Ефрем Язовицкий - Говорите правильно. Эстетика речи

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Говорите правильно. Эстетика речи"
Описание и краткое содержание "Говорите правильно. Эстетика речи" читать бесплатно онлайн.
Книга Е. В. Язовицкого «Говорите правильно» завоевавшая всеобщее признание, посвящена эстетике русской речи. Она написана для учащихся старших классов. Популярность ее определяется глубиной содержания, увлекательностью формы и специальной системой, позволяющей в сравнительно короткий срок овладевать культурой устной речи.
Демосфен горячо любил свою родину, и все его речи носили пламенный, патриотический характер. С особой силой и упорством произносил он гневные речи против македонского царя Филиппа — главного врага Афин, призывая граждан объединиться, чтобы не допустить победы Филиппа. Эти речи были исполнены такого сарказма и гневной обличительной силы, что получили название «Филиппик». Такой же силой и вдохновением отличались и другие речи Демосфена и в частности знаменитая речь о венке, в которой он наголову разбил реакционного оратора Эсхина, обвинившего его в превышении власти. Противники Демосфена называли его «диким зверем», столь страстной была манера его речи, отличавшаяся высоким пафосом, разящей убедительностью и разнообразием. Он тщательно готовился к каждому выступлению и до глубокой ночи засиживался над своими речами, каждая из которых была орудием политики, направленной на защиту родной страны. Сама смерть Демосфена подтверждает цельность его натуры. Узнав об окончательной победе македонян, он не смог пережить несчастья, обрушившегося на его родину, и умер, приняв яд.
Опыт Демосфена убеждает нас в том, какое огромное значение имеет тема и главная цель выступления. Мы можем учиться у него вдохновенному упорному труду над речью. Демосфен доказал нам, что даже те, у кого имеются физические недостатки, могут избавиться от них путем вдохновенного труда и стать хорошими ораторами.
Интерес к публичным выступлениям в Древней Греции, острая необходимость в таких выступлениях способствовала созданию теории ораторского искусства, которая нашла наиболее яркое выражение в - риторике Аристотеля. Гениальный мыслитель, философ и ученый, Аристотель уделяет огромное внимание стилю речи. По его мнению, смешение разных стилей в речи оратора — крупнейший недостаток, избавиться от которого надо в первую очередь. Главным достоинством стиля Аристотель считал ясность мысли и умение донести ее до слушателя простыми точными словами. Стиль должен соответствовать предмету речи и правильно выражать «чувства и характер» оратора. По мнению Аристотеля, оратор не должен говорить «слегка» о важных вещах и «торжественно» о пустяках, не должен уснащать свою речь большим количеством эпитетов, сравнений и метафор, и только при случае (в целях наглядности) пользоваться этими выразительными средствами. Огромное значение придает Аристотель содержанию речи и ее структуре (построению). Он рекомендует придерживаться следующих элементов ораторского искусства:
1. Изобретение (тщательная подготовка) материала.
2. Форма (план) расположения материала.
3. Запоминание (освоение) материала.
4. Правильное словесное выражение материала.
5. Правильное произнесение (интонирование) материала. Кроме того, Аристотель высказал много ценных и тонких замечании об умении оратора общаться с аудиторией, возбуждать ее внимание остроумной шуткой, лирическим отступлением и т. п. Многое из того, что предлагал Аристотель, не потеряло своей силы до сих пор и может быть с успехом использовано нами для овладения мастерством устной речи.
Новым этапом в истории развития ораторского искусства было римское красноречие. Борьба между рабами и рабовладельцами, между патрициями и плебеями, многочисленные войны, которые вел на протяжении многих веков Рим, наложили свой отпечаток на римское ораторское искусство.
Интересы различных слоев населения Рима требовали разнообразия типов ораторов. К судебным, политическим и школьным ораторам прибавились еще и военные ораторы, целью которых являлось воодушевление солдат перед сражениями.
Большой славой и популярностью во всем мире пользуются имена римских ораторов Катона, Гракхов, Марка Антония, Гортензия, Квинтилиана. Но все они бледнеют перед именем Цицерона, которого можно (наряду с Демосфеном) назвать величайшим оратором древности. Цицерон родился в 106 году до и. э. в южнолатииском городе Арцине. Первым его выступлением на ораторском поприще была защита некоего П. Квинкция в частном процессе. Молодому оратору не было тогда еще 25 лет, но, обладая выдающимися способностями и замечательным талантом, он добился победы и с тех пор стал выступать с речами, которые прославили его на вечные времена.
