» » » » Константин Бекетов - Суна-2000


Авторские права

Константин Бекетов - Суна-2000

Здесь можно скачать бесплатно "Константин Бекетов - Суна-2000" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Суна-2000
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Суна-2000"

Описание и краткое содержание "Суна-2000" читать бесплатно онлайн.








Бекетов Константин

Суна-2000

Константин Бекетов

Суна-2000

Водный поход по маршруту: ст.Брусничная - оз.Суккозеро - р.Суккозерка р.Торосозерка - оз.Гимольское - р.Вотто - г.Воттоваара (417м, радиальный выход) - р.Суна - пос.Гирвас - вдп.Кивач (радиальный выход) - ст.Кондопога.

Протяженность маршрута, включая пешие радиальные выходы, около 270 км. Маршрут был пройден на байдарке Таймень-2 за 5 ходовых дней + 1 вынужденная дневка. Ниже приводится техническое описание в дневниковой форме. От большинства опубликованных ранее описаний Суны предлагаемый текст отличается дополнительной информацией о р.Вотто и горе Воттоваара, а также описанием возможного пути обноса сухого русла Суны ниже плотины в Гирвасе. В конце приведено расписание автобусов из Кондопоги по всем направлениям на лето 2000 года.

По срокам проведения (май-июнь) поход может быть отнесен к весенним сплавам, но аномально теплая и сухая весна 2000 г. привела к почти полному отсутствию паводка; как следствие - уровень воды не сильно отличался от меженного, зато погода благоприятствовала путешествию, за исключением первого дня и сильных встречных ветров на всем протяжении пути.

Общая характеристика бассейна р.Суна.

Территорию можно отнести к Средней и Южной Карелии. По общему перепаду высоты между истоком и устьем Суна практически не имеет себе равных в Карелии: исток реки (оз.Кивиярви) имеет отметку 354 м над у.м., а уровень Онежского озера - 33 м. Но этот факт не более чем географический казус: основное падение приходится на первые 10 км, абсолютно не пригодные для сплава, где река носит название Сун и имеет характер небольшого ручья с множеством завалов. Второй участок резкого падения - Нижняя Суна, ныне обезвоженная постройкой плотины в пос.Гирвас. На этом участке некогда существовали грандиозные пороги-водопалы Гирвас и Поор-порог; до настоящего времени "дожил" только Кивач, заметно растерявший былую мощь. На эти три препятствия приходится основное падение Нижней Суны: 55 м из 65 всего!

На оставшейся, доступной для сплава части падение невелико - менее 1 м/км вне озер, которых на реке много, причем озера значительных размеров.

Суна берет начало на склонах западной цепи Западно-Карельской возвышенности (в пределах которой всего выделяют три параллельных гряды). В верхнем и среднем течении река проходит в понижении между возвышенностями, здесь сосредоточены крупные озера. От озера Гимольского относительно недалеко до высшей отметки Западно-Карельской возвышенности - г.Воттоваара. В среднем течении река устремляется на восток, образуя несложные пороги и перекаты в местах пересечения моренных гряд. В нижнем течении река прорезает небольшие скальные кряжи (по-карельски - "сельги"), образуя водопады.

В верхнем течении, в озерной части, река принимает множество притоков; по ним возможны разные варианты начала маршрута. Причем эти варианты даже более популярны, чем сплав по собственно Верхней Суне - из-за более простого подъезда, нежели к ст.Тумба на ж/д ветке Суккозеро - Лендеры, через которую протекает река.

Вариантов начала маршрута с ж/д ветки Петербург - Костомукша три: от ст.Брусничная (этот вариант описан ниже), от ст.Гимолы и от ст.Поросозеро. в последнее время для проезда к этим станциям снова требуется пропуск в пограничную зону (по крайней мере при заезде на поезде No249 Петербург Костомукша).

Описание маршрута.

27.05. Прибыли на ст.Брусничная рано утром. Поезд No249 Петербург-Костомукша предоставляет две возможности добраться до Брусничной: если взять билеты в вагоны основного состава, то вылезать придется в 6 утра; если же купить билеты в отцепной вагон, следующий до ст.Лендеры, то благодаря 3-часовому ожиданию локомотива в Суккозере можно спать примерно до 9 часов.

От станции нужно пройти примерно 200 м вперед по шпалам, а затем перед переездом свернуть влево к берегу озера. Здесь имеется небольшая поляна в стороне от дороги, рядом устье бурного ручья, вытекающего из оз.Таразма.

Погода в тот день была крайне отвратительная: очень сильный встречный шквалистый ветер, холодно, непрерывный дождь. Поэтому, проплыв с полчаса по Суккозеру до ближайших крупных островов, встали на вынужденную дневку. Острова покрыты сосновыми борами, проблемы с выбором места под палатку поверхность очень каменистая.

28.05. Значительное улучшение погоды, солнечно, ветер слабый. За 2 ходовых часа пересекли Суккозеро в южном направлении, до истока р.Суккозерки. В заливе, предваряющем исток, несколько островов, на которых имеются рыбацкие избы. В истоке остатки плотины, обнос 5 м по левому берегу. За плотиной - небольшой перекат. Ниже река спокойно течет в низких, в основном, берегах, но кое-где попадаются отдельные бугры, пригодные для стоянки. Ширина русла 15 м. Примерно через 3 км небольшое оз.Колми, продолжение реки - в заливе по правую руку. Далее на реке три переката-порожка, все они могут пройдены без просмотра. Во втором по счету порожке значительное сужение русла, в струе большие камни. В третьем порожке, следующем почти сразу, проход осложнен упавшим в поток деревом. Третий порожек впадает непосредственно в небольшое оз.Сурилампи. Выход из озера - слева по ходу, за болотистым мыском.

