Елена Серебровская - От полюса к полюсу

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "От полюса к полюсу"
Описание и краткое содержание "От полюса к полюсу" читать бесплатно онлайн.
Книга Елены Серебровской посвящена жизни и деятельности замечательного советского географа, исследователя полярных районов Земли (Арктики и Антарктики), Героя Советского Союза, доктора географических наук Михаила Михайловича Сомова. М. М. Сомов показан всесторонне: как ученый и человек, умеющий сплачивать коллективы, и как гражданин и коммунист, ни на миг не забывающий об интересах дела и интересах Родины в самом высоком смысле слова.
Бушевал шторм, спасти судно было невозможно, надо спасать людей. Ледокол «Ленин»
сильно качало. Сомов остро переживал отвратительное состояние пассивного ожидания,
когда невдалеке погибало судно, а приходилось ждать. Только к концу вторых суток
синоптик Штаба Фролов дал консультацию о возможности спустить шлюпку. Ее спустили,
и шлюпка направилась к гибнущему судну. Вернулась она вместе со шлюпкой «Садко»,
обе были заполнены людьми. Принять их на борт ледокола оказалось не менее сложно,
чем спустить шлюпку, — море штормило. И все-таки прибывших благополучно подняли
на борт.
Осенью 1941 года ледокол «И. Сталин» доставил Сомова и Фролова в Архангельск. Здесь
они получили наконец от Папанина распоряжение — явиться в Штаб Беломорской
военной флотилии для оформления в ряды Военно-Морского Флота. Обмундировались по-
военному, оформили бумаги для присвоения воинского звания — его установил им Штаб
флота. Сомов стал инженером-капитаном интендантской службы.
В Штабе Беломорской флотилии Михаил Михайлович с радостью узнал, что здесь
создается группа ледовой службы и .возглавлять ее будет капитан второго ранга Николай
Николаевич Зубов. Так встретились в военной обстановке профессор и его аспирант. Зубов
тоже, конечно, в первые же дни Великой Отечественной войны подал заявление о
готовности снова вступить в ряды Военно-Морского Флота. И пожертвовал в фонд
обороны свою легковую машину, полученную от Советского правительства за заслуги в
полярных исследованиях.
К непривычной ледовой группе сначала приглядывались, но вскоре ее прогнозы завоевали
незыблемый авторитет. Сомов обрабатывал донесения летчиков, нередко летал и сам над
Карским и Белым морями, над устьем Двины. В силу военной обстановки суда зачастую
не могли своевременно стать на зимовку там, где следовало, и тем труднее было защитить
их в случае нападения самолетов врага. С появлением льда в устье Двины и еще более —
ранней весной перед ее вскрытием авиаразведка стала совершенно необходимой. Скажем,
требовалось тщательно зарисовать состояние льдов вокруг ледокола «Ленин» и сразу же
сбросить на него вымпел с этой зарисовкой. Это, как и всякое другое задание, Сомов
выполнял быстро и хорошо.
Летом 1942 года Сомов летал над Белым морем на морских бомбардировщиках-
разведчиках МБР-2. По уставу, при полетах над морем всем полагалось надевать
специальные непотопляемые жилеты, но у Михаила Михайловича такого жилета не было,
и он летал без страховки. Сидел на открытом сверху и защищенном спереди прозрачным
козырьком месте штурмана, а впереди на турели был установлен спаренный пулемет со
специальным прицельным устройством. Немецкие самолеты в ту пору появлялись в
нашем небе весьма часто.
Собранные в полете данные молодой гидролог старался обработать и нанести на карту
еще до посадки. Отмечая время по штурманским часам, он вел журнал наблюдений о
состоянии льдов, чтобы привязать их точнее к географическим координатам. В открытом
море самолет большей частью летел без ориентиров, и местонахождение его определялось
по счислению: зная скорость самолета и его курс на карте, по времени подсчитывалось
расстояние, пройденное им от первого ориентира. Современных аэронавигационных
приборов в ту пору не было.
Донесение о ледовой разведке составлялось немедленно по прибытии на базу. Его
кодировали, превращая в ряд цифр: ведь передавать эти сведения в эфир открытым
текстом было немыслимо, данные мог использовать противник. Работа была трудоемкой и
требовала большого внимания.
В конце августа 1942 года в воды Карского моря прорвался фашистский линкор «Адмирал
Шеер». Сейчас этот эпизод Великой Отечественной войны описан подробно в множестве
книг и статей. Вооруженный до зубов военный корабль с командой в несколько сот
человек на борту напал на советскую полярную станцию, располагавшую стареньким
сторожевым кораблем «Дежнев», маленьким пароходом с прекрасным именем
«Революционер» и одной пушкой на берегу, забывшей, когда из нее в последний раз
стреляли. Почти весь наличный флот, скопившийся на Диксоне из-за тяжелых льдов, был
незадолго до этого отправлен к проливу Вилькицкого.
