» » » » Наталья Пожарицкая - Обезьяны, обезьяны, обезьяны...


Авторские права

Наталья Пожарицкая - Обезьяны, обезьяны, обезьяны...

Здесь можно скачать бесплатно "Наталья Пожарицкая - Обезьяны, обезьяны, обезьяны..." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Природа и животные. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Наталья Пожарицкая - Обезьяны, обезьяны, обезьяны...
Рейтинг:
Название:
Обезьяны, обезьяны, обезьяны...
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Обезьяны, обезьяны, обезьяны..."

Описание и краткое содержание "Обезьяны, обезьяны, обезьяны..." читать бесплатно онлайн.



Обезьяны. Трудно назвать других животных, которые бы так будоражили человеческое воображение, вызывали бы к себе столь различное отношение, порождали бы столько легенд и суеверий и вместе с тем издавна привлекали пристальное внимание натуралистов и ученых.

Книга, построенная на новейших научных данных, рассказывает об истории открытия, особенностях образа жизни некоторых обезьян, о том, как исследуют поведение этих удивительных животных, и о том, какое значение имеют эти исследования для развития многих областей человеческого знания.






Но более всего, конечно, поражает мимика. Богатство ее — результат того, что у гамадрилов хорошо развита мимическая мускулатура, мышцы головы. Двигая ушами, глазами, ртом, кожей головы, гамадрилы могут продемонстрировать страх, ярость, любопытство, нерешительность, веселое настроение, злобу, печаль. И множество оттенков эмоций. Особенно, если в гамадрильем существе идет «борьба мотивов».

Предложите любой обезьяне лакомство на виду у вожака. Взять кусок она не имеет права — все самое вкусное в первую очередь принадлежит вожаку. Этот закон гамадрильего стада знают даже малыши. Но лакомство остается лакомством, и на обезьяньей физиономии отразится целая гамма чувств — желание заполучить его, страх перед вожаком, попытка тут же засвидетельствовать ему почтение, нерешительное нахальство...

У самца самые выразительные эмоции возникают в случае, когда он видит врага, но не может с ним сразиться. Заканчивается такая ситуация весьма неожиданным образом. Обезьяна начинает... зевать. Зевки эти страшны и страстны. Напоказ все зубы, десны, ярко-красная глотка. Зажмуренные глаза, напряженное тело, взъерошенная грива лишь подчеркивают степень возбуждения гамадрила. Именно такое зевание вызвал у самца-гамадрила Егор в день моего первого знакомства с обитателями Сухумского заповедника.

Малыши легко и быстро начинают распознавать сигнальное значение эмоций, «язык» стада, и если не блюсти табель о рангах, то во всяком случае демонстрировать уважение перед вожаком. Все это складывается тоже на основе сложного переплетения врожденных и приобретенных черт поведения. Большую роль здесь играет способность обезьян к подражанию и обучению, их сообразительность. Эти качества, как мы потом увидим, особенно развиты у человекообразных обезьян. Но и у низших имеются.

Хорошо известны опыты, в которых экспериментатор показывал гамадрилам предметы разной формы и цвета, а обезьяна выбирала из груды игрушек точно такие же, что предъявлял ему человек. В других опытах гамадрилы неплохо демонстрировали свою способность бросать предметы. Советский приматолог Э. П. Фридман приводит такой случай. Самец-павиан, после того как у него взяли кровь из вены, опередив лаборанта, схватил ватный тампон и вытер кровь на месте укола.

Из литературы известны случаи еще более поразительные. В Южной Америке одна предприимчивая хозяйка приучила бабуина пасти коз. Бабуин с большой охотой выполнял обязанности пастуха. Выгонял коз по утрам на пастбище, рьяно подгонял к стаду отбившихся, а по вечерам приводил их к хозяйке. Однажды вечером хозяйка, как обычно, заперла коз в загоне и вдруг обратила внимание на то, что бабуин необыкновенно взволнован. Он суетился около загородки, а потом ринулся в сторону пастбища. Через некоторое время бабуин вернулся, гоня перед собой отставшего от стада козленка. Впрочем, возможно, это рассказ из серии «Хотите верьте — хотите проверьте». Но вот то, о чем я сейчас расскажу, факты, подтвержденные, документированные, принятые к сведению наукой об обезьянах.

Изобретательная Имо

Имо принадлежала к виду японских макаков. Она была одной из обезьян в стаде, обитавшем на острове Кошима. В начале пятидесятых годов группа японских приматологов взяла стадо под наблюдение. В нем было тридцать макаков, и ученые задались целью досконально, во всех подробностях изучить поведение каждой. Привычки, характер, особенности поведения, контакты с каждым из сородичей. Каждой из тридцати обезьян было дано имя. Наблюдения длились несколько лет.

Для начала ученые позаботились о том, чтобы обезьяны всегда были в их поле зрения и не боялись людей. Поэтому на побережье они выбрали площадку, которую часто посещало стадо, и стали регулярно раскладывать на ней бататы — сладкий картофель. Обезьяны быстро поняли, что к чему, стали приходить сюда чаще, а после и вовсе обосновались здесь жить.

В один из осенних дней 1953 года полуторагодовалая самка, та, которую исследователи назвали Имо, подняла с земли грязный батат и случайно погрузила его в воду ручья. Потом руками обтерла с него грязь. Чистый батат, без грязи и песка, конечно, вкуснее. После этого случая Имо теперь каждый раз «мыла» бататы перед едой. Так, словно следовала советам листка санпросвета. Между тем ей никто не внушал, что перед едой фрукты и овощи следует мыть. Это было ее собственное открытие.

