Михаил Жестев - Татьяна Тарханова

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Татьяна Тарханова"
Описание и краткое содержание "Татьяна Тарханова" читать бесплатно онлайн.
Роман советского прозаика Михаила Жестева «Татьяна Тарханова» повествует о судьбе крестьянской семьи, вовлеченной в поток больших событий современности.
— Честно говоря — вряд ли.
— Вот видите.
— Но не потому, что я боюсь черной работы. Это ни к чему. Стоило ли кончать институт? Стоило ли разрабатывать научные темы, готовиться к экзаменам в аспирантуру?
— Сколько доказательств! — рассмеялся Матвей. — И ни одного за то, чтобы поехать агрохимиком в деревню. А почему так? Легко мы живем.
— Да так ли легко? — спросила стоявшая у изгороди Ульяна. — Вот, например, Таня. Разве может быть жизнь тяжелее?
— Я преклоняюсь перед ее самопожертвованием, перед ее пониманием своего долга. Но я говорю о другом. Когда я возвращался в Глинск, то в купе со мной ехала одна ленинградская писательница, которая всю блокаду провела в Ленинграде. И вот она мне сказала: «Людям, погибшим на защите Ленинграда, поставят памятник, и я бы хотела, чтобы на нем написали: „Ничто не забыто, и никто не забыт”». Мы, к сожалению, преимущественно мечтаем о будущем, иной раз пренебрегаем отдать свои силы тому, чего требует от нас настоящее, и легко забываем прошлое.
— С этим, пожалуй, я согласна, — ответила Ульяна и, оставив Хапрова и Матвея, направилась в дом.
В сенях ее ждала Татьяна.
— Зачем притащила Хапрова? Кто тебя просил?
— Я же тебе сказала — собирайся, пойдем в сад.
— Я огород поливаю.
— Польют и без тебя.
И, словно не желая больше слушать ее возражения, Уля прошла в горницу, а оттуда в комнатку Лизаветы. Лизавета лежала у раскрытого окна и меньше всего была похожа на больную. Лицо пополнело, даже было румяно, и только глаза выражали какое-то напряжение и скорбную муку. Она все понимала, только сказать не могла.
— Добрый вечер, баба Лиза!
Лизавета ответила одними глазами.
В комнату вошла Татьяна. Открыла шкаф, взяла платье и начала переодеваться. Лизавета следила за ней, и, как всегда, в глазах ее была боязнь остаться одной.
Татьяна застегнула платье и наклонилась к изголовью больной.
— Бабушка, я пойду с Улей погулять, хорошо? Ну, скажи да. Мигни мне!
Лизавета слегка опустила веки, но тут же подняла их и неожиданно, немного растягивая звук, впервые произнесла внятно и четко:
— Да-а-а...
Татьяна даже отпрянула. Неужели ей послышалось? Она снова припала к изголовью и крикнула:
— Да, бабушка? Скажи, да?
— Да...
— И ты не боишься остаться одна? Не боишься?..
— Нет.
Татьяна бросилась из дома и закричала на весь двор:
— Бабушка говорит, бабушка хорошо говорит!
Она прибежала обратно в комнату, стала расстегивать платье.
— Танька, ты с ума сошла. Мы же идем гулять.
— Никуда я не пойду! Да, бабушка?
— Нет! — совсем уже четко и не нараспев ответила Лизавета, и в правом уголке рта впервые появилось что-то похожее на улыбку.
— Правильно, баба Лиза, гони ее отсюда!
Уля вытолкнула Татьяну из комнаты.
— Подумаешь, больно нужна ты ей сейчас. Вон Игнат Федорович идет. Они и поговорят... Шутишь, что значит сказать: да — нет. Да с этими двумя словами можно объясняться весь вечер и еще не наговориться...
То ли так само собой произошло, а может быть, Уля сговорилась с Матвеем, но они ушли далеко вперед, оставив позади себя Татьяну и Хапрова. Татьяна плохо слушала, о чем ей говорит Хапров.
— Вы не обижаетесь, что я пришел без приглашения? Вы понимаете, я еще тогда понял, что у вас что-то неладное... Но сначала не знал, где вы живете, потом, после того как Уля все рассказала мне и дала ваш адрес, долго не решался зайти, а весной пришлось ехать в Мстинский район провести обследование полей.
Он что-то еще говорил ей о том, что Иннокентий Константинович Дроботов просил передать привет, что театр был на весенних гастролях и скоро уезжает на летние гастроли, но все это дошло до нее с большим опозданием, когда они уже вошли в центр города. На душе у нее стало светло и радостно, она решила, что это произошло оттого, что рядом идет и участливо с ней говорит Хапров, и, взяв его под руку, сказала, словно он был ее давнишний друг:
— Вы хороший.
— А еще?
— Славный.
— И все?
— Смешной.
— Характеристика абсолютно исчерпывающая, — улыбнулся Хапров. — Все люди, которые мечтают стать учеными, должны быть чуть-чуть смешными. Скажите, в какой пьесе ученый абсолютно серьезен? Нет таких пьес... Давайте догоним Улю, может быть это нам удастся.
