Александр Киселев - История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс"
Описание и краткое содержание "История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемый учебник входит в учебно-методический комплекс по истории России для 6 класса. Учебник полностью соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрен РАО и РАН, имеет гриф «Рекомендовано» и включен в Федеральный перечень учебников.
Авторы учебника знакомят школьников с основными политическими, социально-экономическими и культурными событиями истории России. Особое место уделено показу жизни различных народов, населявших территорию нашей страны. Методический аппарат учебника содержит систему вопросов и заданий, ориентирует школьников на усвоение основных дат и терминов, предусматривает работу с историческими документами, картами и схемами.
Киселев А. Ф., Попов В. П.
История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс. Учебник
ВВЕДЕНИЕ
Дорогие ребята!
Вы начинаете изучать интересный, важный и нужный предмет – историю России. Настоящий учебник рассказывает о главных событиях, которые происходили в нашей стране с древнейших времён до XVI века.
Наша родина – Россия уникальна и неповторима. Изучая её историю, вы узнаете, как наши предки прошли путь от первобытного общества до современности, каких трудов это им стоило.
На обширных просторах нашей страны в древности жили многие племена. Территория проживания каждого из них не имела чётких границ. Племена общались друг с другом, и эти контакты влияли на хозяйство, обычаи и культуру. Своеобразная связь постепенно объединяла разноплеменную Русь в единый народ. Развиваясь, он создал свою, самобытную, цивилизацию.
Современный школьник должен уважать традиции предков, гордиться их деяниями и свершениями, приумножать славу Отечества.
История не проходит бесследно и не замирает под пластами веков. История остаётся жить с нами и представляет собой крепкую связь поколений. Без прошлого нет настоящего, а значит, и будущего.
Работать с учебником на уроках и дома вам помогут рубрики и условные значки. Наиболее важные, требующие запоминания термины выделены в тексте курсивом. В конце параграфа эти термины содержатся в специальной рубрике, отмеченной вот таким значком:
Рядом вы найдёте даты, которые нужно запомнить. Они выделены вот так:
Разнообразные вопросы и задания, которые помогут вам лучше усвоить исторический материал, содержатся в рубрике «Вопросы и задания», обозначенной значком.
Задания повышенной сложности отмечены звёздочкой *. Помимо авторского текста в книге представлены письменные документы – важные исторические источники. Со многими видами таких источников вы уже познакомились, изучая историю Древнего мира и историю Средних веков. Теперь вам предстоит познакомиться с живыми свидетельствами прошлого нашей страны. Рубрика «Работаем с документом» обозначена значком.
АвторыГлава 1.
ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ
§ 1. ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ
Периодизация древнейшей истории. История человечества насчитывает сотни тысяч лет. Пелена веков плотно окутывает ранние стадии существования людей. Их изучением занимаются учёные-археологи. Только археологические находки дают возможность представить некоторые стороны жизни древнего человека. Материалы археологов свидетельствуют, что люди практически никогда не жили в одиночку. Они сообща выживали в суровых природных условиях, в дремучих лесах, сообща защищались от диких зверей, строили жилища, чтобы укрыться от непогоды, сообща добывали пищу.
Древнейшим и самым длительным временем развития человеческого общества был первобытнообщинный строй. Учёные выделяют в нём несколько периодов и cвязывают их с материалом, из которого люди изготавливали орудия труда и оружие. Вначале это был каменный век. Его сменил бронзовый век. Третьим стал век железный. Каждый период первобытного строя длился сотни и даже тысячи лет.
Питекантроп
Каменный век. Понятие «каменный век» условно, как и его даты. Сегодня принято считать, что человек начал выделяться из животного мира около 3 млн лет назад. Этот процесс происходил у разных народов и в разных регионах мира неодновременно. На протяжении каменного века обезьяноподобный питекантроп постепенно превратился в человека разумного (по-латыни – «хомо сапиенс»).
Первоначально древние люди освоили незначительную часть нашей страны с мягким, тёплым климатом – вблизи тёплого Чёрного моря. В дальнейшем они расселялись в долинах Днепра, Волги, Дона, Печоры, Лены, Ангары, Амура, Енисея и других рек.
