Сергей Шапиро - Сколько стоит труд?

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Сколько стоит труд?"
Описание и краткое содержание "Сколько стоит труд?" читать бесплатно онлайн.
Второе издание настоящей книги дополнено и переработано с учетом изменений трудовых и социальных отношений в нашем обществе, появления инноваций в вопросах управления персоналом, а также с учетом изменений действующего законодательства. Книга ставит своей целью рассмотрение различных аспектов такого важного явления нашей жизни как человеческий труд. В книге рассматриваются исторический процесс эволюции труда людей от необходимости иметь средства к существованию до настоятельной сознательной потребности в труде, экономические и психологические аспекты мотивации труда, моральные и нравственные проблемы труда в современных условиях. В настоящей работе использованы материалы исследований по мотивации трудовой деятельности работников проведенных авторами на различных предприятиях г. Москвы и российских регионов, а также передовой зарубежный опыт организации труда. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся проблемами трудовой деятельности.
В Древнем Риме, позаимствовавшем многие достижения Древней Греции, производственные отношения получили дальнейшее развитие.
В первый период римской истории рабство было развито очень слабо. Римский народ, бедный и воинственный, отличался простотой нравов, презирал ремесла, но уважал земледелие и занимался им. Поэтому в домашней жизни свободный труд сохранялся наряду с рабским.
Главным занятием класса свободных людей было земледелие; Оно являлось основой мирной жизни римлянина. Патриции и наиболее знатные из плебеев проводили большую часть времени в деревне среди своих полей. Расширение земельной собственности, благодаря законам, проведенным сенатом, должно было разрушить равновесие между трудом свободным и трудом рабским даже в сельской жизни и повлечь за собой самые пагубные последствия. Но свободный труд, прежде чем погибнуть стал видоизменяться. Мелкий собственник, лишенный своих владений, нередко оставался на своей земле в числе других наемных земледельцев, разделяя с ними все сельские труды.
Земледелие не являлось уделом исключительно рабов. Гражданин занимал в нем первое и самое главное место или в качестве хозяина или в качестве простого работника, если нужда лишила его собственности. Труд, которым гордился знатный богач, не мог позорить разорившегося плебея.
Даже городские ремесла, отчасти оставались в руках свободного населения. Самое необходимое в быту, например, хлеб и одежда, производилось дома, и подобно тому, как земледелие составляло удел мужчин, изготовление этих вещей являлось обязанностью женщин, в том числе самых знатных.
В городе рабский труд повсеместно существовал наряду с трудом свободных людей. С развитием Рима распространялось и рабство. В начале республики рабами становились граждане, разорившиеся и опустившиеся на нижнюю ступень общества. Число рабов возрастало по мере расширения земельной собственности крупных владельцев.
Рим получал рабов из тех же источников, что и Греция, и римское право относило их к двум категориям: рабом рождались или становились. Раб – это человек, лишенный всякой индивидуальности, созданный для того, чтобы служить только орудием, для удовлетворения потребностей хозяина.
Число рабов в Риме в I веке н.э., занятых возделыванием земли, разведением маслин, винограда, обработкой их продуктов, уходом за скотом, составляло около 1500000 человек.
В Древнем Риме рабовладельческие производственные отношения были развиты более сильно, чем в Древней Греции, и противоречия рабовладельческого способа производства достигли наибольшей остроты. На протяжении столетий шла борьба беднейших слоев свободного населения за землю. Поэтому экономическая мысль Древнего Рима решала не вопросы теоретического характера, а прикладные аграрные проблемы. Идеологами организации рационального рабовладельческого хозяйства выступали Катон Старший (234–149 годы до н.э.), написавший трактат «О земледелии» и знаменитый политический деятель и оратор Цицерон (107–44 годы до н.э.). Эти же проблемы нашли отражение и в трудах римских агрономов Варрона и Колумеллы.
Катон, являвшийся крупным землевладельцем, относил рабов к орудиям производства, рекомендовал содержать их в строгости, в зависимости от прилежания рационально использовать их труд. Он считал целесообразным приобретать рабов в малолетнем возрасте и воспитывать их в повиновении. Предусматривая возможные выступления рабов, Катон советовал поддерживать в их среде рознь, разжигать конфликты, несогласие между ними.
Колумелла (I век до н.э.) в своем сочинении «О сельском хозяйстве» писал о низкой производительности рабского труда, о том, что рабы приносят полям величайший вред, плохо относятся к работе, к содержанию скота, инвентаря, воруют, обманывают землевладельцев. В поисках выхода из кризиса рабовладения ученый отдавал предпочтение более производительному труду свободных людей, ставил вопрос об отказе от рабского труда, наделения землей колонистов.
