Авторские права

Уильям Джеймс - Психология

Здесь можно купить и скачать "Уильям Джеймс - Психология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Психология
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология"

Описание и краткое содержание "Психология" читать бесплатно онлайн.








Социальная личность. Признание в нас личности со стороны других представителей человеческого рода де- лает из нас общественную личность. Мы не только стад- ные животные, не только любим быть в обществе себе подобных, но имеем даже прирожденную наклонность обращать на себя внимание других и производить наних благоприятное впечатление. Трудно придумать бо- лее дьявольское наказание (если бы такое наказание было физически возможно), чем если бы кто-нибудь попал в общество людей, где на него совершенно не обращали внимания. Если бы никто не оборачивался при нашем появлении, не отвечал на наши вопросы, не ин- тересовался нашими действиями, если бы всякий при встрече с нами намеренно не узнавал нас и обходился с нами как с неодушевленными предметами, то нами ов-

83

ладело бы свого рода бешенство, бессильное отчаяние. Здесь облегчением были бы жесточайшие телесные муки, лишь бы при них мы чувствовали, что при всей безвы- ходности нашего положения мы все-таки не пали на- столько низко, чтобы не заслуживать ничьего внимания.

Собственно говоря, у человека столько социальных личностей, сколько индивидов признают в нем личность и имеют о ней представление. Посягнуть на это пред- ставление—значит посягнуть на самого человека. Но, принимая во внимание, что лица, имеющие представле- ние о данном человеке, естественно распадаются на классы, мы можем сказать, что на практике всякий че- ловек имеет столько же различных социальных лично- стей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит. Многие мальчики ведут себя до- вольно прилично в присутствии родителей или препода- вателей, а в компании невоспитанных товарищей бес- чинствуют и бранятся, как пьяные извозчики. Мы выстав- ляем себя в совершенно ином свете перед нашими деть- ми, нежели перед клубными товарищами; мы держим себя иначе перед нашими постоянными покупателями, чем перед нашими работниками; мы — нечто совершен- но другое по отношению к нашим близким друзьям, чем по отношению к нашим хозяевам или к нашему началь-ству. Отсюда на практике получается деление человека на несколько личностей; это может повести к дисгармо- ничному раздвоению социальной личности, например, в случае, если кто-нибудь боится выставить себя перед одними знакомыми в том свете, в каком он представля- ется другим; но тот же факт может повести к гармо- ничному распределению различных сторон личности, на- пример, когда кто-нибудь, будучи нежным по отноше- нию к своим детям, является строгим к подчиненным ему узникам или солдатам.

Самой своеобразной формой социальной личности является представление влюбленного о личности люби-мой им особы. Ее судьба вызывает столь живое участие, что оно покажется совершенно бессмысленным, если прилагать к нему какой-либо иной масштаб, кроме мерила органического индивидуального влечения. Для самого себя влюбленный как бы не существует, пока его социальная личность не получит должной оценки в гла- зах любимого существа, в последнем случае его восторг превосходит все границы.

84

Добрая или худая слава человека, его честь или позор — это названия для одной из его социальных лич- ностей. Своеобразная общественная личность человека, называемая его честью,— результат одного из тех раз- двоений личности, о которых мы говорили. Представле- ние, которое складывается о человеке в глазах окру- жающей его среды, является руководящим мотивом для одобрения или осуждения его поведения, смотря по то- му, отвечает ли он требованиям данной общественной среды, которые он мог бы не соблюдать при другой жи- тейской обстановке. Так, частное лицо может без зазре- ния совести покинуть город, зараженный холерой, но священник или доктор нашли бы такой поступок несов- местимым с их понятием о чести. Честь солдата побуж- дает его сражаться и умирать при таких обстоятель- ствах, когда другой человек имеет полное право скрыть- ся в безопасное место или бежать, не налагая на свое социальное «я» позорного пятна.

Подобным же образом судья или государственный муж в-силу своего положения находит бесчестным за- ниматься денежными операциями, не заключающими в себе ничего предосудительного для частного лица. Не- редко можно слышать, как люди проводят различие между отдельными сторонами своей личности: «Как че- ловек я жалею вас, но как официальное лицо я не могу вас пощадить»; «В политическом отношении он мой со- юзник, но с точки зрения нравственности я не выношу его». То, что называют мнением среды, составляет один из сильнейших двигателей в жизни. Вор не смеет об- крадывать своих товарищей; карточный игрок обязанплатить карточные долги, хотя бы он вовсе не платил иных своих долгов. Всегда и везде кодекс чести феше- небельного общества возбранял или разрешал извест- ные поступки единственно в угоду одной из сторон на- шей социальной личности. Вообще вы не должны лгать, по в том, что касается ваших отношений к известной даме,—лгите, сколько вам угодно; от равного себе вы принимаете вызов на дуэль, но вы засмеетесь в глаза лицу низшего по сравнению с вами общественного по- ложения, если это лицо вздумает потребовать от вас удовлетворения,— вот примеры для пояснения нашей мысли.

