Леонид Тимофеев - Краткий словарь литературоведческих терминов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Краткий словарь литературоведческих терминов"
Описание и краткое содержание "Краткий словарь литературоведческих терминов" читать бесплатно онлайн.
«В „Словарь“ включено около 500 терминов, охватывающих в основном минимальный круг теоретических понятий, с которыми могут встретиться учащиеся старших классов и которые составляют в своей совокупности известный цикл знаний по теории литературы.
Авторы „Словаря“ стремились к тому, чтобы сжато и по возможности доступно для учащихся изложить теоретические понятия, снабдить их примерами, дать им определённую оценку, связать с вопросами, возникающими при изучении современной советской литературы. Пользуясь при помощи учителя „Словарём“, учащиеся могут расширить круг своих теоретических знаний.»
Тира́да (от фр. tirade) — длинная фраза, произнесённая в приподнятом, необычном тоне. Например, тирады, которые произносит Хлестаков, рассказывая о своей мнимой жизни в Петербурге.
Тони́ческое стихосложение (от гр. tonos — напряжение, ударение) — см. Акцентное стихосложение.
Травести́ (от ит. travestire — переодевать) — в литературе одна из форм юмористической поэзии, особенность которой состоит в том, что серьёзное содержание облекается в не соответствующую ему шутливую, комическую форму. Этим травести отличается от пародии (см.), в которой сатирическое или шутливое содержание облекается в серьёзную форму, выдержанную в манере пародируемого произведения. Пример травести — «Перелицованная „Энеида“» украинского писателя И. П. Котляревского.
Траге́дия (гр. tragōidia) — один из видов драматургических произведений, в котором характер героя раскрывается в безвыходном положении, в неравной, напряжённой борьбе, обрекающей его на гибель.
Трагедия — один из самых древних видов драмы. Она возникла в древней Греции и название своё получила от народного представления во время празднеств в честь бога Диониса. В жертву ему приносили козла (козёл — по-гречески tragos). Этот обряд сопровождался исполнением плясок и сказаний о страданиях Диониса, песен о жертвенном козле (песнь — по-гречески ōdē).
Утратив свой первоначальный характер, трагедия впоследствии стала одним из видов театрального зрелища.
Известны трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида (V в. до н. э.) и других греческих писателей-трагиков.
Античная трагедия потрясала силой человеческого характера и вместе с тем его слабостью в борьбе с неведомыми, сверхъестественными силами, якобы управляющими человеческой судьбой, роком. Безнадёжность этой борьбы и картина нечеловеческих страданий вызывали ужас у древних греков, покорность судьбе.
Всемирную известность приобрели трагедии Вильяма Шекспира, великого английского драматурга XVI — начала XVII в., глубоко раскрывшего в своих произведениях остро противоречивый душевный мир своих героев, отразивший черты породившего их общества («Король Лир», «Макбет», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло»).
К жанру трагедии обращался и А. С. Пушкин, создавший свои бессмертные «маленькие трагедии» («Каменный гость», «Моцарт и Сальери»), трагедию «Борис Годунов».
Трагедия в советской литературе в отличие от трагедии прошлого имеет совсем иной, жизнеутверждающий смысл, оптимистический характер: герой такой трагедии борется не за свою личную судьбу, отделённую от судьбы народа, а за общее народное дело и, если это нужно, сознательно отдаёт свою жизнь во имя его победы. Гибель героя превращается в его духовное торжество, в его победу.
С таким сознанием и чувством мы смотрим, например, «Оптимистическую трагедию» Вс. Вишневского, изображающую гибель группы матросов в борьбе за советскую власть в годы гражданской войны.
Трагедия в советской литературе вызывает чувство гордости за человека, свершившего подвиг во имя счастья народа, и зовёт к дальнейшей борьбе с теми явлениями, которые привели героя к гибели.
Траги́ческое — безвыходное положение, борьба, обрекающая человека на гибель. Картина трагических переживаний человека, гибнущего в борьбе за личную цель, может вызвать сострадание к человеку, возмущение несправедливостью, иногда страх перед силами, несущими ему гибель, а подчас и сознание безнадёжности борьбы.
