Александр Оришев - Политика нацистской Германии в Иране

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Политика нацистской Германии в Иране"
Описание и краткое содержание "Политика нацистской Германии в Иране" читать бесплатно онлайн.
В работе исследуются малоизученные аспекты политики нацистской Германии в Иране во время Второй мировой войны. Анализ много численных источников позволил выделить основные методы экономической и политико-идеологической экспансии нацистской Германии Иран, раскрыть причины первоначальных успехов гитлеровцев в это стране. Результаты глубокого исследования внешнеполитических, военных, экономических, разведывательных механизмов действия национал социалистской диктатуры позволяют говорить о существенном вклад автора в разработку истории германского фашизма.
Книга предназначена для историков и политологов, студентов и аспирантов, а также всех интересующихся историей Второй мировой войны.
Автор выражает глубокую признательность ректору Елецкого государственного университета им. И. А. Бунина В. П. Кузовлеву, депутату Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Н. И. Борцов администрации ОАО «Экспериментальный консервный завод «Лебедянский» без помощи которых издание этой книги было невозможным.
В германской прессе все чаще стали появляться материалы о заинтересованности германских монополий в иранской нефти. 5 апреля 1940 г. газета «Нойес Винер Тагеблат» опубликовала статью, в которой в проиранском духе излагалась борьба Ирана за ликвидацию английского засилья, за изгнание АИНК[224]. Интерес Германии к иранской нефти еще более увеличился после капитуляции Франции. 27 июля 1940 г. другая известная германская газета «Дойче альгемайне цайтунг» писала: «Нефтяные богатства Ирана и Ирака ввиду военного значения нефти вызывают большой интерес к этим территориям»[225].
Берлин делал все, чтобы подорвать английское господство над иранской нефтью. В первый год войны основные торговые коммуникации и дочерние компании АИНК в Европе оказались под контролем Германии, целый ряд стран – импортеров иранской нефти был оккупирован, и вывоз нефти в эти страны совершенно прекратился. С 1938 по 1940 г. чистая прибыль АИНК уменьшилась в два раза[226]. Тревогу забила английская пресса, постоянно обращавшая внимание правительства на опасное для Англии усиление германского влияния в Иране. Орган британских колониальных кругов журнал «Дженель оф КАС» осенью 1939 г. опубликовал статью о германских планах на Ближнем и Среднем Востоке и отмечал стремление Германии захватить иранскую нефть[227].
Права на иранскую нефть заявляла и фашистская Италия. 19 мая 1940 г. Э. Эттель в своем донесении в Берлин отмечал: «Иранская нефть – старая цель фашистской Италии. Это государство стремится получить решающий контроль над иранской нефтью. Поскольку великий германский рейх тоже сильно заинтересован в иранской нефти, необходимо чтобы две союзные державы пришли к соглашению о своем отношении к этому вопросу. Германия должна взять на себя руководство в решении всех вопросов, которые важны для нового порядка на Ближнем и Среднем Востоке»[228].
Находясь под впечатлением германских побед, иранское правительство начало в 1940 г. наступление на позиции АИНК. Иранский шах отдал приказ, чтобы визы на въезд в Хузестан британским служащим выдавались только с разрешения иранского Министерства внутренних дел и пригрозил компании вводом военного положения в нефтяных районах[229]. Летом 1940 г. АИНК получила уведомление от Министерства финансов Ирана о том, что она должна выплатить Ирану более 10 млн фунтов стерлингов в счет старых долгов, разницы в котировке фунта стерлингов и т. д.
Действия иранского правительства вызвали резкое недовольство в Лондоне. Англичане всерьез опасались за свои позиции в Иране. Они боялись, что Германия сумеет использовать Иран для проникновения в Индию и другие страны, находившиеся в сфере британского влияния. Английский посланник в Тегеране Р. Буллард почти ежедневно выражал премьер-министру Али Мансуру недовольство антианглийской позицией Ирана[230]. Тем не менее, правительство Великобритании удовлетворило требования Ирана. Но в 1941 г. иранское правительство заняло еще более решительную позицию в отношении АИНК. 13 апреля 1941 г. в ходе беседы с германским посланником Али Мансур заявил, что иранское правительство желает ликвидировать британскую нефтяную концессию, «национализировать это огромное богатство страны»[231].
* * *Осенью 1940 г. немцы вновь поставили перед правительством Ирана вопрос о восстановлении авиалинии Берлин – Кабул, прекратившей функционировать сразу после начала Второй мировой войны. На этот раз планировалось организовать воздушное сообщение по новой трассе через территорию СССР. Разрабатывались два варианта: линии Москва – Севастополь – Стамбул – Тегеран – Герат – Кабул и Москва – Ташкент – Термез – Кабул[232]. Делая подобное предложение иранскому правительству, германское руководство преследовало цель не только организовать воздушный шпионаж территории Советского Союза, но и усилить зависимость Ирана от Германии и в перспективе вовлечь его в войну на стороне стран Оси.
Германские представители потратили немало сил, чтобы доказать иранским властям целесообразность возобновления полетов немецких самолетов. Но, несмотря на их настойчивость, им было отказано в организации авиасообщения. Это решение было продиктовано тем, что в обстановке начавшейся войны восстановление авиалинии могло вызвать резкую реакцию Великобритании, которая и так пошла Ирану на ряд уступок в нефтяном вопросе. Следовавшему курсу осторожного внешнеполитического лавирования Резашаху идея восстановления авиалинии в этой обстановке казалась не столько актуальной, сколько вредной для его страны, так как она могла дать повод для английского вмешательства.
