» » » Л. Панкова - Политология. Вопросы и ответы


Авторские права

Л. Панкова - Политология. Вопросы и ответы

Здесь можно купить и скачать "Л. Панкова - Политология. Вопросы и ответы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, социальное, издательство Литагент «Юриспруденция»f52f92f6-56d8-11e5-8380-0025905a0812, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Л. Панкова - Политология. Вопросы и ответы
Рейтинг:
Название:
Политология. Вопросы и ответы
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-9516-0373-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Политология. Вопросы и ответы"

Описание и краткое содержание "Политология. Вопросы и ответы" читать бесплатно онлайн.



В издании в форме вопросов и ответов изложены основные темы учебной дисциплины «Политология». Структура и содержание соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта для специальности 0211000 «Юриспруденция».

Для студентов юридических вузов и факультетов. Может быть использовано также студентами, обучающимися по специальностям «журналистика», «социология», «психология», «культурология», «история» и др.






Гуманистические основы политики. Для россиян – это одна из особенностей восприятия реальности, связанного с понятиями доброты, красоты, человеколюбия, миролюбия. Само понятие включает два взаимосвязанных аспекта: 1) отражение политической деятельности и идеологии конкретных интересов, потребностей, стремлений живых людей 2) «человеческое измерение» межгосударственных, межнациональных, межпартийных интересов, учитывающее непосредственное воздействие последних на положение и судьбы конкретных людей. Но в российской традиции это далеко не всегда было связано с соответствующими гарантиями со стороны власти, в отношении ценности человеческой жизни.

Патернализм (от лат. pater – отец) – доктрина о взаимоотношениях государственной власти и подданных, а также деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, менее защищенным социально и экономически. Соотносится с этатизмом, т. е. значительным вмешательством государства во всей общественной системе. В России на протяжении многих столетий гражданское общество развивалось под жестким контролем государства, что способствовало усилению роли бюрократии, клиентелизма (стремления быть под патронажем государства, отдельного его института или какого-либо лица, преимущественного использования элитами неформальных связей), ориентации гражданина на социальное восхождение не за счет личного трудового вклада, а вследствие занятия более высокой позиции в государственной иерархии, «выключенности» широких народных масс из повседневного политического процесса, ограниченности сферы публичной политики, массовой политической инертности, отсутствию цивилизованных (договорных, корректных) форм взаимоотношений между «верхами» и «низами», их правовому нигилизму.

Раскол российской культуры на два начала (две основные политические субкультуры), которая воспроизводится начиная с Петра I и до сих пор: культуру европеизированных верхов, в многом искусственную и противостоящую национальным традициям, и патриархальную культуру низов. Исторически возникает постоянный конфликт этих субкультур как западнической и почвеннической, радикальной и патриархально-консервативной, анархической и этатистской.

Последовательная смена реформ и контрреформ. Чем серьезнее попытка реформ, тем вероятнее возможность контрреформ. За преобразованиями Петра I следует консервативная политика его преемников, за реформами просвещенного абсолютизма Екатерины II – полицейский режим Павла, после конституционных проектов Александра I наступает николаевская реакция. Реформа 1861 г. завершилась новым, весьма продолжительным периодом контрреформ, поставившим страну на грань катастрофы. Можно насчитать около 13 таких смен.

Инфляция политических ценностей – тенденция к развитию такого политического сознания, когда люди начинают отвергать политические формы, потому что они агрессивно вторгаются в гражданскую жизнь. Где слишком много политики – там нет нормальной и продуктивной жизни, нет общественного благосостояния. Инфляция политических ценностей чаще всего развивается в условиях длящегося социально-экономического благополучия, разумной балансировки всех составляющих социума – когда политические ценности утрачивают проблемную остроту, отступают в общий ряд ценностей, не «подавляя» их. Возможна и инфляция из-за распространения недоверия, неверия, заканчивающегося нигилизмом. Но если одни политические ценности исчезают, то другие интенсифицируются. Так, инфляция демократических ценностей в начале 2000-х гг. сопровождалась ростом национализма.

Укоренненость геополитической широты и простора России в сознании и подсознании россиян, которая исторически предполагала централизм, политически обеспечивающий суверенитет. Ослабление централизма в период перестройки и в 90-е гг. привело к политической и хозяйственной дезинтеграции, хаосу.

