» » » » Сима Крейнин - Как надо думать?


Авторские права

Сима Крейнин - Как надо думать?

Здесь можно купить и скачать "Сима Крейнин - Как надо думать?" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Самосовершенствование, издательство Издательские решения. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сима Крейнин - Как надо думать?
Рейтинг:
Название:
Как надо думать?
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
978-5-4474-1314-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Как надо думать?"

Описание и краткое содержание "Как надо думать?" читать бесплатно онлайн.



Серия «Секретное оружие интеллекта» посвящена развитию творческих способностей человека. Автор в наглядной и занимательной форме показывает, что не надо быть гением, чтобы решать сложные проблемы. Вторая книга «Как надо думать» предлагает читателю заняться непосредственно тренировкой своих умственных способностей. Приведено множество логических задач, головоломок и упражнений по развитию воображения. Описаны разные способы решения, даны более 130 задач для самостоятельного решения (с ответами).






Как надо думать

Сима Крейнин

© Сима Крейнин, 2015

© Хелен Лимонова, дизайн обложки, 2015


Редактор Хелен Лимонова


Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru

Что вы узнаете

Под какой личиной скрывается психологическая инерция и как ее разоблачить.


Как накачивать умственные «мускулы» и увеличивать остроту мышления


Какие бывают логические задачи и головоломки и как с ними справляться


Для чего надо уметь воображать и как этому научиться

Борьба с психологической инерцией

Первое орудие труда человека – каменный топор – представлял собой кусок камня со сколотым краем, крест накрест привязанный к палке. Найденные впоследствии бронзовые топоры были также сделаны с крестообразными канавками. Оказалось, что древние ремесленники тысячелетиями продолжали повторять «привычную» форму топора.


Первые архитектурные колонны были сделаны из стволов деревьев. Появившиеся потом каменные колонны покрывались тончайшей резьбой, с ювелирной точностью повторяющей узор коры дерева.


Первым животным, которое человек использовал в качестве тягловой силы, был вол – могучее создание с низко опущенной шеей. Для него придумали соответствующую упряжь —ярмо, лежащее на холке. Когда были приручены лошади, на них одевали то же ярмо. При этом две трети «лошадиной силы» тратилось впустую, на сопротивление неудобной упряжи. Более трех тысяч лет понадобилось для изобретения упряжи с хомутом, она появилась только в средние века!

Что заставляло людей выполнять лишнюю работу, не позволяло в течение многих тысяч лет заметить свои ошибки? Косность, ограниченность?.. Вряд ли. Ведь в то же время жили гениальные скульпторы, философы, математики. Они создавали прекрасные произведения, выдвигали смелые идеи, изобретали невиданные механизмы.

Психологическая инерция – вот сила, которая держит человека в плену привычных понятий, не дает вырваться за пределы стандартных представлений, внушает боязнь нового, необычного. Психологическая инерция окружает нас давно усвоенными понятиями, мнением известных людей, иностранными названиями. Этот «спрут» всеми своими щупальцами заставляет людей оставаться на прежнем уровне, в рамках привычных суждений и идей.



Психологическая инерция – это «свойство человека мыслить по прямой аналогии».

Было замечено, что разные задачи рассчитаны на разное проявление инерции мышления:

инерция в понимании условия задачи

инерция в понимании вопроса

инерция в выборе способа решения

Тот, кто смотрел фильм «Мой любимый клоун», наверняка помнит эту сцену.

На рынке клоуны покупают дыню. Продавец просит 25 руб. Они спрашивают, нельзя ли меньше.



– Нет

– А 30 руб.

– Нет

– А все-таки, может отдашь за 30?

– Нет, не могу.

До продавца не сразу доходит…


Типичная инерция в понимании условия задачи: продавца целый день просят снизить цену, он настолько привык к этому, что даже не вслушивается в смысл обращения, по инерции отвечает отказом.


Грузовик в туннеле

Грузовик, который принимаем за материальную точку, весит 5 тонн и двигается со скоростью 60 километров в час. Он начинает въезжать в туннель длиной два километра. На сколько километров он въедет в туннель?

Туннель свободный, незакрытый, автомобильных пробок нет, бензина хватит и т. д.

Подсказка: вес и скорость не имеют значения.

Затруднения вызывает именно вопрос. Несмотря на все примечания и подсказки, народ пытается сложить тонны с километрами и куда-нибудь пристроить скорость.

А всего-то надо присмотреться к вопросу: грузовик въезжает в туннель, и что? Он там останется? Нет… он должен выехать с другой стороны.