Если бы успех решала только техника, враг мог бы отпраздновать победу и приблизиться
к вожделенным данным ледовой разведки для дальнейшего продвижения на восток. А
тогда... У пролива Вилькицкого именно в это время изнывал на вынужденной стоянке
целый караван советских судов. Сомов уже несколько дней тщетно мечтал о том, чтобы
«протолкнуть» его скорее на восток. Мешали десятибалльные льды и невесть откуда
взявшиеся восточные ветры. Расчет был на то, что западное течение протолкнет ледяную
пробку на запад, дав дорогу кораблям. Но пока что западные ветры ослабли и движение
льда на запад почти прекратилось.
Советские люди на Диксоне атаковали врага первыми, чем предрешили исход сражения. С
появлением опасного врага они мысленно связывали гибель «А. Сибирякова». Никто не
знал еще точно, что стало с «А. Сибиряковым», но по последним радиограммам было
нетрудно и догадаться. «А. Сибиряков» встретил неизвестное судно, назвавшее себя
странным именем «Сисаяма» или «Сясьма». Судно требовало сообщить ледовую
обстановку. «А. Сибиряков» ответил достойно, и последние слова его радиста,
услышанные на Диксоне, были: «Ну, началась канонада!»
За сражение на Диксоне Михаил Михайлович Сомов был награжден первым в его жизни
орденом — орденом Красной Звезды. Он оставил записки об этом эпизоде, частично
опубликованные. Но тщетно будем мы искать в них самого Сомова, его личную
причастность к этому героическому эпизоду войны. Он подробно рассказывает, как
дальновидно готовились на Диксоне к возможному нападению руководители Штаба и
станции, как заранее вывезли женщин и детей, как штаб сразу после радиоразговора с «А.
Сибиряковым» разработал толковый оперативный план. С восторгом рассказывает он о
героях-дежневцах, о капитане Кротове и политруке Малюкове, называет имена погибших.
Повествует о начальнике аэропорта Колло, который, вооруженный осоавиахимовским
ручным пулеметом, вместе с товарищем побежал вдоль берега по мокрой тундре, огибая
мысы и заливы, чтобы помешать возможной высадке десанта в тылу полярной станции.
Сомов запомнил многое, в том числе и удивительно спокойную во время обстрела
женщину с санитарной сумкой через плечо — диктора радиовещательной станции. О себе
же он говорит вскользь, рисуя себя в виде почти комической фигуры: форменный плащ
поверх ватных куртки и брюк, в карманах — гранаты и винтовочные патроны, через плечо
— старая винтовка на телефонном проводе, на другом плече — огромный мешок из-под
картофеля, туго набитый штабными секретными материалами. В руке — канистра с
бензином на случай, если придется все уничтожить.
Мешок... Вот за этим-то мешком и пожаловал закованный в броню фашист... В мешке
были спрессованы мгновения, часы, дни жизни и Сомова, и синоптика Фролова, и тех
бесстрашных летчиков, которые сообщали свои донесения о ледовой авиаразведке.
Каковы же были часы и дни жизни Сомова в это напряженное время? Некоторое
представление дает его лаконичный дневник. Серенькая тетрадочка в клетку малого
формата с отпечатанной надписью «Рабочая тетрадь». Почти все записи сделаны остро
отточенным простым карандашом: они для себя, но в них ничего недозволенного по
условиям военного времени. Даже бензин назван, как полагается, «продукт Р-9». Возьмем
несколько записей, сделанных в те дни, когда Сомову больше всего хотелось «протолкнуть
караван» в заливе Вилькицкого:
«21.08.42. Получена разведка Стрельцова в проливе Вилькицкого. Разведка мало
эффективна — слишком много тумана. Разработан и передан новый маршрут. Момент
вылета выбирает Фролов. В результате Стрельцов от Усть-Таймыра до Гейберга идет над
сплошным туманом (при отрицательной температуре) и затем выходит на отличную
видимость.
Черепков вновь не вылетел из-за туманов. О Черевичном нет ни слуху, ни духу. Прислал
только разведку у Новых Крестов.
Шумский продолжает стоять у Желания.
Караван прошел Матиссена, идет к проливу Вилькицкого. Обстановка там все еще
остается не совсем ясной. Сегодняшняя ночная разведка должна дать материал для
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "От полюса к полюсу"
Книги похожие на "От полюса к полюсу" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Серебровская - От полюса к полюсу"
Отзывы читателей о книге "От полюса к полюсу", комментарии и мнения людей о произведении.