на возобновлялось. Бредаль отправился в Азов, поручив командование бригадиру Лукину. Через месяц лодки были сожжены, якоря зарыты в землю, а пушки доставлены в Азов.

Действия армии Ласси, лишенной помощи флотилии, были тоже не очень удачны; взяв Перекоп, Ласси, по недостатку в воде и фураже, должен был отступить на соединение с Днепровской армией. В 1739 г. был заключен мир с Турцией (табл. 2).

Вскоре после начала русско- турецкой войны 1768 – 1774 гг. русское правительство приняло решение построить на Дону флотилию, способную оказать помощь сухопутным войскам в овладении Крымом. Начальником «донской экспедиции» (т. е., руководителем строительства) назначили контр- адмирала Алексея Наумовича Сенявина, имевшего большой боевой опыт. Он участвовал в русско- турецкой войне 1735-1739 гг. (в составе Днепровской флотилии). Опыт этой войны показал, что большие глубокосидящие суда практически невозможно проводить через мелководное устье Дона в Азовское море, а боты и казачьи лодки не могли сравниться с хорошо вооруженными турецкими кораблями и галерами.

Поэтому Адмиралтейств-коллегия совместно с вице-адмиралом Г. А. Спиридовым и контр-адмиралом А. Н. Сенявиным разработала в 1768 г. проекты почти плоскодонных парусно-гребных судов с малой осадкой, получивших название «новоизобретенных кораблей». Кроме пушек их намечалось вооружить также бомбическими гаубицами и мортирами.

24 декабря 1768 г. члены Адмиралтейств-коллегии донесли Екатерине II, что они предполагают построить суда «четырех родов»: трехмачтовые, с осадкой от 6 до 9 футов, двухмачтовые с осадкой от 5 до 8 футов, несколько бомбардирских и вспомогательных судов и, кроме этих основных типов судов, один брандер, несколько галер и каиков. 22 января 1769 г. Екатерина II повелела построить «новоизобретенных кораблей» на 100 тыс. руб., предоставив Адмиралтейств-коллегии решение вопроса о количестве судов каждого типа. Было решено построить судов первого типа – одно, второго- семь, третьего (бомбардирских) и четвертого (вспомогательных)- по два.


Таблица 2 Корабельный состав Донской флотилии 1736-1739 гг.

Прамы 44-пушечные (спущены в 1734 г. в Таврове): «Дикий бык», «Гром и молния», «Спящий лев», «Северный медведь», «Близко не подходи», «Небоязливый», «Разгневанный», «Страшный», «Сердитый».

Прамы 8-пушечные (спущены в 1734 г. в Таврове): «Таракан», «Сверчок», «Комар», «Блоха», «Овод», «Клоп».

Галеры 18-баночные, построенные в Таврове в мае 1734 г.: «Честная», «Ласковая», «Приятельная», «Учтивая», «Забавная», «Зазорная», «Добрая»,«Терпеливая».

Галеры 16-баночные, построенные в Таврове в мае 1734 г.: «Уборная», «Сиятельная», «Ведрая», «Разумная», «Сильная», «Хвальная», «Превосходительная».

Галеры 22-баночные, построенные в Таврове в 1736 г.: «Святая Анна», «Корона», «Кавалер Св. Андрей».

Галеры 20-баночные, построенные в Таврове в 1736 г.: «Гектор», «Золотое яблоко», «Елена», «Парис», «Диана», «Амур», «Мон-плезир», «Венус», «Минерва», «Плато», «Аполлон», «Кавалер Св. Александр», «Морис».

Галеры 16-баночные, построенные в Таврове в 1736 г.: «Улисес», «Телемакус», «Янос», «Палюлос».

Галеры 16-баночные, спущенные на воду в 1739 г. в крепости Святой Анны строителем Алатчениновым: «Непобедимая», «Орел», «Кир», «Дельфин», «Змея», «Быстрая», «Звезда», «Упование», «Победа», «Страх», «Выдра», «Саламандра», «Венера», «Юпитер», «Лев», «Надежда», «Минерва», «Свирепая», «Сокол», «Молния».

Пятьдесят 12-баночных кайков.

23 венецианских бота (из них 9 – 24-весельных и 14 – 20-весельных).

Двенадцать корабельных ботов; восемь ялботов; двенадцать 8-весельных шлюпок; двенадцать 10-весельных и одна 12-весельная шлюпки.

15 октября 1739 г. флотилия была упразднена. 23 сентября все находившиеся в Донской экспедиции суда и все адмиралтейские запасы сданы на хранение в сухопутную команду: галер – 40; ботов корабельных – 17; казачьих лодок – 130; ботов венецианских – 16; шлюпок – 19; ялботов – 8; рябит – 1; прамов больших старых – 7. Всего – 205.

