Людмила Столяренко - Основы психологии

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Основы психологии"
Описание и краткое содержание "Основы психологии" читать бесплатно онлайн.
В учебном пособии доступно излагаются основные понятия и современные научные сведения по следующим направлениям: «Психология познавательных процессов», «Психология сознания», «Психология личности», «Современные психологические концепции», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология». Учебное пособие предназначено для студентов вузов, учащихся техникумов, для педагогов и психологов в системе высшего и среднего образования, для руководителей и всех тех, кто по роду своей деятельности работает с людьми и должен уметь учитывать психологию людей.
Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прлбегая к психологической защите, понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста, — вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внутренней гармонии и самоактуализации. Принадлежность к группе и чувство самоуважения — необходимые условия для самоактуализации, т. к. человек может понять себя только получая информацию с себе от других людей. Патогенные механизмы, мешающие развитию личности, следующие: пассивная позиция по отношению к действительности; вытеснение и другие способы защиты «Я» (проекция, замещение, искажение истинного положения вещей в угоду внутреннему равновесию и спокойствию). Деградации личности способствуют психологические и социальные факторы. Этапы деградации личности: 1) формирование психологии «пешки», глобального ощущения своей зависимости от других сил (феномен «выученной беспомощности»); 2) создание дефицита благ, в результате ведущими становятся первичные потребности в пище и выживаемости; 3) создание «чистоты» социального окружения — разделение людей на «хороших» и «плохих», «своих» и «чужих», создание вины и стыда за себя; 4) создание культа «самокритики», признания даже в совершении тех неодобряемых поступков, которые человек никогда не совершал; 5) сохранение «священных основ» (запрещается даже задумываться, сомневаться в основополагающих предпосылках идеологии); 6) формирование специализированного языка (сложные проблемы спрессовываются до коротких, очень простых, легко запоминающихся выражений). В результате всех этих факторов для человека становится привычным «нереальное существование», поскольку из сложного, противоречивого, неопределенного реального мира человек переходит в «нереальный мир ясности, упрощенности», у человека формируется несколько «Я», изолированных функционально друг от друга. Образуется «экзистенциальный вакуум», когда человек потерял «животные инстинкты, потерял социальные нормы, традиции, определяющие, что человек должен делать, и в результате он сам не знает, что он хочет (а может, уже ничего не хочет), и тогда он делает то, что хотят другие, выступая «пешкой» в чужих руках («воскресный невроз»). Такому человеку требуется «логотерапия» — борьба за смысл жизни». Не человек спрашивает себя, в чем смысл его жизни, а жизнь спрашивает нас, и мы даем ответ своей жизнью. Если человек уверен, что смысл жизни существует, то человек может возвыситься над самыми неблагоприятными условиями.
Смысл жизни можно найти, пожалуй, тремя путями: 1) совершением поступков; 2) переживанием ценностей, переживанием единства с другими людьми, переживанием любви; 3) переживанием страдания.
Разные пути самоактуализации могут быть при условии, если у человека есть высшие метапотребности к развитию, жизненные цели: истины, красоты, доброты, справедливости.
5.1. Феноменологический подход Роджерса
Феноменологический подход базируется на следующих идеях:
• поведение человека можно понимать только на основе анализа его субъективного восприятия и познания действительности;
• люди способны сами определять свою судьбу, т. е. самоопределение является существенной частью природы человека и люди, в конечном счете, ответственны за то, что они собой представляют;
• люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству, естественно и неизбежно движутся в направлении автономности и зрелости, реализуя внутренние возможности и личностный потенциал. Феноменологически подход к личности наиболее выражен в работах Карла Роджерса, который оказал огромное влияние на формирование терапевтических и педагогически-образовательных современных стратегий.
Роджерс признавал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой («поскольку человеку присущ внутренний страх и беззащитность, он может порой вести себя недопустимо жестоко, ужасно деструктивно, незрело, антисоциально и вредно, но в глубине каждого есть позитивные тенденции»), и когда люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другими людьми. Роджерс утверждал, что все человечество обладает естественной тенденцией двигаться в направлении независимости, социальной ответственности, креативности и зрелости, т. е. все люди имеют фактически неограниченный потенциал для самосовершенствования.
Все поведение регулируется объединяющим мотивом — тенденцией к актуализации, тенденцией развивать свои способности, чтобы сохранять и развивать личность: «Важнейший мотив жизни человека — это актуализировать, то есть сохранять и развивать себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы». Голод, сексуальное влечение, безопасность, стремление человека к достижениям — это разнообразные проявления господствующего мотива, направленного на то, чтобы «сохранить» человека, развить его внутренний потенциал, тенденция актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинание, исследование, перемены в окружении, игра или творчество. Она движет человека в направлении повышенной автономии и самодостаточности. Поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Движение к саморазвитию часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи, которые испытывает (например, маленький ребенок учится ходить, падает, разбивает нос, но упорно актуализируется — ив конце концов развивается, овладевает ходьбой и бегом). Все поведение людей направлено на повышение их компетентности или на их актуализацию. Люди оценивают позитивно те переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее. И напротив, люди избегают и оценивают негативно те переживания, которые воспринимают как препятствующие их актуализации.
Субъективное восприятие и переживания не только представляют собой личную реальность человека, но также образуют основу для его действий. Люди реагируют на события в соответствии с тем, как они субъективно воспринимают их. Чувства человека не есть прямое отражение мира реальности. Каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием и его внутренний мир в полной мере доступен только ему самому. Понимание поведения человека зависит от изучения его субъективного восприятия реальности. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя данным образом, необходимо понять его внутренний мир, его субъективные переживания, которые ответственны за его поведение.
Роджерс доказывал, что никто с полным основанием не может утверждать, что его чувство реальности лучше или правильнее, чем у кого-то еще: никто не имеет права противопоставлять свою реальность реальности других, необходимо с уважением и эмпатиеи относиться к мыслям и чувствам других людей, даже если они резко отличаются от ваших собственных. Прошлый опыт влияет на восприятие человеком настоящих событий, но именно актуальная интерпретация прошлых переживаний, а не их фактические обстоятельства влияют на настоящее поведение человека, т. е. на поведение данного момента всегда влияет актуальное восприятие и интерпретация, и то, как человек прогнозирует свое будущее.
Восприятие и интерпретация человеком самого себя, или его Я-концепция («самость), отражают те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, как он видит себя в связи с различными ролями, которые играет в жизни. Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть («реальное-Я»), но также и то, какими, мы полагаем, мы должны быть и хотели бы быть, то есть «идеальное-Я». «Идеальное-Я» отражает те атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но пока не имеет, это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.
Я-концепция представляет собой организованную, логически последовательную и интегрированную систему восприятия «Я». «Я» символизирует главную часть сознательного опыта человека. В значительной степени содержание «Я-концепции» является продуктом социализации, формируется постепенно под влиянием оценок других людей. Роджерс выделяет условия, важные для развития Я-концепции:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы психологии"
Книги похожие на "Основы психологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Людмила Столяренко - Основы психологии"
Отзывы читателей о книге "Основы психологии", комментарии и мнения людей о произведении.