Духовная личность. Под духовной личностью, по- скольку она связана с эмпирической, мы не разумеем

85

того или другого отдельного преходящего состояния сознания. Скорее, мы разумеем под духовной личностью полное объединение отдельных состояний сознания, кон- кретно взятых духовных способностей и свойств. Это объединение в каждую отдельную минуту может стать объектом нашей мысли и вызвать эмоции, аналогичные эмоциям, производимым в нас другими сторонами нашей личности. Когда мы думаем о себе как о мыслящих существах, все другие стороны нашей личности пред-ставляются относительно нас как бы внешними объек- тами. Даже в границах нашей духовной личности неко- торые элементы кажутся более внешними, чем другие. Например, наши способности к ощущению представля- ются, так сказать, менее интимно связанными с нашим «я», чем наши эмоции и желания. Самый центр, самое ядро нашего «я», поскольку оно нам известно, святое святых нашего существа — это чувство активности, об- наруживающееся в некоторых наших внутренних душев- ных состояниях. На это чувство внутренней активности часто указывали как на непосредственное проявление жизненной субстанции нашей души. Так ли это или нет, мы не будем разбирагь, а отметим здесь только свое- образный внутренний характер душевных состояний, об- ладающих свойством казаться активными, каковы бы ни были сами по себе эти душевные состояния. Кажет- ся, будто они идут навстречу всем другим опытным эле- ментам нашего сознания. Это чувство, вероятно, прису- ще всем людям.

За сосгавными элементами личности в нашем изло- жении следуют характеризующие ее чувства и эмоции.

Самооценка. Она бывает двух родов: самодоволь- ство и недовольство собой. Самолюбие может быть от- несено к третьему отделу, к отделу поступков, ибо сю- да по большей части относят скорее известную группу действия, чем чувствований в узком смысле слова. Для обоих родов самооценки язык имеет достаточный запас синонимов. Таковы, с одной стороны, гордость, самодо- вольство, высокомерие, суетность, самопочитание, занос- чивость, тщеславие; с другой — скромность, унижен- ность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, рас- каяние, сознание собственного позора и отчаяние. Ука-занные два противоположных класса чувствований явля- ются непосредственными, первичными дарами нашей природы. Представители ассоцианизма, быть может,

86

скажут, что это вторичные, производные явления, воз-никающие из быстрого суммирования чувств удоволь- ствия и неудовольствия, к которым ведут благоприят- ные или неблагоприятные для нас душевные состояния, причем сумма приятных представлений дает самодо- вольство, а сумма неприятных—противоположное чув- ство стыда. Без сомнения, при чувстве довольства собой мы охотно перебираем в уме все возможные награды за наши заслуги, а, отчаявшись в самих себе, мы пред- чувствуем несчастье; но простое ожидание награды еще не есть самодовольство, а предвидение несчастья не яв- ляется отчаянием, ибо у каждого из нас имеется еще некоторый постоянный средний тон самочувствия, со- вершенно не зависящий от наших объективных основа- ний быть довольными или недовольными. Таким обра- зом, человек, поставленный в весьма неблагоприятные условия жизни, может пребывать в невозмутимом са- модовольстве, а человек, который вызывает всеобщее уважение и успех которого в жизни обеспечен, может до конца испытывать недоверие к своим силам.

Впрочем, можно сказать, что нормальным возбуди- телем самочувствия является для человека его благо- приятное или неблагоприятное положение в свете — его успех или неуспех. Человек, эмпирическая личность ко- торого имеет широкие пределы, который с помощью собственных сил всегда достигал успеха, личность с вы- соким положением в обществе, обеспеченная матери- ально, окруженная друзьями, пользующаяся славой, ед- ва ли будет склонна поддаваться страшным сомнениям, едва ли будет относиться к своим силам с тем недове- рием, с каким она относилась к ним в юности. («Разве я не взрастила сады великого Вавилона?») Между тем лицо, потерпевшее несколько неудач одну за другой, падает духом на половине житейской дороги, проника- ется болезненной неуверенностью в самом себе и отсту- пает перед попытками, вовсе не превосходящими его силы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология"

Книги похожие на "Психология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Уильям Джеймс

Уильям Джеймс - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Уильям Джеймс - Психология"

Отзывы читателей о книге "Психология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.