Юрий Арзамаскин - Тайны советской репатриации

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны советской репатриации"
Описание и краткое содержание "Тайны советской репатриации" читать бесплатно онлайн.
В данном труде, подготовленном на основе изучения и анализа отечественной и зарубежной литературы, архивных источников, раскрываются военно-политические и организационные основы процесса репатриации, политика Советского государства в области репатриации советских и иностранных граждан, деятельность государственно-политических и военных органов репатриации в 1944—1953 гг.
Основное внимание уделено процессу возвращения на родину советских и иностранных граждан, освобождённых Красной Армией и войсками союзников в Восточной и Западной Европе, а также коллаборационистов, военнопленных немецкой армии и армий её союзников и интернированных лиц в исследуемый период. Эти процессы до сих пор являются предметом споров и не всегда объективно оцениваются как отечественными, так и западными историками.
Без мифов и фальсификаций раскрываются особенности союзнической политики по отношению к советским военнопленным и перемещённым лицам в период Великой Отечественной войны, её динамика в 1945—1953 гг. Показаны сложность и неоднозначность содержания политического курса союзников в вопросах реализации крымских соглашений, создававшего трудности на пути тех мероприятий, которые проводили советские органы репатриации в западных зонах оккупации Германии и Австрии, в странах Европы.
«…Живём очень плохо, питание ужасное, дают хлеба триста граммов в день, натуральное тесто; горячая пища три раза в день — полтора литра наполовину с червями, с сушёной брюквой и красной капустой. Сказать по правде, при немцах мы получали [питание] гораздо лучше и сытнее. Очень многие девушки лежат в больнице, при смерти от голода. Все девочки грязные ходят, скоро заедят вши. Очень многие покончили жизнь самоубийством. Поживу неделю и покончу жизнь свою, так как жизнью не дорожу. Прошу передать маме, что дочь умерла при освобождении русскими. Для чего я буду жить, если каждый боец и офицер оскорбляет последним словом. Нас совершенно не считают за людей… Многие девушки падают в обморок в строю» (13 августа 1945 г. Н. Гелах).
В справке Уполномоченного СНК СССР по делам репатриации признавалось, что «отсутствие хотя бы элементарно оборудованных лагерей для приёма этих людей создавало большие трудности в деле их обеспечения и вызывало законное недовольство со стороны возвращающихся на Родину советских и иностранных граждан. Были нередки случаи, когда люди в дождливую погоду вынуждены были находиться на чердаках; не получали горячей пищи по нескольку дней и даже хлеба; не получали своевременно медицинской помощи. Как правило, в лагерях находилось одновременно по 8–10 тысяч, а в отдельных лагерях по 25–30 тысяч человек». Из-за отсутствия транспорта репатрианты вынуждены были жить в таких условиях по два месяца и более{292}.
Огромный репрессивный аппарат Советского государства был обращен на поиски шпионов и изменников Родины среди массы репатриантов, переданных союзниками[117]. Именно в них контрразведчики видели потенциальных агентов иностранных разведок[118]. По распоряжению Уполномоченного НКВД СССР в Германии генерал-полковника И.А. Серова для фильтрации гражданского населения при каждом лагере были организованы проверочно-фильтрационные комиссии (ПФК) численностью от 30 до 50 человек каждая{293}. Работу по проверке бывших военнопленных и лиц, которые служили в национальных легионах и войсках РОА на стороне вермахта, проводили органы контрразведки[119]. Они были ориентированы на то, что именно среди бывших военнопленных следует искать врагов Советского государства, агентов вражеских спецслужб. В результате проделанной «работы» проверочно-фильтрационными комиссиями и органами контрразведки к концу 1945 г. было передано в спецлагеря НКВД более 600 тысяч человек, 1230 тысяч — в Красную Армию[120], большая часть из них направлена в специальные запасные части НКО.
В знак протеста против произвола и угроз расправой на Родине отдельных работников ПФК и СМЕРШ, а также из-за недовольства господствовавшим в СССР сталинским режимом некоторая часть репатриантов отказывалась возвращаться домой. Особенно подавленное настроение отмечалось у репатриантов из Прибалтики и западных областей Украины. Были случаи побегов из лагерей, самоубийств, особенно лицами из среды военнопленных. Лишь за сентябрь 1945 г. по всем лагерям зоны было отмечено 28 самоубийств. Тем не менее к весне 1946 г. число репатриированных из зон союзников достигло 2 352 686 человек, в том числе 1 392 647 гражданских лиц и 960 039 — военнопленных[121].
Наплыв огромной массы репатриантов в мае — июне 1945 г., возникшие трудности в их размещении требовали срочного решения вопроса о путях вывоза советских граждан на Родину. Отправка репатриируемых предполагалась: а) походным порядком из Германии до пограничных лагерей на границе с Польшей — 850–900 км; б) автомобильным транспортом; в) железнодорожным транспортом: по союзной колее до областных центров и по западноевропейской колее до транзитных лагерей на польско-советской границе; г) морским транспортом из портов Германии до Ленинграда{294}.