«Новоизобретенные корабли» строились на старых петровских верфях – Новопавловской, Икорецкой и в Таврове. На этот раз усилия Донской флотилии увенчались успехом. В 1771 г. решено было овладеть берегами Керченского пролива, как «ключом прохода из Черного моря в Азовское».

Главные силы армии, находившиеся под начальством князя Долгорукова, направилась через Перекоп для занятия Крыма, а один отряд князя Щербатова, пройдя через Арабатскую косу, пошел берегом к Керченскому проливу.

Сенявин, собрав в Таганроге свою флотилию, в мае месяце вышел в море с 8 новоизобретенными кораблями, 2 бомбардирскими и 37 казачьими лодками. Задержанный противными ветрами, он не успел подойти к Геничевскому проливу во время перехода через него отряда Щербатова, но когда турецкие военные суда с десантом, назначенные для помощи крымскому хану, появились у Керченского пролива, то Сенявин, подойдя с 7 кораблями к Керчи, не допустил турок в Азовское море, а Щербатов занятием крепостей Еникале и Керчи навсегда закрыл для турок это море.

По занятии Крыма он был объявлен независимым, и нашей Донской флотилии предстояло охранять черноморские берега полуострова от вторжения турок.

Весной 1773 г. вице-адмирал Сенявин мог уже вывести в море 9 новоизобретенных кораблей, 2 бомбардирских, 6 фрегатов и до 16 ботов, гальотов и транспортов.

Два отряда этой флотилии, бывшие под начальством Сухотина и Кингсбергена, крейсировали около берегов Крыма, чтобы не допустить на них высадки турецких десантов; а третий, под начальством самого Сенявина, охранял Керченский пролив и конвоировал транспорты, отправлявшиеся в Крым.

Действия первых отрядов были особенно решительны: капитан первого ранга Сухотин сжег 29 мая у Суджук-Кале 6 турецких судов, 30 мая захватил еще 2; 8 июня близ устья реки Кубани им же были сожжены 2 транспорта. Капитан второго ранга Кингсберген имел 23 июня сражение при Балаклаве; после 7-часового боя турки отступили на юг, наши потери были незначительны.

В 1774 г. турки пробовали прорваться в Азовское море, но встретили 9 и 10 июня сопротивление отряда контр-адмирала В. Я. Чичагова. 28 июня нападение турецкого флота было снова отбито русской эскадрой, стоявшей в проливе под командованием вице-адмирала А. Н. Сенявина.

Наконец, 10 июля 1774 г. был заключен Кучук-Кайнарджийский мир, по которому Азовское море и Керченский пролив остались за Россией (табл. 3).


Рис. 4.2. Будара для подвоза продовольствия (9 единиц) спущены 22 апреля 1738 г. в Тавровском адмиралтействе.

Из собрания автора. Длина – 32,00 м; ширина – 7,62 м; осадка порожнем – 0,53 м; осадка с полным грузом – 1,37 м.


Рис. 4.3. Плоскодонная казачья лодка (500 единиц). Строились в Таврове и Нижнем Икорце. Из собрания автора.

Длина – 18,28 м; ширина – 4,26 м; осадка – 0,81 м; две 3-фунт, пушки. Экипаж – 40 человек.


Служба Донской флотилии этим не закончилась: на долю ее пришлась охрана Керченского пролива и ограждение линией крейсеров всего пространства Черного моря от Суджук-Кале (ныне Новороссийск) до меридиана турецкой крепости Очакова; кроме того, на обязанности флотилии лежало занятие нескольких брандвахтенных постов и перевозка провианта для сухопутных войск в Крыму. Флотилия эта, получившая название Азовской, пополнилась с окончанием войны еще несколькими судами, построенными на Дону. Только указанные меры охраны побережья не позволили туркам высадить десант в 1778 г.

В начале 1779 г. турецкое правительство подтвердило условия мира 1774 г. Война закончилась. Россия окончательно приобрела выход в Черное море, и необходимость в Донской флотилии отпала.

После спуска со стапелей «новоизобретенные корабли» и прамы сплавили в низовье Дона, где у крепости Дмитрия Ростовского (позднее – Ростов-на-Дону) вооружили и оснастили. Дождавшись в 1770 г. весеннего паводка, необходимого для преодоления мелководных донских гирл, корабли повели к Таганрогской гавани.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русские речные флотилии за 1000 лет (907-1917)"

Книги похожие на "Русские речные флотилии за 1000 лет (907-1917)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иван Черников

Иван Черников - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иван Черников - Русские речные флотилии за 1000 лет (907-1917)"

Отзывы читателей о книге "Русские речные флотилии за 1000 лет (907-1917)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.