Находки археологов в последние годы позволили сделать важное открытие – пересмотреть прежний вывод о расселении древнего человека на территории России. Ранее считалось, что человек разумный примерно 45 тысяч лет назад перекочевал из Африки и Азии в Западную, затем в Центральную, а значительно позднее в Восточную Европу. Древнейшие поселения человека, обнаруженные в селе Костёнки под Воронежем, также насчитывают возраст около 45 тысяч лет. Учёным ещё предстоит выяснить, как «хомо сапиенс» попал в Восточную Европу и откуда. В 1979 году в Костёнках был открыт музей, выстроенный над одной из древнейших стоянок человека.
Человек разумный. Художник З. Буриан
Древние люди объединялись в группы по несколько десятков человек, которые назывались орда или стадо. Пищу добывали собирательством и охотой. Устраивали облавы на животных, загоняя их в ловчие ямы или глубокие овраги, используя копья и рогатины. Объектами охоты были мамонт, шерстистый носорог, пещерный лев, медведь, олень.
Затем климат изменился. Около 80 тысяч лет назад резко похолодало. На огромной территории Европы и Азии образовался гигантский ледник. На смену суровому климату пришло потепление, а после него вновь похолодало. Так на протяжении тысяч лет одна ледниковая эпоха сменяла другую.
Археологические раскопки в селе Костёнки под Воронежем
Охота на шерстистого носорога
Природные условия заставляли учиться выживать. В пещерах и примитивных жилищах люди укрывались от непогоды. Для устройства жилищ использовали шкуры, кости и черепа крупных животных, бивни мамонтов. Одежду также изготовляли из шкур.
Примерно 30 тысяч лет назад сформировались родовые общины – коллективы людей, связанные кровно-родственными отношениями. Члены общины сообща трудились. Имущество было общим. Несколько родовых общин одной местности составляли племя во главе с советом старейшин.
Первобытный человек воспринимал себя как единое целое с природой. Он считал, что с помощью особых слов и действий (обрядов) можно помогать или вредить людям, обеспечить успешную охоту, вызвать дождь или прекратить его. Так зарождалась ма́гия, которая отражала фантастические представления древнего человека об окружающем мире. К концу каменного века у человека сложились религиозные представления о загробной жизни и примитивные культы богов.
Жилище охотников. Реконструкция
В каменном веке возникло искусство. Археологические находки свидетельствуют об умении древнего человека воспроизводить увиденное, мысленно создавать изображение и воплощать образ в камне, дереве, на стене пещеры. Например, росписи Каповой пещеры на реке Белой на Урале, разнообразные украшения со стоянок Костёнки и Гагарино на Дону, Мальта и Буреть на Ангаре. Многочисленные скульптурные изображения женщины-матери и животных дают учёным основание утверждать о существовании культа плодородия и охотничьей магии.
Примерно 15 тысяч лет назад закончился ледниковый период, потеплело, и гигантская таёжная зона раскинулась от Прибалтики до Тихого океана. Южнее лежали степи, севернее – тундра. В более мягком климате богаче стал расти-тельный и животный мир. Вымерли мамонты, носороги, овцебыки, но появились новые виды животных.
Человек совершенствовал каменные орудия труда и охоты: простые ручные рубила и острые сколы кремня приобрели форму наконечников стрел, копий, гарпунов, ножей, каменных топоров, кинжалов. Человек научился делать предметы из рога и кости животных, добывать и хранить огонь, изобрёл лук, приручил собаку.
Изображение мамонта в Каповой пещере
Женские статуэтки. Стоянка Мальта
Каменные топоры
Южные области осваивались быстрее. Сказывались преимущества открытых степных пространств, более тёплый климат, близость к древнейшим центрам цивилизации. На севере в течение длительного времени жили охотой и собирательством.
Древние люди возделывали деревянными мотыгами участки земли и сеяли пшеницу и другие злаки. Разводили лошадей, крупный рогатый скот, а также овец, коз, свиней. Скот стал мерилом богатства и знатности.
Около VIII – III тысячелетий до н. э. произошёл переход от присваивающего хозяйства (собирательства и охоты) к производящему (скотоводству и земледелию). Этот переход сопровождался совершенствованием орудий труда, появлением глиняной посуды, прядения. Между племенами происходил обмен.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс"
Книги похожие на "История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Киселев - История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс"
Отзывы читателей о книге "История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс", комментарии и мнения людей о произведении.