Важнейшим качеством оратора Цицерон считал убежденность и умение убеждать других. Но чтобы убедиться самому и убедить других в чем-либо, необходимо иметь полноту доказательств. И Цицерон всегда выступал с большим количеством доказательств, для подтверждения которых привлекал двоякого рода факты: Argumentum (аргументы) и Amplificationes (материалы, употребляемые оратором). Первые из них должны были действовать главным образом на мысль слушателей, вторые — на их чувства. И здесь Цицерон часто прибегал к патетическим вопросам и обращениям, эмоциональным восклицаниям, сильно действовавшим на чувства аудитории. Цицерон был большим мастером композиции. По его теории, каждая речь должна быть построена таким образом, чтобы производить сильное впечатление на слушателей. В связи с этим, он намечает шесть основных разделов, из которых, по его мнению, должна состоять судебная речь.
1. Exordium — вступление, располагающее слушателей в пользу того решения, которое предлагает оратор.
2. Narratio — изложение существа дела (краткий рассказ о том, как произошло событие).
3. Partitio — указание (перечисление) последующих частей выступления, сообщаемое слушателям для облегчения дальнейшего восприятия речи.
4. Probatio — доказательства, приводимые оратором.
5. Repetitio — повторение (краткое перечисление) решающих доводов.
6. Peroratio — эмоциональное заключение.
Цицерон был большим мастером плавной впечатляющей речи. Он редко говорил отрывистыми мелкими фразами. Излюбленным его правилом была периодическая речь, каждый период которой состоял из большого ритмически замкнутого потока слов. Многие его речи напоминали стихотворения в прозе. Используя все богатство изобразительных и выразительных средств языка, Цицерон добивался необычайного эффекта как в судебных, так и в политических речах. До нас дошло 56 подлинных речей Цицерона. Из них особое значение имеют его 4 речи против заговорщика Катилины. Эти речи были построены в виде цикла небольших, симметрично расположенных словесных картин, изобилующих риторическими вопросами и патетическими восклицаниями. Воздействие этих речей Цицерона было столь велико, что Катилина вынужден был бежать из Рима, так как понял, что пребывание там может окончиться для него катастрофой. Цицерон был горячим сторонником Римской республики. С наступлением диктатуры Цезаря он удалился с политической арены. Лишь в 44 году до н. э., когда Цезарь был убит, Цицерон вновь выступает с речами в защиту республики. Однако выступления эти закончились для него трагически. Через год он был убит по приказанию Антония — сторонника Цезаря.
Значение Цицерона в истории развития ораторского искусства исключительно велико. Его высоко ценили общественные и политические деятели разных эпох: Петрарка, Мирабо, Робеспьер, Карл Маркс. Цицерон оставил после себя три замечательных труда по истории и теории ораторского искусства: «Об ораторе», «Оратор» и «Брут» (о знаменитых ораторах), в которых излагает свои мысли и требования к оратору. По его мнению, настоящий оратор должен обязательно чему-нибудь учить и производить сильное впечатление на слушателей. Хороший оратор,— говорит Цицерон,— «...должен соединять в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта, голос трагика и, наконец, почти жесты и грацию великих актеров».
С падением Рима развитие ораторского искусства надолго затормозилось. Средневековье не породило и не могло породить ораторов, подобных Демосфену и Цицерону. В эту эпоху ораторское искусство становится достоянием религиозных проповедников, упражнявшихся в произнесении выспренных и туманных речей.
Однако среди них были талантливые мастера, о которых нельзя забывать. Так, например, на заре средневековья — в IV веке славились красноречием такие религиозные проповедники, как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и Аврелий Августин. Последний был известен также и как учитель красноречия.
Во второй период средневековья, в XI—XII веках, расцветает так называемое университетское красноречие, наиболее яркими представителями которого были преподаватель Пражского университета Ян Гус, сожженный за свои прогрессивные убеждения на костре, магистр Оксфордского университета Дунс Скот и учитель схоластической философии в Париже Пьер Абеляр.
В период позднего средневековья выдающимся оратором был флорентийский монах Савонарола, призывавший к очищению церкви и к восстановлению принципа первоначального христианства. Несмотря на то, что идеи Савонаролы были по существу религиозными, его красноречие все же разрушало устои католицизма и наносило удар за ударом по служителям церкви.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Говорите правильно. Эстетика речи"
Книги похожие на "Говорите правильно. Эстетика речи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ефрем Язовицкий - Говорите правильно. Эстетика речи"
Отзывы читателей о книге "Говорите правильно. Эстетика речи", комментарии и мнения людей о произведении.