В соответствии с Постановлением ГКО от 16 июня 1945 г. и директивами № 104323, 104349 и 104377 заместителя НКО СССР генерала армии Н.А. Булганина на период июль — сентябрь был спланирован массовый вывоз репатриантов из лагерей и СПП групп войск[122]. Планом было предусмотрено вывезти из Группы советских оккупационных войск в Германии 1 290 тысяч человек репатриантов, в том числе: железнодорожным транспортом — 750 000, автотранспортом — 540 000 человек; из Центральной группы войск — 442 000 человек, в том числе: железнодорожным транспортом — 262 000, автотранспортом — 180 000 человек; из Северной группы войск — 165 000 человек, в том числе: железнодорожным транспортом — 90 000, автотранспортом — 75 000 человек. Всего по трём группам войск планировалось вывезти 1 897 000 репатриантов{295}. Стоит отметить, что перевозки совпали по времени со столь же массовыми перевозками демобилизованных красноармейцев из групп войск, а также демонтированного оборудования фабрик и заводов с территории Германии. Всё это создало определённое напряжение в подаче порожняка для репатриантов. Пришлось привлечь 118 военно-санитарных поездов с дополнительной прицепной частью в 20–25 вагонов товарного парка, оборудованных для людских перевозок. Это позволило компенсировать намечавшееся недовыполнение плана[123].
Для контроля передвижения эшелонов с репатриантами по дорогам Польши[124] Уполномоченным СНК СССР по делам репатриации командировались ответственные офицеры и оперативная группа во главе с генерал-майором И.Г. Хмарой, а также представители прокуратуры групп войск, прокуратуры Союза и Наркомата государственного контроля СССР.
Основными железнодорожными маршрутами при перевозке репатриантов из лагерей (СПП) групп войск в приграничные лагеря (СПП) военных округов стали: из Группы советских оккупационных войск в Германии — Берлин — Познань — Варшава — Брест — Белосток; Берлин — Познань — Остров — Лодзь — Развадов — Люблин — Ковель; из Северной группы советских оккупационных войск — Бреслау — Оппельн — Краков — Перемышль — Львов; Познань — Торн — П.-Эйлау — Алленштейн — Инстербург; из Центральной группы советских оккупационных войск — Вена — Будапешт — Дебрецен — Чоп — Сигет; из Южной группы советских оккупационных войск — Бухарест — Плоешти — Баку — Пашкани — Яссы — Унгены.
Несмотря на то, что начальники эшелонов с репатриантами получали специальные удостоверения, согласно которым всем должностным лицам вменялось в обязанность оказывать содействие в быстрейшем продвижении эшелонов, до конца 1945 г. имелись значительные недостатки в этом деле. Огромное количество эшелонов с репатриантами в связи со слабыми перегрузочными способностями приграничных станций скопилось (были поставлены на отстой) в Польше.
Отправленные в сентябре — октябре с территории Германии вертушки-эшелоны вагонными печами оборудованы не были. Тяжёлое положение репатриируемых с наступлением холодов усугублялось тем, что выданное на 15 суток продовольствие уже было израсходовано, а пополнять его из запасов военно-продовольственных пунктов не всегда удавалось. Репатрианты стали обменивать вещи на продукты, а некоторые занялись грабежом местного населения. Команды, сопровождавшие эшелоны (10 человек на 1,5–2 тысячи человек), обеспечить твёрдый порядок не могли. Более того, должностные лица эшелонов сами стали заниматься вымогательством вещей у репатриантов, расхищали выданные продукты, «разбазаривали» людей. Несвоевременное возвращение вертушек-эшелонов после выгрузки задерживало отправку граждан из лагерей. Всего за период с июля по декабрь 1945 г. Управлением военных сообщений ГСОВ в Германии было сформировано 134 вертушки, в которых было занято около 6500 вагонов{296}. Из этого количества вернулось не более 60%, остальные были расформированы на станциях Брест, Ковель для перестановки на союзную колею или были отобраны для других перевозок{297}.
В свою очередь, быстрое передвижение скопившихся в Польше эшелонов с репатриантами после принятия мер к улучшению работы на станциях Брест, Ковель и других привело к перегрузке транзитных лагерей на польско-советской границе, люди были вынуждены в условиях наступивших холодов располагаться у костров под открытым небом.
Однако, несмотря ни на что, за период с июля 1945 г. по февраль 1946 г. по железной дороге было перевезено 1 851 839 человек, что составило 65,5% от всей массы репатриантов{298}. Было предоставлено 95 904 вагона. В том числе: в июле — 22 387, в августе — 28 548, в сентябре — 17 974, октябре — 15 289, в ноябре — 4 995, в декабре — 5 109, в январе 1946 г. — 845 и в феврале 1946 г. — 755 вагонов{299}.
Активно использовался и автотранспорт (до 5 000 машин), которым в общей сложности перевезено 976 731 человек. Основными маршрутами для автотранспорта по Группе советских оккупационных войск в Германии были Виттенберг — Торгау — Заган — Эльс — Кельце — Замостье — Владимир-Вольшский; по Северной группе войск: 1) Пархим — Гарти — Шнайдемюль — Быдгош — Млава — Острув Мазовецкий — Белосток — Гродно — Волковыск, 2) Заган — Эльс — Кельце — Томашув — Рава-Русская; по Центральной группе войск: 1) Ииглава — Брно — Тарнув — Жешув — Львов, 2) Ииглава — Брно — Попрад — Вранов — Густе — Рохор — Коломыя, 3) Леобен — Вена — Нейштадт — Комарно — Эстергау — Лученец — Рожнява — Михальовице — Ужгород — Густе — Коломыя[125].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны советской репатриации"
Книги похожие на "Тайны советской репатриации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Юрий Арзамаскин - Тайны советской репатриации"
Отзывы читателей о книге "Тайны советской репатриации", комментарии и мнения людей о произведении.