Одной из серьезных экономических проблем Древнего Рима была концентрация земельной собственности в руках патрициев и обезземеливание значительной части крестьянства (плебеев). Защитниками интересов разорявшихся мелких землевладельцев выступали народные трибуны братья Гракхи, Тиберий (162–133 годы до н.э.) и Гай (153–121 годы до н.э.). Они провели, несмотря на сильное сопротивление, аристократии аграрный закон, по которому у владельцев крупных латифундий государственная земля изымалась и раздавалась бедным гражданам мелкими участками на правах наследственной аренды без права продажи. Каждый гражданин мог занимать из общественных земель около 125 гектаров земли (500 югеров) и по 250 югеров на каждого из двух сыновей, при этом каждая семья не могла иметь больше 1000 югеров. Все излишки земли подлежали возвращению государству и распределению среди нуждающихся по 30 югеров на условиях наследственного владения и уплаты небольшого налога. Таким образом, была создана основа для производительного земледельческого труда свободных людей, хотя преимущественное значение имело крупное землевладение, основанное на рабском труде.
Глава 4. Что представлял собой труд в средние века?
Средневековье – эпоха феодализма, пришедшая на смену рабовладельческому строю, – занимает период более тысячи лет со времени падения Римской империи в V веке нашей эры до Великой Французской Буржуазной революции 1789– 94 годов.
Экономические воззрения средневековых ученых носили ярко выраженный богословский характер и опирались на религиозно-этические нормы. Основой общественного устройства служили натуральнохозяйственные отношения и труд крепостных крестьян (смердов), которые имели не намного больше прав, чем рабы в период Древнего Мира. Взгляды ученых разных стран средневекового мира, особенно в период раннего средневековья, объединяло неприятие основополагающих принципов рыночных отношений.10
Основным из источников экономической мысли средневекового востока для нас является Коран – священное писание мусульманских народов, распространенное в начале VII века, пророком Мухаммедом (Магометом) – основателем ислама, который в обычной жизни был купцом из Мекки, хорошо искушенным в экономических вопросах. Коран, является не только сборником проповедей и молитв, но и сводом законов, освещающих для мусульман правовые и экономические аспекты их жизни.
Коран излагает следующие взгляды на роль труда:
– возвышенное отношение к труду;
– богоугодность торговли;
– сложившееся социальное неравенство, т.е. деление общества на богатых и бедных.
Другим источником экономической мысли арабского Востока являются труды мыслителя Ибн-Хальдуна (1332–1406), жившего в северо-восточных странах Африки (Магрибе). Ученый выдвинул концепцию «социальной физики», не отвергавшую провозглашаемые Кораном принципы. Основным достижением его учения является дифференцированная характеристика эволюции общества от «примитивности» к «цивилизации». Он считал, что цивилизация прибавила к традиционным хозяйственным занятиям людей – земледелию и скотоводству – такие прогрессивные формы трудовой деятельности, как ремесло и торговля. Успешное развитие всех отраслей экономики, приводит, по его мнению, к многократному увеличению богатства народа, дающего возможность сделать роскошь достоянием каждого человека, однако переход к цивилизации с ее возможностями для избыточного производства материальных благ не означает, что наступит всеобщее равенство и благоденствие. Характеризуя «стоимость труда», т.е. заработную плату, Ибн-Хальдун утверждает, что ее размер зависит, во-первых, от «количества труда человека», во-вторых, от «его мест среди других трудов» и, в третьих, «от потребности людей в нем» (труде).
Отражение отношения к труду в экономической мысли средних веков в западно-европейских странах.
Наиболее значимыми авторами этого периода времени считаются один из основателей школы раннего канонизма Августин Блаженный и основатель средневековой схоластики Фома Аквинский. Августин Блаженный (настоящее имя Аврелий Августин) – христианский епископ во владениях Римской империи в Северной Африке, (353–430 годы н.э.) заложил принципы религиозноэтического подхода к экономическим проблемам, остававшиеся незыблемыми до конца XI века.
Фома Аквинский (1225–1274), итальянский монах бывший с 1257 доктором парижского университета, был достойным продолжателем Августина Блаженного и канонистов. Однако, в связи с тем, что он жил в период позднего феодализма, то его взгляды носили экономически выраженный характер и учитывали развитие товарно-денежных отношений.
Авторы церковных законов (канонов) выступали против свойственного идеологам античного мира презрительного отношения к физическому труду. Августин Блаженный, жил при рабовладельческом строе Древнего Рима, но так как он выступал с позиций христианской церкви, то экономическая наука относит его взгляды к периоду средневековья. Он не видел различия между умственным и физическим трудом исходя из их божественного (естественного) происхождения и, учитывая их влияние на достоинство человека в связи с занимаемым им положением в обществе, не отделял их друг от друга.. Августин считал необходимым сочетание духовной деятельности с физическим трудом, повторяя христианский принцип, провозглашенный апостолом Павлом, но более известный как принцип социалистического общества «Кто не работает, тот не ест». Так же как философы Древнего Мира особо важным он считал труд по обработке земли. В то же время он оправдывал рабство и эксплуатацию труда. Происхождение рабства он объяснял правом войны, так как победитель имеет право убить побежденных или сделать их рабами. Состояние рабства предназначено Богом грешникам, они должны с полной готовностью служить своим господам. За это после смерти они получат спасение от грехов и вечную жизнь.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сколько стоит труд?"
Книги похожие на "Сколько стоит труд?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Шапиро - Сколько стоит труд?"
Отзывы читателей о книге "Сколько стоит труд?", комментарии и мнения людей о произведении.