Однажды, когда чистюля Имо окунала в воду очередной батат, это увидел один из детенышей — ее приятель по играм. Месяц он наблюдал священнодействия Имо, а потом последовал ее примеру и тоже стал «мыть» грязные овощи. Через четыре месяца, понаблюдав за дочерью, то же самое стала делать мать Имо. В конце концов эту привычку переняли все детеныши, с которыми общалась Имо, и их матери. Четыре года спустя после «изобретения» Имо, мытье бататов вошло в привычку у пятнадцати обезьян из тридцати. Любопытно, что этому научились в первую очередь детеныши в возрасте от одного года до трех, их матери и некоторые пяти-семилетние самки. Не научились взрослые самцы, которые почти не вступали в контакт с детенышами.

Наблюдения, приведенные в последующие пять лет, позволили установить, что привычка мыть бататы распространилась в стаде очень широко и даже стала передаваться следующему поколению. Подросшие подруги Имо, обзаведясь собственными детенышами, теперь обязательно учили их этому. В 1962 году из 59 животных стада 42 мыло бататы. По-прежнему этого не делали старые самцы и самцы, занимающие высокое положение в стаде (к слову сказать, другие обезьяны для них бататы не мыли). Не делали этого также необученные малыши и шесть из семи детенышей одной самки, которые, по утверждению наблюдателей, были слабо развиты в умственном отношении. Исследователи отмечали также, что у разных животных были разные способности в освоении этого нехитрого дела.

В результате наблюдений было установлено, что «изобретенное» одним животным мытье бататов за десять лет стало обычной во время кормежки чертой Поведения исследуемой группы обезьян. Она стала устойчиво передаваться от поколения к поколению. Другие стада японских мака-ков, жившие на острове, но не общавшиеся с экспериментальной группой животных, получив от людей бататы, не мыли их. На основании своих наблюдений японские ученые высказали мысль о том, что у обезьян могут возникать традиции. Правда, они честно признавали, Что «традиция» передавалась из поколения в поколение лишь в том случае, если у обезьян под рукой были бататы — и у того поколения, в котором «возникла традиция», и у того — кому она передавалась. В этом, по мнению исследователей, коренное ее отличие от традиций у человека. Ибо человечество свой опыт, свои традиции способно передавать не только в буквальном смысле слова из рук в руки, но с помощью речи, письменности, любых доступных ему средств хранения и передачи информации.

Вернемся, однако, к бататам.

Сначала их мыли в ручье. Потом несколько обезьян стало использовать морскую воду залива. И уже в 1962 году все обезьяны мыли бататы в морской воде. Видно, они от этого становились вкуснее.

Самка Имо в 1956 году сделала еще одно «открытие». Однажды у исследователей подошли к концу запасы бататов, и они решили подкормить обезьян пшеницей. Макаки любят ее. Не случайно так страдают крестьянские посевы от налетов обезьян. Но одно дело на поле. Там легко нарвать колосьев, вылущить семена и набить ими защечные мешки. А здесь семена оказались рассыпанными на песке. Иди-ка выбери каждое зернышко. Не есть же с песком. Выручила всех изобретательная Имо.

В один прекрасный день, когда прочие соплеменники ее сосредоточенно выуживали семена, она взяла в руки горсть песка, поднесла ее к заливу и бросила в воду. Песок ушел на дно, а зерна остались в воде. Имо выловила их и съела. К 1962 году этот способ «золотой промывки» у нее переняли 19 сородичей. А одна самка и ее дочь даже «усовершенствовали» способ добычи зерна. Правда, на особый манер. Сами они никогда промывкой не занимались, но заставили это делать для себя других обезьян. Сразу оговорюсь, что «заставили» — термин, предложенный исследователями. На самом деле все было, видимо, намного проще. Скорее всего, обезьяны отнимали отмытую пшеницу у своих сородичей.

Любопытно, что «мойщики пшеницы» стали особенно ловко держаться на ногах, полувыпрямившись и освободив руки для того, чтобы переносить в них горсти песка с пшеницей.

Имея постоянно дело с водой, обезьяны научились находить в ней другую пищу, плавать и даже нырять. Так одна привычка повлекла за собой другую. Купание в холодном заливе было, наверное, мало приятно. Зато купание в горячих источниках острова полюбилось. Пионерами в их освоении стали опять-таки молодые животные.

Однажды несколько подростков, покрутившись возле источника, медленно вошли в воду и стали барахтаться в ней. Купание понравилось им. С тех пор они стали принимать целебные ванны каждый день. Глядя на них, пристрастились к купанию в теплых водах другие. Вскоре поветрие охватило все стадо. Эта привычка передалась следующему поколению и стала нормой поведения животных из подопытной группы. Исключение составляли малыши до одного года. Они только плескали друг на друга водой под зорким наблюдением мамаш.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Обезьяны, обезьяны, обезьяны..."

Книги похожие на "Обезьяны, обезьяны, обезьяны..." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Пожарицкая

Наталья Пожарицкая - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Пожарицкая - Обезьяны, обезьяны, обезьяны..."

Отзывы читателей о книге "Обезьяны, обезьяны, обезьяны...", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.