Вскоре за озером на реке перекат, а за ним наиболее сложное препятствие: пор.Нежданный. В начале порога низкий мост. Необходимо пристать к левому берегу (грунтовая дорога) для просмотра/обноса. Падение в пороге около 7 метров, общая длина препятствия порядка 400 м, река образует петлю с поворотом более чем на 180 градусов. Благодаря этому обнос всего около 200 м (50 по дороге и около 150 по хорошо набитой тропе вперед-влево). Рядом с тропой хорошая стоянка.

При прохождении порога основная проблема - протиснуться под очень низким мостом. В большую воду это не реально - зазор сантиметров 20. За мостом серия сливов до 1 метра, шивера, плес на левом повороте и за плесом вторая ступень с выраженным сливом. В целом порог чем-то напоминает Табун на Лоймоле в Сев.Приладожье, только река делает петлю в другую сторону.

Ниже до оз.Торос препятствий нет. На озере слева на мысе изба, за мысом залив, откуда вытекает следующая река маршрута - Торосозерка. Ее протяженность около 4 км, препятствий нет, за исключением двух перекатов в устье - над первым из них довольно низкий мост, но проход возможен даже в паводок. В среднем ширина Торосозерки около 20 м.

Река впадает в крупное оз.Гимольское. При выходе в озеро хорошая стоянка через 1 км на мысе слева. По озеру плывем, придерживаясь юго-западного берега длинного острова Денга. За островом поворачиваем к востоку, где на материке видна полоска песчаного пляжа. Здесь хорошая стоянка, недостаток - подходит дорога, если пойти по ней от озера, то через пару километров выходишь на трассу "Поросозеро - Боровой" к километровому столбу "133/46". Вокруг - сплошные вырубки.

29.05. Утром плотный туман, что крайне не характерно для данного времени года. По словам подплывшего в тумане рыбака из пос.Гимолы, вариант начала сплава от ст.Тумба ж/д ветки Суккозеро - Лендеры по р.Сун вполне возможен, воды должно хватать; более того, некоторые группы так и поступают.

Предпринимаем радиальное путешествие к горе Воттовара, для чего необходимо подняться вверх по р.Вотто.

Ширина Вотто 15-20 метров, завалы отсутствуют. Встречное течение ощутимое, особенно перед и после ж/д моста (около 1 км от устья). Сильные духом могут подняться на веслах. В летнюю межень проход по Вотто может стать проблематичным из-за мелководья.

В 1.5 км выше ж/д моста путь преграждает шивера, преодолеваемая проводкой. Еще через 1.5 км история повторяется. Выше этой второй шиверы порог, обнос левым (орографически) берегом 100 м. В пороге общее падение около 1.5 м, в середине слив с плиты высотой примерно 1 метр, на левом берегу остатки руслостеснительной дамбы, выше по течению - небольшая рыбацкая стоянка. За порогом серия перекатов (проводка), небольшой плес, еще один перекат на выходе в оз.Ачалампи. Подъем от Гимольского озера до Ачалампи занял 3 часа чистого ходового времени.

Озеро Ачалампи окружено холмистыми берегами с прекрасным сосновым лесом. Много отличных стоянок. На короткой протоке из оз.Воттозеро встречается еще один перекат-порожек, при подъеме против течения здесь проводка левой (орографически) протокой.

На оз.Воттозеро по берегам - сосновые боры, кое-где песчаные пляжи, но много и болот. С глади озера уже виден вытянутый массив горы Воттоваара.

На озере несколько островов, на них и на западном берегу - рыбацкие избушки. В северной части озера имеется сужение, миновав этот пролив, высаживаемся на восточном берегу, где имеет место прямо-таки супер-стоянка с сосновым бором, импровизированным деревянным шезлонгом и полоской песчаного пляжа. Отсюда начинаем пеший путь к Воттовааре.

Необходимо преодолеть 4-5 км в северо-восточном направлении по заболоченной северной тайге. На большей части пути тропа отсутствует, поэтому даже налегке скорость передвижения небольшая; расстояние до подножия Воттоваары преодолевается минимум часа за полтора. В середине пути безлесное болото с видом на гору. Далее выходим на дорогу (старая лесовозная грунтовка), по ней вправо до подножия западного склона. Подъем по западному склону занял 30 минут. Крутизна кое-где до 35 градусов, камни, небольшие скалы. Сосново-еловая тайга чередуется с очень старыми вырубками или следами лесных пожаров. Наверху сильно пересеченное скальное плато, покрытое угнетенным лесом (старые сосны 2-3 метра высотой! ). Среди скальных выходов несколько небольших озер. Скалы разбиты гигантскими трещинами, в их глубине еще белеет снег. Пройдя около 500 метров в северо-восточном направлении, обнаружили разрушенный тригопункт на вершине. Сняли несколько вершинных записок, датированных зимой и летом 1999-го года.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Суна-2000"

Книги похожие на "Суна-2000" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Константин Бекетов

Константин Бекетов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Константин Бекетов - Суна-2000"

Отзывы читателей о книге "Суна-2000", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.