Они вошли в глинский летний сад, обычный сад провинциального города. Под огромными кленами, в глубине раковины, играл духовой оркестр. Невдалеке громоздилось сооружение из досок, напоминающее нечто среднее между крытым током и огромным сенным сараем. Это был летний театр. Здесь показывали кинокартины и играли именитые заезжие музыканты, давались опереточные представления, но особенно там много было народу, когда выступали чтецы мыслей на расстоянии, маги, фокусники, а также лекторы, объясняющие, в какой руке надо держать нож, в какой вилку во время еды, как идти с дамой, поднимаясь по лестнице, и прочие правила хорошего тона. Сам по себе сад был невелик, но он изобиловал темными аллеями, и самая темная, по старой провинциальной традиции, носила лирически-ироническое название «аллея вздохов». Это была та самая аллея, на благоустройство которой администрация никогда не тратила ни одной копейки, ее даже не посыпали песком. Но в глазах влюбленных не было лучшего места в саду. Как взволнованно звучала здесь доносящаяся с эстрады и танцплощадки музыка, как многозначительны были самые простые слова и как прекрасны казались девушки, чьи лица были невидимы в сумраке этой аллеи.
— Давайте искать Улю и Матвея, — сказала Татьяна, оглядываясь по сторонам. — Может быть, они у фонтана?
— Возможно... Но сначала заглянем в ресторан.
— Вы думаете, они там? Сомневаюсь.
— Но там Дроботов, и он просил обязательно привести вас.
Дроботов сидел за столиком. Увидев Татьяну и Сергея, он поднялся им навстречу.
— Где будем разговаривать?
— Только не здесь. Мы еще должны разыскать друзей, — сказал Хапров.
— Я вижу, Таня благотворно влияет на тебя, — рассмеялся Дроботов. — Обычно ты не отказываешься со мной поужинать.
— В следующий раз не откажусь.
Они прошли до середины сада и свернули в боковую аллею. Дроботов уселся на скамью, показал место рядом.
— Так вот, Таня, разрешите быть откровенным. Мне Сергей все рассказал. Если я правильно его понял, вам нужна работа.
— Работу мне найти нелегко.
— Я говорю о работе, которая потребовала бы от вас нескольких вечерних часов.
— Но где же такая работа?
— В театре.
— Что же я там буду делать? — спросила Татьяна.
— Сейчас я об этом вам ничего сказать не могу. Мне надо с вами поговорить. Если вы согласны, то завтра в двенадцать приходите в театр. А теперь разрешите откланяться. У меня еще одно свидание: отправляем в Мурманск декорации.
Татьяна вернулась домой поздно ночью. Ее провожали Хапров, Уля и Матвей. Чтобы не разбудить деда, Татьяна на цыпочках прошла через горницу к Лизавете. В комнате горел ночник, Лизавета не спала. Таня опустилась на колени перед кроватью и тихо сказала:
— Бабушка, ты ждала меня? Скажи — да!
— Да...
— И теперь тебе легче, бабушка?
— Да...
— Если бы ты знала, как я счастлива сегодня. Ты выздоравливаешь. Мне обещали вечернюю работу. Бабушка, ну скажи, как меня зовут? Помнишь, не забыла?
— Нет...
— Ну скажи тогда. Ну скажи — Таня!
И в ночной тишине слабый голос повторил:
— Таня! Танюшка...
ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Глинский театр расположен в центре города. Это огромное здание с колоннами, куполом и широкой лестницей, удивительно похожей на паперть и этим выдающей его давнее прошлое. Действительно, то, что сейчас называется глинским театром, некогда было собором. Превращение собора в театр произошло в двадцатых годах, когда председателем местного горсовета был избран механик керамического завода Одинцов.
Однажды во время богослужения он вошел в собор, выстоял всю обедню, а после, когда прихожане разошлись, сказал ничего не понимающему попу:
— Велик храм господень.
— Не измерить его даже мысленно, потому как есть он земля и небо со всеми звездами.
— А сколько на сколько в храме господнем, препоручено вам, батюшка?
— Шестьдесят на сорок.
— Прекрасная пропорция.
— Не считая алтаря, коему еще десять аршин. А почему вас так интересуют размеры храма господня?
— Как ни велик он, а в черте города.
Появление в соборе председателя горсовета, конечно, взволновало глинское духовенство, но скоро оно успокоилось, прочитав в местной газете, что на заседании горсовета совместно с культурным активом города постановлено ходатайствовать об отпуске денег на строительство театра. Это решение было обсуждено также на общих собраниях рабочих керамических заводов и одобрено всеми трудящимися города. Одинцов был в восторге.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Татьяна Тарханова"
Книги похожие на "Татьяна Тарханова" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Жестев - Татьяна Тарханова"
Отзывы читателей о книге "Татьяна Тарханова", комментарии и мнения людей о произведении.