В чем разница между «въезжать» и «выезжать»? До середины туннеля грузовик въезжает, а после этого он уже выезжает.

Третий вид психологической инерции – инерция в выборе способа решения – наглядно демонстрирует задача о лампочках и соответствующих им выключателях, которую мы рассматривали в первой книге этой серии «Зачем надо думать».


В комнате находятся три лампочки. Снаружи, за закрытой дверью – три выключателя. Каждой лампочке соответствует свой выключатель. Вы находитесь рядом с выключателями и можете включать – выключать любой из них несколько раз. В комнату с лампочками можно зайти только один раз. Как определить, какой выключатель управляет каждой лампочкой?


Несмотря на очевидную невозможность увидеть за один раз, как распределяются три лампочки и три выключателя, очень многие решатели пытаются «посмотреть» и «подсмотреть».

Вместо того, чтобы атаковать задачу «в лоб», надо немного отстраниться от нее и переформулировать вопрос. Требуется узнать, какой выключатель командует каждой из этих лампочек. Узнать, т. е. получить информацию.

Какими, в принципе, способами человек получает информацию?


Визуальный способ (на глаз)

Аудио способ (на слух)

На ощупь

По запаху


Остается выбрать подходящие для данного случая способы, и задача решена.

Вывод: чтобы предолеть психологическую инерцию, надо решать задачу «на расстоянии», мысленно представить себе всю ситуацию вокруг рассматриваемых объектов, в пространстве и во времени.


Существуют различные классификации и множество видов инерции мышления. Рассмотрим некоторые из них, наиболее часто встречающиеся.

Инерция привычки – привычного принципа действия, привычных свойств, привычного внешнего вида и т. п.


Например:

на необитаемом песчаном острове надо ощутимо сдвинуть с места гранитную скалу весом полторы тонны, длиной 5 метров и высотой 6 метров. Как это сделать?


Скала – это что-то огромное, неподвижное, сразу вспоминается «умный в гору не пойдет». Заменим термин «скала» чем-нибудь попроще: камень, штуковина.

Каждое свойство этой штуковины описывается определенным параметром, имеющим числовое значение. Что дано? Вес, высота, ширина. Чего не хватает? Толщины. Подсчитаем… Удельный вес гранита 2500 кг/куб. м, получается, что

толщина 2 см. Огромная гора исчезла, растаяла. Эту тонкую стенку достаточно пальцем ткнуть, и она упадет.


Задача для тренировки.

Как закрепить толстую свечку на вертикальной деревянной стенке, если для этого можно пользоваться только молотком, коробочкой с маленькими гвоздиками и спичками?


Подсказка: замените термин более общим определением.


Инерция несуществующего запрета – я уверен, что так нельзя, или все знают, что так нельзя.

Например:

Назовите как можно больше натуральных веществ цвета сирени.


Натуральные вещества – значит их никто не красил, они от природы такие. А какого цвета бывает сирень? Сиреневая и… белая. Вот и исчезло главное препятствие, белых веществ в природе видимо-невидимо: снег, молоко, заячья шерстка зимой и прочая, прочая…


Задача для тренировки.

Как бросить сырое яйцо на 3 метра, чтобы оно не разбилось?

Подсказка: представьте себе эту ситуацию в динамике, во времени и в пространстве.


Инерция лишней информации

Например:

Проводятся военно-спортивные соревнования для старшекласников. Участвуют две команды. Очередное задание получают два человека: по одному от каждой команды. Требуется, ориентируясь по карте местности, выйти к реке и перебраться на другой берег. На берегу выясняется, что в их распоряжении есть только маленький плот, который может выдержать не больше одного подростка. Как быть?


Если отбросить все подробности, то по условию задачи два человека подошли к берегу реки. Где они были раньше, откуда они подошли? Они шли вместе или каждый сам по себе? Сколько берегов у реки? Два, правый и левый. Значит, если два человека подошли каждый к своему берегу реки, они сумеют переправиться на противоположный берег по очереди, без особых затруднений.


Задачи для тренировки.

Представьте себе, что Вы владеете небольшим магазином-пекарней, который открыт с 7 часов утра до 7 часов вечера. За это время магазин обслуживает от 80 до 100 покупателей. В пекарне работают 6 человек, все они состоят в родственных отношениях с владельцем бизнеса. Сколько лет хозяину пекарни?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Как надо думать?"

Книги похожие на "Как надо думать?" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сима Крейнин

Сима Крейнин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сима Крейнин - Как надо думать?"

Отзывы читателей о книге "Как надо думать?", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.