Санни Браун - Дудлинг для творческих людей. Научитесь мыслить иначе

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Дудлинг для творческих людей. Научитесь мыслить иначе"
Описание и краткое содержание "Дудлинг для творческих людей. Научитесь мыслить иначе" читать бесплатно онлайн.
Эта книга увлечет вас в путешествие к визуальной грамотности. Она поможет раздвинуть горизонты возможностей, выступая как оружие против невежества, как средство против чрезмерной сложности, как медитация или игра в поиске озарения или открытия. Все эти возможности могут быть реализованы благодаря инструменту под названием «дудлинг». Эта книга – часть глобальной кампании, содействующей визуальной грамотности, кампании, которую автор называет дудлинг-революцией. И в ней каждый человек играет важную роль.
Для широкого круга читателей.
Дудлер-портретист
Дудлеры этого типа рисуют людей и их лица. Рональд Рейган, который мечтал стать художником-карикатуристом, но был вынужден довольствоваться должностью президента, был весьма плодовитым дудлером и очень реалистично рисовал людей и портреты, зачастую украшая рисунками свои любовные письма жене Нэнси. Президент Джонсон тоже дудлил людей и лица, но его персонажи были в большей мере сюрреалистическими. Ему часто случалось рисовать инопланетян, порой довольно комичных или, наоборот, взволнованных.
Дудлер-реалист
Дудлеры-реалисты рисуют узнаваемые объекты. Это могут быть субмарины и молотки, конфеты и шоколадки, мыши и люди. Такие дудлеры зачастую близки к тому, чтобы гордо именоваться художниками. Президент Эйзенхауэр принадлежал именно к такой категории. Он мог очень реалистично нарисовать сломанный палец, сломанный карандаш и промахнувшуюся ракету.
Теперь, когда вы знаете свою базовую дудлинг-ДНК, усвойте также следующее: каждый из нас имеет свой уникальный визуально-лингвистический почерк, почти как подпись или отпечатки пальцев. Он ваш и только ваш. И это может стать отправной точкой для активизации и развития вашей природной способности интерпретировать визуальный язык и пользоваться им в разных контекстах. В любом случае начинать с чего-то надо, так что лучше узнайте себя как дудлера.
Базовая анкета дудлера
В качестве следующего шага я предлагаю оценить в себе начальный уровень навыков, имеющих отношение к дудлингу. Заполните анкету дудлера. Это не психологический опрос, а быстрая оценка, которая позволит вам понять, какими навыками, необходимыми для дудлинга, вы уже обладаете, а что еще нужно развивать. В главе 4 вас ждет аналогичная анкета инфодудлера. Готовы? Поехали.
Ну и как? Если позволите высказать свои догадки, я предположила бы, что большинство из вас считают, что прямые линии рисовать зачастую довольно трудно, что в рисовании лиц вы сильно хромаете (не волнуйтесь, я тоже) и что призыв не судить себя строго вы отмели как нечто совершенно невозможное. В отношении последнего замечания скажу следующее.
Как утихомирить внутреннего критика
Мой преподавательский опыт научил меня тому, что если я говорю: «Попробуйте воздержаться от критических мыслей в отношении своего творчества» или предлагаю слушателям быть терпимее к себе, пока они учатся, это ничего не дает. Произносить вслух подобные рекомендации бессмысленно, и причина заключается в том, что слова рациональны, тогда как готовность отсрочить критический разбор своего творчества на потом к числу рациональных феноменов не относится. Это феномен эмоциональный, и, чтобы обрести реальную оболочку, он должен быть воплощен во что-то реальное, особенно когда речь идет о рисовании. В области рисования нам всем свойственно ощущать себя особенно неадекватными, поэтому мы всегда очень критично относимся к своим попыткам рисовать. Я наблюдала это многократно. Пытаясь выразить что-либо визуально, тем более работая в группе, мы всегда сильно извиняемся и легко сдаемся. Я обнаружила, что для того, чтобы помочь людям справиться с этим понятным, но контрпродуктивным поведением, полезно просто облачиться в их шкуру и подать пример. Я должна наглядно показать своим слушателям, что значит терпимо относиться к себе, и потом дать им попробовать. Это оказывается гораздо эффективнее, чем изрекать банальности, потому что я сама рисовальщица никудышная[29], так что мы с моими учениками оказываемся примерно на равных[30]. Чтобы продемонстрировать свое безразличие к истинным художественным талантам в контексте революции (а это очень важное уточнение), я предлагаю слушателям следующее упражнение.
Это упражнение содержит в себе больше уроков, чем кажется, самый важный из которых мы разберем в следующей главе. Но 3 вывода присутствующие делают мгновенно:
1. Наша преподавательница действительно не умеет рисовать.
2. Ее это, похоже, не заботит.
3. Она предлагает и нам терпимо относиться к своему неумению рисовать, чтобы это не мешало нам учиться. А по размышлению слушатели обнаруживают и другие, более глубокие смыслы:
4. Нашу преподавательницу не заботит ее неумение рисовать, потому что смысл инфодудлинга и визуального мышления вовсе не в умении рисовать, а в умении мыслить!
