Хари Апте - Чандрагупта
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Чандрагупта"
Описание и краткое содержание "Чандрагупта" читать бесплатно онлайн.
Роман «Чандрагупта», принадлежит перу одного из крупнейших писателей Индии, родоначальника художественной прозы на маратхи — Хари Нараяна Апте.
Чандрагупта — основатель династии Маурьев, в IV веке отвоевал у греков исконно индийские земли и сумел объединить страну после ухода войска Александра Македонского.
Хари Нараян Апте
Хари Нараян Апте и его романы
Роман «Чандрагупта» принадлежит перу одного из крупнейших писателей Индии, родоначальника современной художественной прозы на маратхи — Хари Нараяна Апте.
На языке маратхи, числящемся у нас пока еще в разряде «редких», говорят сорок миллионов человек. На нем веками создавалась богатейшая литература, в которой задолго до X. Н. Апте звучали голоса чародеев поэтического слова.
На литературном небосводе Индии ярким созвездием горят славные имена Днянешвара — духовного праотца чаратхов, Намдева — певца всеобщего братства, Тукарама — выразителя эмоционального богатства простых людей. Маратхи дали Индии героев, борцов за свободу, которыми гордится любой индиец: сколько вдохновенных страниц на многих языках Индии посвящены Шиваджи — этой титанической фигуре средневековья, Лакшмибаи — героине народного восстания 1857 года, Локманьо Тилаку — выдающемуся деятелю национально-освободительного движения конца XIX — начала XX веков.
Махараштра — «Великая страна» — лежала в начале XIX века у ног белого «сахиба» — англичанина — иссеченная, изрубцованная саблями, расстрелянная пушками. Через бомбейский порт в английскую казну текли, словно кровь из перерезанной вены, богатства Махараштры. Истощаемую непосильными поборами, открытым грабежом Махараштру, как и всю Индию, легко и часто стали поражать голод и эпидемии, уносившие тысячи человеческих жизней.
Англия, эта мировая капиталистическая держава, в целях эффективного ограбления национального богатства Индия стала культивировать здесь новые формы хозяйствования. В городах Махараштры, в частности, в Бомбее, создаются промышленные предприятия, административно-хозяйственные учреждения. Для нужд обширного колониального аппарата англичане формируют кадры чиновников из местного населения, получивших европейское образование. Однако индийцев привлекают только на низкие должности, и труд их оплачивается намного хуже, чем труд англичан. Не имея других сфер применения своих знаний, кроме как на низкооплачиваемых должностях на службе у англичан, индийская интеллигенция постепенно становится грозной силой в нарастающим антиколониальном движении индийского народа.
Знакомство с европейской культурой и наукой не только вооружало эту интеллигенцию передовыми идеями Запада, но и усиливало ее стремление к глубокому изучению своей культуры, побуждало к критическому осмыслению национальных традиций. Уже с середины XIX века в Махараштре функционируют многочисленные общества, выпускаются газеты и журналы, проповедующие просветительские идеи. Передовая национальная интеллигенция сочетает критику реакционных обычаев и пережитков с призывом к обновлению социальной жизни общества, к созданию национальной экономики.
Народное восстание 1857 года и движение маратхских крестьян в конце 70-х годов против англичан оказали большое влияние на умы маратхской интеллигенции и сильно накалили идеологическую атмосферу Махараштры в последней четверти XIX века.
Пуна — исторический и культурный центр Махараштры — становится настоящей кузницей кадров патриотической маратхской интеллигенции. Здесь разворачивается деятельность общественных деятелей Чиплункара, Тилака и Агаркара, властителей дум маратхского народа. В Пуне в Новой английской школе, в колледже имени Фергюссона получает образование передовая маратхская молодежь, свободная от тлетворного воздействия официальной системы просвещения.
В Пуне учился и провел большую часть жизни Хари Нараян Апте.
Хари Нараян Апте (1864–1919) родился в брахманской семье. Отец его прошел обычный путь образованного индийца середины XIX века, завершившийся более или менее хорошо оплачиваемой должностью на службе в правительственном учреждении, которая, как правило, понималась как гарантия лояльности по отношению к колониальным властям. Апте, возможно, повторил бы путь своего отца, если бы воспитанием юноши не занялся его дядя, человек прогрессивных взглядов. Апте поступает сначала в Новую английскую школу, а затем в колледж имени Фергюссона, где царили идеи свободомыслия и беззаветного служения народу.
