Анатолий Никитин - Обществознание. 7 класс
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Обществознание. 7 класс"
Описание и краткое содержание "Обществознание. 7 класс" читать бесплатно онлайн.
Учебник входит в авторскую линию А. Ф. Никитина по курсу «Обществознание» для 6–11 классов. Его материал посвящен вопросам, связанным с правовым статусом и правами детей. Рассматриваются особенности регулирования отношений с участием несовершеннолетних в трудовом, уголовном, семейном законодательстве. Каждый урок завершают вопросы, темы для обсуждения, отрывки из документов, игры и др.
Учебник написан в соответствии с действующим образовательным стандартом, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень.
А. Ф. Никитин
Обществознание. 7 класс
Введение
Дорогие друзья!
В 6 классе вы уже начали изучать курс, который называется «Обществознание». В 7 классе вам предлагается продолжить его и познакомиться с ПРАВАМИ РЕБЕНКА. Эти знания пригодятся вам не только сейчас, но и когда вы станете взрослыми.
В 1959 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций (ООН) провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждалось, что дети нуждаются в особой заботе и внимании, будучи, в отличие от взрослых, чрезвычайно уязвимыми. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция представляет собой наиболее полный документ, в котором права ребенка провозглашаются нормами международного права. Конвенция является также обязательством на будущее, ибо призвана создавать благоприятные условия для полноценного развития детей, которым предстоит еще многое в этом мире сделать. Ведь от того, какими вырастут сегодняшние дети, зависит будущее нашей планеты.
Знание прав ребенка, а в последующем и прав взрослого человека необходимо для того, чтобы чувствовать себя защищенным, свободным, способным приносить пользу себе и обществу. Об этом рассказывает материал каждого урока.
В рубрике «Прочитайте и обсудите» содержится разнообразная дополнительная информация (как правило, это выдержки из документов, афоризмы – краткие выразительные изречения, пословицы); можно выбрать и обсудить то, что покажется интересным.
Большое внимание в учебнике уделено новым понятиям – в тексте урока они выделены полужирным шрифтом. В конце каждого урока есть словарь этих понятий, где представлены и имена авторов афоризмов в алфавитном порядке. Предлагаем вам также самостоятельно сформулировать определения некоторых слов. Если вы не знаете значение того или иного слова, уместно обратиться к толковому словарю или словарю иностранных слов. Полезно поработать и над составлением собственного словарика – после каждого урока выписать в тетрадь новые понятия из учебника и их определения.
Усвоив новый материал, вы можете перейти к заданиям на сообразительность. Дальнейшая работа может проходить в форме игры (рекомендации по организации игры содержатся в каждом уроке) и (или) обсуждения тем, предлагаемых в конце урока.
Рубрика «Ежемесячное чтение» дополняет основной материал урока. Содержание рубрики поможет вам развить умение самостоятельно оценивать те или иные ситуации, давать к ним собственные комментарии. В рубрике «Дополнительная консультация» помещен материал, который разъясняет, как закон защищает человека в непростых жизненных ситуациях.
Желаю вам успеха!
АвторГлава 1. Твои неотъемлемые права
Урок первый. Каждый человек хочет быть свободным!
В жизни каждый человек ко многому стремится. Но, пожалуй, самое желанное и дорогое – свобода. Поистине каждый человек хочет быть свободным!
Это так. Но вокруг мы видим немало людей, которые свободой не обладают, да и не стремятся к ней. Некоторые люди хорошо устраиваются в жизни как раз за счет отсутствия свободы, полной зависимости от тех, кто дает кров и хлеб насущный, работу и заработную плату.
Но зависимым (а тем более рабом!) человек не рождается! Он им становится. Такого человека трудно с первого взгляда отличить от достойных, самостоятельных, свободных людей. Лакейство (то есть раболепие, подхалимство, зависимое, униженное состояние) сидит у него в душе. Это – его главное «Я».
Что же способствует превращению человека в лакея и раба? Не будем говорить о тех давних временах, когда рабство было узаконено. Все-таки мы живем в XXI веке. Сейчас рождение в человеке «внутреннего раба» может быть связано с тремя причинами.
Первая – с помощью государства (общественный уровень). Вторая – когда одни люди силой своего характера или иными способами подчиняют себе других (личностный уровень). Третья – рабская зависимость в обмен на гарантии (то есть обеспечение) безопасности.
