Александр Шмаков - На литературных тропах

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "На литературных тропах"
Описание и краткое содержание "На литературных тропах" читать бесплатно онлайн.
«На литературных тропах» А. Шмакова представляет собой историко-литературные очерки о Радищеве и Акмулле, Сейфуллиной и Завалишине, Серафимовиче и Фадееве и о других писателях, связанных с историей нашего края.
Значительное место в книге занимают обзорные очерки «Уральские писатели о Ленине», «Дооктябрьская «Правда» и литературная жизнь Урала».
Сборник «Литературные тропы» представляет интерес для литературоведов, учителей, библиотекарей, краеведов и любителей литературы.
Все эти факты раздвигают наше представление о деятельности бесплатной библиотеки-читальни. Вспомнить о них — значит, воскресить в памяти замечательные страницы из культурного прошлого Челябинска, забывать которые мы не имеем права.
5. Челябинское литературное гнездо
Не сказать о национальных писателях, живших и работавших в Челябинске, значит, обеднить литературное прошлое Южного Урала, не дописать страницу о тех традициях, которые были заложены в нашем крае Акмуллой, Тукаем, Гафури, Бабичем.
Мы почти ничего не знаем об умершем в 1913 году в Казани Мунире-эфенди Хадиеве. А это был прогрессивный ученый и писатель. Будучи учителем челябинской мектебе, он многое сделал для просвещения своего народа.
Мунир-эфенди Хадиев перевел «Историю Афганистана», написал «Историю башкир», работал над «Историей киргизов». До приезда в Челябинск он жил в Троицке и в городе поэтов оставил о себе память, как о деятельном просветителе{78}.
Уже в советское время, в Челябинске жил и работал писатель Габдулла Гатауллин — член партии с 1917 года, участник революционных событий на Урале. Он печатал свои произведения под псевдонимом Апуш, принимал активнейшее участие в татарском альманахе «Подарок Урала», выходившем в Свердловске.
В этом альманахе кроме Апуша печатались челябинские писатели: поэт Хусаин Аминов, прозаик Идрис Туктаров, драматург Абдулла Ахметов. Творчество их неравноценно, но каждый в меру своих сил и таланта стремился отразить в произведениях жизнь народа и родного края.
Конечно, если говорить о важности творчества этой группы литераторов, то наибольшее значение среди них в то время имели произведения Габдуллы Гатауллина. Им написано несколько пьес, поставленных на сцене участниками самодеятельности. Его творчество заинтересовало А. Серафимовича в последний приезд на Урал. В Челябинске А. Серафимович провел беседу с татарскими писателями и в своих записных книжках, еще не опубликованных, отметил имя Габдуллы Гатауллина.
В 20-е годы в челябинской газете «Кзыл Урал» работал поэт Сагид Рамиев. Он был постоянным сотрудником этой газеты, и одновременно преподавал татарский язык и литературу в совпартшколе. Его часто можно было встретить на литературных вечерах, где Сагид Рамиев не только читал свои произведения, но и был активным пропагандистом молодой советской литературы.
Имя Сагида Рамиева, как поэта, появилось задолго до Октябрьской революции и было знакомо читателю по сборнику его избранных стихов. Тогда поэт сотрудничал в астраханской газете «Идель». В Казани им была напечатана автобиографическая повесть «Он не был пьяным», предварительно появившаяся в газете «Баян альхак» («Сказитель истины»).
Сагид Рамиев — уроженец Оренбурга. Он вошел в литературу не только как интересный и оригинальный поэт, но и как прозаик и драматург. Многие годы Сагид Рамиев провел вместе с А. Тукаем и был его личным другом.
Мне удалось лишь затронуть большую тему, решить ее под силу лишь многим энтузиастам-исследователям.
Связи А. Серафимовича с Уралом
В начале 1918 года в еженедельнике Челябинского комитета РСДРП(б) «Приуральский большевик» был опубликован рассказ А. Серафимовича «Тамбовский мужичок в Москве» — о крестьянине приехавшем в столицу после Октября в поисках своего сына.
Публикация этого рассказа, как и выступление писателя в уральских газетах, имели большое политическое значение. К голосу писателя прислушивались широкие массы читателей, и такие его очерки и рассказы, как «Раскаяние», «Белопанская армия», «Как паны обманывали свои войска», «Сон» и другие, появившиеся в газетах «Советская правда» и «Уральский рабочий», брались на вооружение агитаторами и пропагандистами. Позднее в издательстве «Уралкнига» в 1925 году у Серафимовича вышли рассказы: «На Пресне», «Никита», «Граф Демидов и рабочий Демид».
С целью пропаганды новых произведений пролетарской литературы среди строителей Магнитки, в журнале «За Магнитострой литературы» перепечатывались главы из «Железного потока».
А. Серафимович доброй строкой отозвался о стихах Ивана Шувалова — одного из организаторов Челябинской ассоциации пролетарских писателей.