Тема 5

Гражданское общество и политика

Понятие гражданского общества

Гегель отмечал, что «гражданское общество есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством». Социолог политики Д. Кола (Франция) также назвал это понятие «дифференциальным».

При характеристике гражданского общества отмечают, как правило, определенный уровень политической культуры, который и дает возможность поддерживать автономию общественных образований, не позволяя обществу сливаться с государством и превращаться в тоталитарное общество, где государство полностью охватывает общество и мало чем от него отличается. В связи с этим Г.Г. Дилигенский отметил, что гражданское общество – совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти и способных на нее воздействовать, общество автономных индивидов и автономных социальных субъектов (акторов).

Следует, однако, отдавать отчет, что помимо автономии гражданское общество тесно связано с государством, сотрудничает с ним. Политическая (нередко говорят «гражданская») культура, в западном ее понимании, означает широкое участие граждан в управлении государством, в выборах и референдумах, их гражданскую ответственность, выражающуюся, например, в соответствующей общественной работе присяжными заседателями, активности в качестве членов общественных объединений и политических партий.

Но «гражданское общество» – это, прежде всего, абстрактная концепция. В реальности довольно сложно соотнести ее содержание с реальными политическими процессами и институтами. На практике реализация идеи гражданского общества более или менее полно прошла только в США и Канаде. Это объясняется особыми условиями заселения малонаселенных территорий мигрантами из Европы, прежде всего, из стран с распространением протестантской религии. При таком становлении обществ определяющую роль играла не интеграция с помощью государственной власти, а индивидуальная и групповая активность, самостоятельность индивидуальных и местных коллективных субъектов.

Истоки концепции «гражданского общества»

Термин «гражданское общество» был впервые употреблен в Европе. Как считает Д. Кола, это выражение появилось при переводе древнегреческого сочетания слов koinonia politike, в его латинском варианте (societas civilis), в одном из текстов соратника М. Лютера немецкого мыслителя Меланхтона. В Англии этот термин появляется в 1594 г. Он восходит к идее полиса Аристотеля, гражданского общества Цицерона и идее естественного права. Как в жизни древних греков, так и у древнегреческих мыслителей политическое охватывало все важнейшие сферы жизни общества: семью, религию, устройство армии и военную стратегию, образование, художественную культуру и т. д. Политическое и гражданское, государство и общество у греков как бы совпадало, что и отразилось в концепции полиса, в частности у Аристотеля. У него «гражданское общество» и «политическое общество» не различаются. Такое общество противопоставляется семье, а также этносу (народу), как более низкой форме организации, характерной для варваров.

У Августина Блаженного в его труде «Град Божий» присутствует термин civitas, подчеркивающий разделение на земной град и государство, с одной стороны, и град Божий и церковь – с другой. Церковь как бы курирует гражданское общество. У Гоббса гражданское общество становится выходом из естественного состояния, спасения от войны «всех против всех» и построения сильной политической власти. Для Гегеля гражданское общество – сфера, где люди удовлетворяют свои частные интересы и потребности. Причем это невозможно без государства: без него общество просто бы деградировало. К. Маркс, наоборот, отдает приоритет гражданскому обществу перед государством. В недрах гражданского общества происходит дифференциация, приводящая к возникновению государства, к борьбе классов за это государство, а затем – к постепенному отмиранию государства после победы диктатуры пролетариата.

Происхождение и становление гражданского общества

При отыскании практических моделей, объясняющих происхождение гражданского общества, следует учитывать следующие моменты: 1) существуют исторические структуры, служащие прообразом гражданского общества; 2) становление гражданского общества соотносится с формированием нового государства XVII–XIX вв.; 3) существует специфика становления гражданского общества в разных странах; 4) гражданское общество с теми чертами, которые политологи и социологи считают существенными, возникло и развивалось в основном как европейское и североамериканское явление, при этом в Европе оно реализовалось не так полно, как в США и Канаде; 5) это не говорит априори о том, что в восточных обществах отсутствует гражданское общество: его развитие замедлено и своеобразно в связи с сильным влиянием традиционных социальных структур и государства.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Политология. Вопросы и ответы"

Книги похожие на "Политология. Вопросы и ответы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Л. Панкова

Л. Панкова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Л. Панкова - Политология. Вопросы и ответы"

Отзывы читателей о книге "Политология. Вопросы и ответы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.