Леонид Ляшенко - История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2"
Описание и краткое содержание "История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2" читать бесплатно онлайн.
Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования и предназначен для изучения истории на углублённом уровне. Обширный фактический и теоретический материал в совокупности с методическим аппаратом позволяет учащимся углубить знания по истории России, полученные в 6—9 классах.
Книга является продолжением учебника «История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Ч. 1» (авторы Н. И. Павленко, И. Л. Андреев. М., Дрофа).
Учебник рекомендован к изданию Министерством образования и науки Российской Федерации и включён в Федеральный перечень.
Повод для расправы с Иваном Антоновичем дал подпоручик В. Я. Мирович – у него возникла мысль свергнуть императрицу, освободить узника из заточения и вручить ему корону. Лёгкость предшествующих переворотов убедила его в возможности успешно осуществить задуманное.
Екатерина II
Однако при попытке Мировича ворваться в каземат, где сторожили Ивана Антоновича, не подчинявшиеся гарнизонному коменданту и начальнику караула офицеры охраны, обнаружив угрозу освобождения Ивана Антоновича, немедленно привели инструкцию в исполнение. Взору Мировича, ворвавшегося в покои Ивана Антоновича, предстало распластанное на полу мёртвое тело. Мирович тут же сдался, был судим и казнён.
Смерть Ивана Антоновича развязала руки Екатерине – теперь обоих законных обладателей императорской короны – Петра III и Ивана Антоновича – не было в живых, чувство тревоги за будущее осталось позади.
Екатерина и французские просветители. Просвещённый абсолютизм – это политика монархов, основанная на реализации идей и принципов Просвещения. Создавался своего рода союз философов, поставлявших идеи, с монархами, намеревавшимися претворять их в жизнь.
Просветители Вольтер, Дидро, Д’Аламбер и другие проповедовали идеи, нацеленные на безболезненную перестройку отживших свой век феодальных порядков в буржуазные. Главным рычагом этой перестройки являлось распространение просвещения во всём многообразии его форм, учреждение школ и высших учебных заведений, издание журналов и газет, распространение научных знаний, поощрение литературы, искусства и т. д.
Идеи Просвещения использовали многие монархи Европы: шведский король Густав III, австрийский император Иосиф II, прусский король Фридрих II. Самой прилежной последовательницей французских просветителей была Екатерина II. Она считала себя ученицей Вольтера и вела интенсивную переписку с просветителями.
Политические и социальные миражи просветителей казались привлекательными только издали. Подобно тому как во Франции Вольтер, Д’Аламбер, Дидро не могли сотрудничать с Людовиками, так в России не получился диалог Екатерины II с Н. И. Новиковым. Зато Екатерине удалось пленить умы Вольтера, Дидро, Гримма. В результате к хору доморощенных льстецов присоединились панегиристы из-за рубежа. Если учесть, что эти почитатели императрицы были властителями дум передовых людей Европы, то станет очевидным, что такие эпитеты в её адрес, как «Северная Семирамида», «Северная звезда», «великая Екатерина», относились к крупным завоеваниям императрицы.
Екатерина извлекла из переписки с просветителями не только личную пользу; она справедливо полагала, что её общение с ними выгодно и для страны. Н. М. Карамзин, современник Екатерины, отнюдь не являвшийся её панегиристом, писал: «Европа с удивлением читает её переписку с философами, и не им, а ей удивляется. Какое богатство мыслей и знаний, какое проницание, какая тонкость разума, чувств и выражений».
Екатерина придерживалась взглядов умеренных просветителей, считавших первоочередной задачей монархов распространение среди народа просвещения, с тем чтобы подготовить его к отмене крепостничества и восприятию свободы.
Вольное экономическое общество. Одна из акций в духе просвещённого абсолютизма связана с учреждением в октябре 1765 г. Императорского Вольного экономического общества. Это учреждение является самым долговечным творением Екатерины – оно прекратило существовать в 1917 г.
На общество возлагалось множество задач, нацеленных на рациональную организацию помещичьего и крестьянского хозяйства: распространение «полезных и нужных знаний», советов, способствующих улучшению животноводства и повышению урожайности, а также разумному использованию собранного урожая. В «Трудах» общества помещики-рационализаторы делились опытом, печатались образцовые инструкции приказчикам и т. д.