«Революционное напряжение борьбы рвется у Ивана Шувалова по-своему, — писал он о стихах поэта, — у него свое лицо»{79}.
В 30-е годы у А. Серафимовича завязываются письменные связи с И. П. Малютиным.
В 1938 году общественность Челябинска отмечала сорокалетие своей публичной библиотеки. А. Серафимович горячо откликнулся, прислал в адрес юбиляра приветственную телеграмму:
«Желаю ее читателям, — говорилось в телеграмме, — приобретать в библиотеке все расширяющиеся навыки, углубленно оценивать, усваивать критически литературные произведения».
Писатель советовал коллективу библиотечных работников: «крепить, расширять свою связь с читателями, ибо это — необходимо громадный кусок социалистического творчества»{80}.
В 1941 году А. Серафимович совершал большую поездку по Союзу. Узнав об этом, Челябинский обком партии и отделение писательской организации, направили ему телеграмму с просьбой встретиться с трудящимися области, общественностью, местными писателями. Серафимович ответил согласием{81}.
В городе стали готовиться к встрече с писателем. В газете «Челябинский рабочий» появилась большая статья «Художник революции». В ней особо подчеркивалось:
«Среди челябинцев много почитателей таланта Серафимовича. Теперь они смогут не только читать его произведения, но и побеседовать лично с писателем. Александр Серафимович (Попов) приезжает в Челябинск{82}.
В Свердловске А. Серафимович ближе сошелся с П. Бажовым, чьи книги пришлись ему по душе своей романтической приподнятостью, своим новаторством, глубоким показом трудового Урала. Автор уральских былей и сказок подарил творцу «Железного потока» свою «Малахитовую шкатулку».
После большого литературного вечера, который состоялся 24 марта в оперном театре имени Луначарского, они долго беседовали о судьбах развития советской литературы в краях и областях Российской Федерации, работе писательских организаций на местах, об издательском деле. В это же время Серафимович познакомился с молодым челябинским литератором А. Климовым — автором интересных новаторских книг о детях{83}.
А. Серафимович прибыл в Челябинск утром 6 апреля. В этой поездке писателя сопровождал в качестве докладчика критик и редактор его сочинений Г. Нерадов. Писатель встречался с самыми разными аудиториями.
Особенно оживленно прошла встреча А. Серафимовича с третьекурсниками и отличниками младших курсов литфака пединститута. Беседуя с ними, А. Серафимович посоветовал студентам никогда не опускаться «во мглу бесчувствия и безмыслия» и призвал их к труду, говоря, что «бездействие — это конец, физическая и духовная смерть…»
Серафимович рассказал студентам как стал писателем, поделился с ними воспоминаниями о встречах с М. Горьким, В. Короленко, Л. Андреевым, А. Куприным и другими русскими писателями. С особой теплотой и сердечностью он вспоминал о встрече с В. И. Лениным, о работе в «Правде». В заключение он рассказал слушателям о своей работе над новым романом «Колхозные поля», главы из которого уже были опубликованы в журналах.
А. Серафимович встречался с трудящимися Челябинска в драматическом театре. Писатель успел побывать на ряде городских предприятий. Сильное впечатление произвел на него тракторный завод.
«Был я на Челябинском тракторном заводе, — писал он тогда. — Что за красавец завод! Прекрасное оборудование. На громадном пространстве разлегшиеся цехи. Огромной мощности кузнечный цех, литейный и тончайшее (тысячные доли миллиметра!) производство топливной аппаратуры. С таким великолепным заводом горы можно своротить, — и критиковал тракторостроителей за то, что они не выполняют план, мирятся с отдельными фактами, нарушающими культуру производства. — Этот завод-громада как будто стоит на высокой горе, и вся страна не спускает с него глаз, ибо продукция его играет колоссальную роль в жизни нашей страны»{84}.
Письмо заканчивалось горячим призывом:
«Товарищи, рабочие, товарищи стахановцы, инженеры, техники! Страна, вся наша чудесная страна, ждет, чтоб навсегда стерлось роковое «план не выполняется», а загорелась бы красная звезда: «план перевыполняется».
Кроме Свердловска и Челябинска писатель побывал в Перми, Первоуральске, Ревде, посетил Саратов, Иваново, Архангельск, Вологду, где также выступал перед трудящимися.
Подобные поездки и встречи писатель любил, они обогащали его. Г. Нерадов вспоминает:
«Обставлялось дело с виду так, что надо «материалу поднакопить», «набраться своих впечатлений». В действительности же мотивы были гораздо более сложные. Толкали его в необъятные просторы Союза великая любовь к народу и боевой темперамент большевистского трибуна, пропагандиста, агитатора».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "На литературных тропах"
Книги похожие на "На литературных тропах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Шмаков - На литературных тропах"
Отзывы читателей о книге "На литературных тропах", комментарии и мнения людей о произведении.