На студенческие годы приходятся первые литературные опыты Апте. Неуемную любознательность его не могут удовлетворить узкие рамки учебной программы, и он самостоятельно научает немецкий и французский языки (английский был обязательным по программе). Голдсмит, В. Скотт, Байрон, Уордсворт, Мольер, Диккенс, Гёте открывают перед Апте совершенно новый мир, непохожий на традиционный, привычный мир отечественной литературы. Но в то же время сами эти новые писатели и поэты так отличны друг от друга! Молодому студенту хотелось во всем этом разобраться. Еще сильнее было желание разобраться в самом себе, выработать свое отношение к литературе и жизни. Понятно было одно: нельзя больше писать в традиционной условной манере. Негодны и старые прозаические жанры — бхаруры (аллегорические сказы), бакхары (художественные хроники): они слишком неуклюжи, их не оживишь никакими злободневными темами. А желание откликнуться на события современной действительности, воплотить их в художественные образы так велико! Стихи? Но они получаются слишком ученическими. Статьи — яркие, страстные, зовущие на борьбу с косностью, предрассудками, невежеством? Но можно ли писать статьи лучше, чем Чиплункар, Тилак, Агаркар — эти подлинные корифеи публицистики?
В результате долгих раздумий у Апте зарождается замысел — создать серию романов, которая была бы историей современного общества. Но что могло быть в то время более безнадежным, чем намеренно писать в этом жанре? Ведь тогда во многих маратхских семьях считали чтение романов чем-то предосудительным и неприличным. Даже такие авторитеты, как Тилак, перед которым Апте благоговел, считали писание романов делом праздным, недостойным уважения. И те несколько романов, которые были написаны до Апте, скорее не реабилитировали, а дискредитировали этот жанр. Чтобы снять это проклятие с жанра романа, недостаточно было одного задора молодости, нужно было обладать многими качествами и в первую очередь — талантом художника Этим качеством Апте был наделен щедро. Именно благодаря ему долго не приживавшийся жанр стал ведущим и самым популярным в маратхской литературе.
Появление в 1885 году первого романа Апте «Посредине» из задуманной им серии «Современных историй» явилось свидетельством того, что в маратхскую литературу пришел яркий и своеобразный писатель с редким даром художественного проникновения в суть окружающей действительности, в глубины человеческой психологии. Роман был посвящен теме женского равноправия — одному из основных пунктов программы индийского просветительства. В нем на примере жизни героини автор показывает нелепость, бесчеловечность существовавших и индийском обществе законов морали, которые обрекали женщину на бесправное, унизительное положение. Вместе с тем Апте предостерегал соотечественников от чрезмерного увлечения Западом, от огульного осуждения национальных традиций.
В этот период Апте стремится к активному освоению европейского художественного опыта: он делает ряд переводов и переложений произведений Шекспира, Мольера, Гюго, которые печатаются в ведущих периодических изданиях Махараштры.
В 1890 году Апте начинает выпускать журнал «Карамнук» («Развлечение»), задачей которого ставит просвещение народа, пропаганду передовых идей в художественной и общедоступной форме. На страницах «Карамнука» Апте печатает статьи обличающие пороки общества, статьи по вопросам национальной и европейской литературы и культуры. Из двадцати написанных Апте романов восемнадцать напечатаны в «Карамнуке». Здесь же печатались произведения крупнейших маратхских поэтов и прозаиков — современников и друзей Апте.
Спор о будущем родины, ведшийся в рядах маратхской интеллигенции, привел к тому, что ко времени основания журнала образовалось два лагеря — сторонники Тилака (экстремисты), которые видели спасение Индии в уничтожении оков колониализма, и сторонники Агаркара (умеренные), ратовавшие за проведение социальных реформ, упорядочение социальной жизни страны в пределах Британской империи.
Журнал «Карамнук» внешне поддерживает программу умеренных реформаторов: Апте оберегает свой журнал от обсуждения на его страницах острых политических вопросов. Но является ли Апте столь же умеренным художником-романистом, как умерен Апте-журналист? Казалось бы, его первые романы («Посредине», «Ганпатрао», «Но кому до этого дело?», «Я») говорят о его слабой политической активности. Но и в этих романах содержится обличительное начало. Апте-просветитель выдвигает в них свой положительный идеал, воплощенный в образах представителей передовой интеллигенции — страстных борцов за национальные прогресс, защитников интересов народа.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Чандрагупта"
Книги похожие на "Чандрагупта" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Хари Апте - Чандрагупта"
Отзывы читателей о книге "Чандрагупта", комментарии и мнения людей о произведении.