Общество объявило конкурс на лучшее решение вопроса: «Что полезнее для общества – чтоб крестьянин имел в собственности землю или токмо движимое имение, и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны?» Интригующее начало конкурса было рассчитано на внешний эффект, впрочем, вполне удавшийся. В течение двух лет Вольное экономическое общество получило 162 конкурсные работы, из которых только 7 принадлежало перу русских авторов, а остальные немцам (129), французам (21) и др.
Конкурсное сочинение, выполненное представителем дворянского либерального лагеря А. Я. Поленовым, как и прочие, не было опубликовано на том основании, что оно содержало «по здешнему состоянию» неприличные выражения в адрес крепостничества. Но, раскритиковав крепостное право, Поленов не предлагал отменить его. Он лишь считал возможным предоставить крепостному крестьянину право наследственного владения «недвижимым имением» и право собственности на своё движимое имущество.
Итак, первые правительственные меры, инициатива которых исходила от Екатерины, были пронизаны идеями Просвещения и подняли её престиж как внутри страны, так и за её пределами.
«Наказ». «Наказ» императрицы Уложенной комиссии, над которым она работала больше года, можно лишь отчасти считать компилятивным сочинением. Основание для подобной оценки дала сама Екатерина в письме к Д’Аламберу: «Вы увидите, как там я на пользу моей империи обобрала президента Монтескьё, не называя его». Действительно, основной текст «Наказа» состоит из 20 глав, поделённых на 526 статей, из которых 245 восходят к «Духу законов» Монтескьё, 106 – к книге итальянского учёного-юриста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». Кроме того, Екатерина использовала труды немецких авторов Бильфельда и Юста, а также французскую энциклопедию и русское законодательство.
Однако «Наказ» не конспект сочинений названных авторов, а результат творческого переосмысления идей Монтескьё, бравшего за образец английский парламентаризм. Екатерина приспосабливала его идеи к русской действительности, причём она была глубоко убеждена, что размеры территории России обусловили для неё единственно приемлемую форму правления в виде самодержавия: «Всякое другое правление не только было бы для России вредно, но и вконец разорительно».
«Наказ» совершенствует представления о прерогативах самодержавного монарха: только он является источником государственной власти, только ему принадлежит право издания законов и их толкования. Главная забота монархов – достижение «общего блага», которое может наступить при издании совершенных законов и их строгом соблюдении. По сравнению с трактовкой Петра о необходимости блюсти законы Екатерина сделала шаг вперёд по пути к становлению правового государства: «Законы можно назвать способами, коими люди соединяются и сохраняются в обществе и без которых бы общество разрушилось».
«Наказ» устанавливал неведомую ранее норму уголовного права: осуждение пыток. Либеральные взгляды императрицы можно обнаружить и в других статьях, где речь идёт об уголовном праве: «Человека не можно считать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут лишать его защиты своей прежде, нежели доказано будет, что он нарушил оные».
Слабее всего в «Наказе» разработан крестьянский вопрос, судьбы крепостного права и закрепощённого населения. Екатерина повторила давно высказанную мысль: «Не должно вдруг и чрез узаконение общее делать великого числа освобождённых».
Как случилось, что ученица Вольтера оставила в стороне вопрос, волновавший миллионы её подданных? Отчасти ответ дала сама автор сочинения в письме к Д’Аламберу: «Я зачеркнула, разорвала и сожгла больше половины, и Бог весть, что станется с остальным». Перед опубликованием «Наказа» она давала читать его вельможам, разрешив им редактировать текст и изымать из него всё неугодное им. Сохранившиеся черновые отрывки, изъятые из опубликованного текста, дают основание полагать, что критики «Наказа» стояли на более консервативных позициях, чем императрица.
Вопросы и задания1. Объясните, почему не имевшая прав на русский престол Екатерина II смогла победить в борьбе за власть. 2. Какие шаги Екатерины II были направлены на укрепление её положения на троне? 3. Назовите первые реформы Екатерины II. С какой целью они проводились? 4. Дайте определение абсолютизму. Как он установился в России? 5. Что такое просвещённый абсолютизм? Какие его проявления имели положительное значение? 6. Охарактеризуйте деятельность Вольного экономического общества. В чём её значение? 7. Выявите, как идеи просвещённого абсолютизма отражены в «Наказе» Екатерины II. 8. Раскройте значение этого документа.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2"
Книги похожие на "История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Леонид Ляшенко - История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2"
Отзывы читателей о книге "История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2", комментарии и мнения людей о произведении.