В связи с планами использования Ирана во Второй мировой войне заслуживает особого внимания неоцененный историками факт продажи Германией Ирану локомотивов и железнодорожных вагонов. Несмотря на то, что 23 июня 1940 г. меджлис утвердил договор о предоставлении немецким инженерам важных должностей в управлении железных дорог Ирана: Вильгельму Сапову – пост главного инженера всего железнодорожного строительства, Густаву Бора – пост главного инженера по расчетам[233], немцы в октябре этого же года отвергли просьбу Ирана о поставке ему 75 локомотивов и 1000 вагонов стоимостью 15 млн марок. Однако в апреле 1941 г. Берлин изменил свое решение. Более того, Германия согласилась поставить локомотивов и вагонов на сумму 25 млн марок. В отечественной историографии только А. В. Райков разгадал тайный ход гитлеровской дипломатии. «Германское командование намеревалось использовать этот парк локомотивов и вагонов для переброски собственных войск по указанным направлениям – к Индии и Ираку. Германия собиралась поставить этот огромный железнодорожный парк самой себе», – справедливо отметил он в своем труде[234].
Говоря о ситуации на железных дорогах Ирана, нельзя не отметить примечательного факта, что, несмотря на тяжелое экономическое и финансовое положение страны, Реза-шах Пехлеви не отказался от грандиозных планов железнодорожного строительства. В первую очередь он наметил строительство магистралей Тебриз– Тегеран, Тегеран – Мешхед, Тегеран – Йезд. По-видимому, иранские правящие круги полагали, что война скоро закончится и спадет английская блокада южного пути. Очевидно, что желание эмансипироваться от транзитной зависимости от СССР, которое в свое время сыграло роль в выборе пути Трансиранской железной дороги, стало основным соображением в новых планах Реза-шаха по железнодорожному строительству. В перспективе правители Ирана рассчитывали сомкнуть иранские железнодорожные магистрали с иностранными линиями. Линию Тегеран – Тебриз предполагалось соединить с турецкой железной дорогой, линию Тегеран – Йезд с индийской. Иранцы также планировали обеспечить транзитное значение линии Тегеран – Мешхед. Путем договоренности с афганским правительством они надеялись связать ее с существующей шоссейной дорогой Мешхед – Герат – Кабул, а в будущем и с железной дорогой, которую тогда проектировали афганцы[235]. Если бы план соединения иранских железных дорог с иностранными был осуществлен, то через Иран прошел бы самый короткий путь в Индию. Это прекрасно понимали берлинские стратеги, предоставившие локомотивы Ирану. Естественно, что в планы железнодорожного строительства были посвящены и англичане, всеми доступными средствами пытавшиеся помешать воплощению в жизнь замыслов Реза-шаха.
На первом этапе Второй мировой войны немцы также пытались укрепить свой контроль над морскими коммуникациями Ирана. Как сообщает А. Банани в своей книге, «в 1940 г. одна германская фирма смонтировала в порту Пехлеви землечерпательное судно “Мазендеран”»[236].
Таким образом, Иран по-прежнему занимал видное место в планах нацистов по завоеванию мирового господства. Благодаря тому, что СССР предоставил свою территорию для транзита немецких товаров в Иран, германо-иранская торговля достигла наивысших показателей. Иран фактически превратился в сырьевую кладовую нацистской Германии, для которой получение иранских стратегических материалов значительно облегчало ведение боевых действий на театрах Второй мировой войны.
2. Иран в тайной дипломатии великих держав
Правители Ирана, заняв позицию нейтралитета, тем не менее продолжали симпатизировать Германии. Уже в первые дни начавшейся войны в ходе германо-иранских переговоров министр финансов Ирана М. Бадер выразил уверенность в том, что германские претензии на Данциг и коридор являются, безусловно, справедливыми и охарактеризовал позицию Англии и Франции как аморальную и непопулярную среди стран, придерживающихся нейтралитета[237].
Первые победы вермахта еще более подняли престиж Третьего рейха в Иране. С каждым днем среди иранцев крепла вера в то, что Германия представляет собой силу, способную принести мусульманским народам Востока свободу от английского господства. В Тегеране полагали, что пока в Европе полыхает пламя войны, Германия не представляет угрозы Среднему Востоку. По мнению иранских лидеров, угроза могла исходить либо от Москвы, либо от Лондона. В Иране считали, что подписанный 23 августа 1939 г. пакт Риббентропа – Молотова развязывает руки северному соседу, т. е. в ситуации, когда державы Оси и страны западной демократии вступили в смертельную схватку, уже никто не помешает большевикам воплотить в жизнь свои экспансионистские планы мировой революции на Востоке. Превентивные меры в отношении СССР примет Великобритания, что, в конечном счете, приведет к началу боевых действий между британскими войсками и Красной Армией. И скорее всего ареной этих боев станет территория Ирана. Именно такого варианта развития событий пытался избежать Реза-шах.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Политика нацистской Германии в Иране"
Книги похожие на "Политика нацистской Германии в Иране" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Оришев - Политика нацистской Германии в Иране"
Отзывы читателей о книге "Политика нацистской Германии в Иране", комментарии и мнения людей о произведении.