Сергей Ковалев - История вашего будущего

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "История вашего будущего"
Описание и краткое содержание "История вашего будущего" читать бесплатно онлайн.
Можно добавить, что великий (по некоторым оценкам — величайший!) российский психолог Л. Выготский рассматривал развитие ребёнка как возникновение чего-то нового, ранее не проявлявшегося. И потому стадии этого самого развития характеризовались у него некими возрастными новообразованиями: качествами и свойствами, которых просто раньше не было. При этом в качестве источника или, иначе, двигательной силы развития Выготский представлял социальную среду. Но не просто так, а в контексте социальной ситуации развития специфических для каждого возраста отношений ребёнка с окружающим миром. При этом он считал, что означенное развитие имеет свою динамику: быструю и резкую (критическую) или, наоборот, медленную и плавную (стабильную). И, соответственно, выделял следующие периоды, в каждом из которых вы могли «подцепить» возможность будущего кризиса вместо желанной и желаемой стабильности (рис. 9)...
А Д. Эльконин добавил в общую теорию развития ещё один существенный элемент — ведущий тип деятельности. Каковой бывает двух типов: социо-экспрессивный (система отношений «чело-век-человек») и предметно-манипулятивный (система отношений «человек-некий общественный предмет»). Первый проявляется в эмоциональном общении младенца, ролевой игре дошкольников и интимно-личностном общении подростков, тогда как второй — в манипуляциях с предметами ребёнка раннего возраста, учёбе млад-
ших школьников и учебно-профессиональной деятельности старшеклассников. Соотношение этих видов деятельности вполне описывается известной формулой «фигуры и фона». То есть, когда одна деятельность становится ведущей, другая переходит в разряд фоновых (второстепенных). Из чего, например, следует, что от подростков, властно захваченных процессом изучения и освоения интимно-личного общения, довольно трудно ожидать увлечённости в занятиях деятельностью учебной...
Упражнение 1
Попробуйте вспомнить все случаи, когда вы — случайно или нет — внезапно понимали:
• то, что будет дальше;
• и то, что это уже когда-то было.
Упражнение 2
Расскажите кому-нибудь достаточно доброжелательному метафору о многополосной дороге под названием Жизнь. Глядишь, и сами что-то поймёте...
Упражнение 3
Поразмышляйте — с ручкой в руках — о базовых предпосылках восточной версии нейропрограммирования, о собственных картах благополучия,отом, каклично вы решили лакановскую проблему насчёт кошелька и жизни, а также о том, в какие такие зависимости вы к настоящему времени вляпаны по самое не могу (без чего или без кого вам жизнь ну точно не в радость и не в счастье?)...
Упражнение 4
Оцените уровень своего благополучия по вышеприведённой «звезде» и («и», а не «или») ответьте на все четыре вопроса матрицы первичного опроса (так эту психотехнологию мы называем у себя в Центре...).
Упражнение 5
Ну очень внимательно изучите предложенные вам описания содержания и последствий стадий нашего якобы безоблачного детства (не ограничиваясь, конечно же, только детскими годами) и попробуйте, так сказать, «вчерне», определить, что и как вас там не очень-то удачно обусловило...
Часть I Психотерапия личной истории
Как ни крути, а человечество многим обязано психоанализу и отцу его, великому 3. Фрейду. Потому что именно он (Фрейд, а не психоанализ) постулировал, как минимум, два теоретических положения, которые на много лет определили развитие современной психологии и психотерапии.
Во-первых, это сама по себе идея бессознательного. Как активного начала психической жизни. Каковое (активное начало, а не сознание) и является, так сказать, главным действующим лицом психики человека. Без этого удивительно тонкого и точного наблюдения (или прозрения?) психология до сих пор занималась бы бесплодным изучением одного только Сознательного, верхушки айсберга человеческой психики. А в области столь любимого лично мною поведения человека с маниакальным упорством продолжало бы исследовать лукавые сознательные мотивировки, а не подлинные бессознательные мотивы нашей жизнедеятельности. Пожалуй, без всего этого экспериментальные данные Б. Либета, наглядно доказавшего, что именно и только бессознательное принимает все решения в жизни человека (за 0,5 секунды до сознания, которое потом присваивает это решение себе и даже как-то его обосновывает) были бы не то что не признаны, а просто напрочь отвергнуты...
Во-вторых, это признание исключительной важности детства и ранних детских впечатлений для всей последующей жизни человека.
Чёткое и недвусмысленное постулирование того, что не дети являются маленькими копиями взрослых, а, скорее, наоборот: мы суть повзрослевшие дети, никак не могущие избавиться от детских же психотравм и всяческих там комплексов.