5. Быстрая визуализация слов и понятий – что является фундаментальным навыком в данном случае – на самом деле требует примитивного, даже неряшливого рисования, учитывая ограниченность времени.
6. Слова и образы дополняют друг друга. Нет необходимости знать, как на самом деле выглядят нанотехнологии. Нужно лишь нарисовать то, что приходит в голову, и сделать соответствующую подпись.
Эти наблюдения абсолютно правильные и знаменуют настоящий прорыв в мышлении 95 процентов слушателей, с которыми мне приходится работать. Как мы уже обсуждали, нашей культуре свойственны весьма превратные представления о визуальном языке, и эти предрассудки широко распространены и устойчивы. Они вводят нас в заблуждение многие века. Хорошая новость заключается в том, что мы в состоянии остановить это безумие. Мы уже разнесли в пух и прах мифы о дудлинге, а в следующей главе не оставим камня на камне от тезиса, что визуальный язык = искусству. Поэтому пусть ваш внутренний критик отдохнет. И пока он спит, давайте-ка займемся азами дудлинга, начав с прямых линий и визуального алфавита.
Рисование прямых линий
Те из вас, кто убежден в своей природной способности рисовать прямые линии, могут пропустить этот раздел и перейти непосредственно к изучению визуального алфавита. Для тех же, кто может с искренней горечью сказать себе: «Я не умею рисовать прямые линии», урок начинается.
Вы – не единственный дудлер, не умеющий провести прямую линию. Это довольно распространенная и легко решаемая проблема. Фокус в следующем – ведите линию быстро. Чтобы она была как молния. Приставьте ручку к бумаге и черкните линию наискосок листа. У многих прямые линии не получаются только потому, что они рисуют их слишком медленно. Мы почему-то думаем, что если делать это неспеша и тщательно, получится лучше. Но все происходит с точностью до наоборот. Когда мы замедляемся, мышцы расслабляются и становятся дряблыми, движения неверными. А если совсем уж замедлиться, то каждый удар сердца будет отражаться на проводимой линии. Если не хотите этого, ведите линию быстро и уверенно. Выберите на странице цели и «стреляйте» в нее. Попрактикуйтесь рисовать прямые линии стоя, используя флипчарт; это поможет мобилизовать мышечную память. В любом случае, рисуете вы сидя или стоя, не замедляйтесь. Больше живости, и ваши линии будут такими прямыми, какие и под линейку не проведешь.
Визуальный алфавит
Дейв Грей – мой друг и один из соавторов нашей книги «Геймшторминг» («Gamestorming»). Он также большой знаток визуального языка, которым всегда восхищается, и завидует тем, кто в совершенстве им владеет. Когда мы писали нашу первую книгу, Дейв разработал, как он его назвал, визуальный алфавит[31], состоящий из 12 «букв» и наделяющий даже самого безнадежного художника способностью что-то изобразить после минимальной практики. Хочу познакомить и вас с этим полезным изобретением. Вам оно понадобится, чтобы по достоинству оценить величие инфодудлинга.
Еще Дейв очень рослый. Они отлично смотрелись бы рядом с Яо Мином.
«Буквы» визуального алфавита являются визуальным эквивалентом обычных азбучных букв[32]. Верхние 6 букв (незамкнутые) мы будем называть формами, а нижние – замкнутые и образующие пустые фигуры – полями. Итак, визуальный алфавит.
А теперь на бумаге воссоздайте этот визуальный алфавит своими руками. Под каждой «буквой» подпишите ее название.
Учитывая крайнюю простоту этого алфавита, хотела бы лично познакомиться с теми из вас, кто скажет, что с поставленной задачей не может справиться. Безусловно оправдывая тех, кто лежит в коме, и тех, кто по иным причинам не в состоянии шевелить руками, я хочу лично посмотреть в глаза каждому, кто думает, что не сможет воспроизвести визуальный алфавит своими руками. Я не верю, что человек не способен нарисовать указанные линии, если он может держать ручку пальцами рук, ног или хотя бы зубами. В подавляющем большинстве мы способны нарисовать любую из этих букв в мгновение ока и практически не глядя. И это здорово, потому что визуальный алфавит будет почти так же важен для нас, как алфавит обычный. Когда вы начнете пользоваться им по-настоящему, то откроете целый мир коммуникационных возможностей. Давайте же перейдем к обсуждению, пожалуй, самого важного вопроса, который касается использования визуального алфавита и хорошо выражается следующей иллюстрацией.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Дудлинг для творческих людей. Научитесь мыслить иначе"
Книги похожие на "Дудлинг для творческих людей. Научитесь мыслить иначе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Санни Браун - Дудлинг для творческих людей. Научитесь мыслить иначе"
Отзывы читателей о книге "Дудлинг для творческих людей. Научитесь мыслить иначе", комментарии и мнения людей о произведении.