В первом случае тоталитарное государство (а таких в истории было немало) с момента рождения ставит человека в зависимое положение. Оно лишает его основных, самых насущных прав и свобод (однако при этом обязательно уверяет всех граждан, что это государство – самое свободное в мире). Человек смиряется с тем, что он лишь винтик в механизме общества, от которого ничего не зависит.
Во втором случае один человек, пользуясь слабостью другого, просто подчиняет его себе, нередко называя себя при этом его другом (подругой). Порабощение души человека иногда происходит под воздействием группы сверстников (сверстниц). Многие подростки могут привести примеры такой незримой, но крепкой личной зависимости своих сверстников от ровесников или ребят постарше.
В третьем случае человек может просто бояться свободы, не представлять себе, как он будет жить: слишком много ответственности приходится брать на себя, принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу и т. д. Тогда он ищет, к кому бы «прислониться», кому бы отдать свободу в обмен на защиту от внешней опасности. Эту защиту он может искать как у государства, так и у человека или сообщества людей. Можно ли осуждать его за это?
Как же избежать этой незавидной участи слабого человека, рабски зависимого от государства или от других людей? Чтобы не попасть в полное подчинение чему-то или кому-то, кто сильнее тебя, нужно постараться воспитать и сохранить в себе свободного, независимого человека. При этом полезно опираться на знание своих прав и свобод, обозначенных в законах – международных и внутренних (национальных). Эти нормы уже давно выработало человечество. В любом демократическом, то есть свободном, государстве есть законы, защищающие права и свободы граждан этого государства.
Давайте попробуем определить, что же такое права и свободы любого человека в государстве? Это те возможности, которые имеет любой гражданин этого государства. Например, право на труд, отдых, охрану здоровья, на материальное обеспечение в старости (пенсия) и по болезни (больничный лист); на жилище, на образование, на свободу творчества и вероисповедания (выбора религии), на личную собственность и ее наследование (передачу по наследству) и т. д. Но права и свободы неотделимы от исполнения гражданином его обязанностей. Среди них основными являются соблюдение законов, уважение прав и интересов других людей, добросовестный труд.
Свобода — это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями. Свобода всегда связана с осознанием своих интересов, желаний, а также с пониманием прав и интересов других людей.
И еще об одном следует помнить. Свобода – вещь непростая. Она может быть опасной, если ею пользуются неподготовленные люди. Тогда она превращается во вседозволенность, в анархию. Чтобы этого избежать, необходимо воспитывать в себе общую культуру.
Проверьте себя1. Что такое свобода? Приведите примеры прав и свобод, существующих сейчас в Российском государстве.
2. Какие обстоятельства могут заставить человека вести себя как лакей или раб?
3. Каким надо быть, чтобы пользоваться свободой?
Прочитайте и обсудитеСвободен только тот, кому никто не может помешать сделать то, что он хочет. Такое дело есть только одно: любить (Л. Н. Толстой).
Быть высоконравственным и значит быть свободным душой. Постоянно гневающиеся на кого-нибудь, беспрестанно боящиеся чего-нибудь и всецело предающиеся страстям не могут быть свободны душой (Конфуций).
Свободный человек распоряжается только тем, чем можно распоряжаться беспрепятственно. А распоряжаться вполне беспрепятственно можно только самим собой. И потому если ты увидишь, что человек хочет распоряжаться другими, то знай, что он не свободен: он сделался рабом своего желания властвовать над людьми (Эпиктет).
Человек любого звания свободен, если он делает… только то, что идет ему на пользу; рабом следует считать лишь того, кто принужден делать нечто вовсе ему бесполезное (А. Ривароль).
Рабом называется тот, кто, не любя своего дела, работает только ради средств существования. Свободным – кто действует на свой страх и совесть (М. М. Пришвин).
Придумайте собственные определенияДиктаторский (от диктатор). Личностный (от личность). Насущный.
Задания на сообразительность1. Среди приведенных ниже примеров отметьте нормальные цивилизованные проявления свободы человека:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Обществознание. 7 класс"
Книги похожие на "Обществознание. 7 класс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Никитин - Обществознание. 7 класс"
Отзывы читателей о книге "Обществознание. 7 класс", комментарии и мнения людей о произведении.