Идея, к которой можно было бы прийти и безо всякого психоанализа, — ну хотя бы на основании данных так называемой детской психологии (отрасли официального психологического знания). Которая доказала, что в первые три-четыре года своей жизни мы усваиваем 70 % всей информации, которую вообще сможем усвоить за всю свою жизнь. А это значит, что и 70 % всяческих психотравм и прочих неприятностей происходят именно в эти ну очень нежные годы. И, случившись и не будучи «пережёваны, проглочены и переварены» (очень точная аналогия Ф. Перлза), навсегда определяют жизнедеятельность человека. Превращая светлую, прямую и широкую дорогу его жизни в тёмную, извилистую и узкую тропку в страшном-престрашном лесу...
Однако, создав ну очень интересную теорию (хотя и крайне противоречивую, а также и просто-таки гениально запутанную), психоанализ оказался — как бы это сказать помягче? — не очень-то состоятельным в плане методического, а как следствие, и практического оснащения глубинных своих изысканий. И, несмотря на многолетнюю практику, по результатам специальных исследований как-то даже просто не вошёл в число действительно эффективных методов психотерапии...
Так что лично я (и вы, как читатели этой книги, — тоже) очень даже благодарен небезызвестному НЛП, нейролингвистическому программированию (при всех его последующих недочётах и глупостях, связанных в основном не с самой прикладной наукой, а её, мягко говоря, не очень компетентными пользователями, отличавшимися к тому же изрядной моральной нечистоплотностью). Которое теоретические дебаты по поводу роли детских психотравм перевело в чёткие методики по их ликвидации, преодолению и трансформации. Создав при этом удивительный и уже чисто методологический продукт: концепцию Линии Времени, а как вариант оной — Обобщённую Линию Жизни (ОЛЖ). На коей, оказывается, всё, что надо, можно ну очень легко обнаружить (на нахождение отдельно взятой психотравмы уходят минуты, а не месяцы...), а заодно и изменить. Но не путём простого проговаривания («Теперь иди и не греши!»), а посредством ресурсирования. Передачи в Там-и-Тогда из Здесь-и-Теперь всех недостающих в этом самом Там-и-Тогда ресурсов. Дабы вы, пусть задним числом, но всё-таки решили давнишнюю проблему. Выполнив очередную контрольную работу в Школе Жизни...
Крайне немаловажно и то, что именно НЛП было в числе тех психотерапевтических дисциплин «новой волны», которые как бы поменяли вектор осуществления этой самой психотерапии. «Старая школа» преимущественно вела человека от проблемы — и часто либо в никуда, либо к новой проблеме. А психотерапия новой волны начала вести его к решению. Которое только и позволяло раз и навсегда уйти от проблемы, а не болтаться с ней по жизни всё оставшееся время своей жизнедеятельности... А раз так, нейролингвистическое программирование заинтересовалось будущим. И умудрилось, ничего в нём толком не поняв, создать довольно интересные техники работы с человеческим грядущим. И всё для того, чтобы грядущее это не грянуло вам по сусалам, а наоборот, было вполне даже благополучным...
Так вот, обо всём этом — о психотехнологиях психотерапии прошлого и экологизации будущего — и рассказывается в этой части нашей книги...
Глава 1 Освобождение от ига прошлого
Сущность (и общность) всех подходов к психотерапии личной истории можно представить с помощью широко известного фрейма НЛП — модели SCORE. Данная английская аббревиатура расшифровывается следующим образом:
S (symptom) — симптом;
С (cause) — причина;
О (outcome) — результат;
R (resource) — ресурс;
Е (effect) — эффект,
и графически может быть представлена схемой (рис. 10).
Согласно модели SCORE, в настоящее время мы имеем дело с симптомом (symptom), который рассматривается не сам по себе, а как следствие какой-то имевшейся в прошлом причины (cause). Целью психотерапии личной истории выступает получение в будущем некоего желаемого (человеком, а не его окружением) результата (outcome). Каковой, буде он станет достоянием данного субъекта, немедленно приведёт к весьма позитивным эффектам (effect) — исходно или по условиям экологичным изменениям в последующей жизнедеятельности. Добиваемся мы этого за счёт ресурсов (resource). В каковые можно включать всё, что может быть задействовано для достижения результата, но в основном физиологию, состояния, мысли,
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История вашего будущего"
Книги похожие на "История вашего будущего" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Сергей Ковалев - История вашего будущего"
Отзывы читателей о книге "История вашего будущего", комментарии и мнения людей о произведении.