Иное дело, когда человек вступает в неравную борьбу и гибнет не за своё личное счастье, а за счастье народа. Зная, что за ним стоит его народ, его родина, он сознательно и самоотверженно отдаёт жизнь за народную победу. Гибель героя воспринимается в этом случае как его духовное торжество, как высокая моральная победа и доказывает непобедимость идеи, за которую отдал свою жизнь человек, необходимость такой же самоотверженной борьбы за неё.
Преклонение перед величием духа советского человека и высотой его патриотического сознания, чувство гордости за человека вызывают у нас душевная сила и трагические переживания людей, стоявших насмерть в боях с фашистами в годы Великой Отечественной войны. С таким же убеждением в непобедимости советского народа читаем мы трагические страницы «Молодой гвардии» и других произведений советских писателей, изображающих беспримерное в истории мужество советских людей.
Трагикоме́дия — драматургическое произведение, в котором совмещены черты трагедии (см.) и элементы комедии (см.).
Тради́ция (от лат. traditio — передача) — преемственная связь между старым и новым литературным явлением — те творчески освоенные идейно-художественные особенности литературного творчества отдельного писателя или группы писателей, которые воспринимаются и развиваются последующими писателями.
Советская литература продолжает и развивает лучшие традиции передовых русских писателей XIX в.: народность, патриотизм, реалистическое изображение жизни, отражение в творчестве освободительной борьбы народа.
Советская литература продолжает и развивает традиции А. М. Горького, В. В. Маяковский в своём творчестве продолжал пушкинскую традицию русской поэзии и традицию поэзии Н. А. Некрасова. Советские поэты продолжают и развивают традиции В. В. Маяковского.
Трафаре́т (ит. trafaretto — продырявленное) — шаблон, вырезанный из картона, жести и т. п., для механического воспроизведения рисунка. В переносном смысле этого слова трафаретом или штампом в литературе осудительно называют механическое повторение в творческой работе образов и приёмов изобразительности, выработанных ранее кем-либо другим или самим писателем в его прошлых произведениях.
Трило́гия (гр. trilogia) — три литературных произведения драматургического или повествовательного характера, объединённых единым замыслом автора.
Например: трилогия А. М. Горького: «Детство», «В людях», «Мои университеты»; трилогия А. Н. Толстого «Хождение по мукам», состоящая из трёх романов: «Сёстры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро»; трилогия Бомарше: «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро», «Преступная мать».
Триоле́т (фр. triolet, от ит. trio — трое) — восьмистишие, один из видов строфы (см.), построенной на троекратном повторении строк и рифм. Первая строка триолета повторяется, как четвёртая и седьмая, вторая — как его восьмая строка. Первый стих, кроме того, рифмуется с третьим и пятым; второй — с шестым.
Троп (гр. tropos — поворот) — оборот речи, состоящий в употреблении слова или выражения в переносном их значении, смысле. В основе тропа лежит сопоставление двух явлений, близких друг другу в нашем представлении какими-либо сторонами или признаками. Признаками одного явления мы характеризуем другое, стремясь пояснить его, создать о нём конкретное, яркое представление.
Использование тропов создаёт в художественной речи новые сочетания слов с новым их значением, обогащает речь новыми оттенками смысла, сообщает определяемому явлению то значение, оттенок смысла, который нужен говорящему, передаёт его оценку явления.
Троп свойствен разговорной речи, но в художественно-литературном творчестве тропы особенно распространены, так как помогают писателю индивидуализировать явления, о которых он говорит, давать им оценки.
Различают следующие виды тропов: простейшие — сравнение, эпитет; сложные — метафора, метонимия, синекдоха, аллегория, ирония, гипербола, литота, перифраз (см.).
Трохе́й — см. Хорей.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Краткий словарь литературоведческих терминов"
Книги похожие на "Краткий словарь литературоведческих терминов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леонид Тимофеев - Краткий словарь литературоведческих терминов"
Отзывы читателей о книге "Краткий словарь литературоведческих терминов", комментарии и мнения людей о произведении.