Николай Евреинов - Демон театральности

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Демон театральности"
Описание и краткое содержание "Демон театральности" читать бесплатно онлайн.
Сборник произведений одной из ярчайших личностей русского Серебряного века, режиссера, драматурга, историка театра, теоретика искусства Николая Евреинова (1879–1953) включает его основные теоретические сочинения: «Театр как таковой», «Театр для себя», а также статьи: «Введение в монодраму» и «Демон театральности». Работы Евреинова сопровождают обширный комментарий и справочный аппарат.
262
Евреинов иронизирует над одной из {445} распространенных символистских концепций театра — театром поэта, где выразительные средства лишь дополняют поэтическое слово, будят зримые образы в воображении зрителя.
263
Евреинов исходит из концепции, наиболее полно сформулированной Анри Бергсоном. Французский философ противопоставляет пространственный мир предметов и длительный мир сознания, в котором предметы обретают свое реальное значение. «Вне меня, в пространстве, есть лишь единственное положение стрелки маятника, ибо от прошлых положений ничего не остается, — иллюстрирует Бергсон свою теорию в книге “Опыт о непосредственных данных сознания”. — Внутри же меня продолжается процесс организации или взаимопроникновения фактов сознания, составляющих истинную длительность» (Бергсон А. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М.: Московский Клуб, 1992. С. 96). Теория Евреинова, как и некоторые другие театральные концепции начала XX в., имеет философскую базу в интуитивизме Бергсона.
264
Эта концепция позднее была положена в основу принципа биомеханики, практически разработанной Вс. Мейерхольдом.
265
«Totenmesse» — рассказ, написанный Станиславом Пшибышевским (Przybyszewski, 1868–1927) на немецком языке в 1893 г., на польском языке рассказ вышел в 1901 г. (под названием «Requiem aeternam»), на русском — в 1906 г.
266
Трилогия Н. Евреинова «Театр для себя» была издана в трех томах в издательстве Н. И. Бутковской (Петроград, Офицерская, 60) в 1915–1917 гг. Часть I — теоретическая, с рисунками Н. И. Кульбина (1915); часть II — прагматическая, с рисунками Ю. П. Анненкова (цензурное разрешение 26 марта 1916 г.); часть III — практическая, с рисунками Н. И. Кульбина (1917). Год издания во всех трех томах не указывался.
В третий том было вложено сообщение издательства, информирующее, что рукопись всех трех частей книги была получена издательством в июне 1915 г. Задержка с выходом третьего тома объясняется «исключительными обстоятельствами переживаемого времени».
В настоящий текст внесены многочисленные исправления, выявленные самим Евреиновым и напечатанные в Errata в приложении к третьему тому «Театра для себя».
267
Доктор Пролог, персонаж средневековых театральных представлений. Чаще всего с выступления Пролога начинались представления моралите, в которых участвовали другие аллегорические персонажи. В конце представления персонаж выступал в образе Эпилога. (Напр.: {446} Новое моралите для девяти персонажей «Нынешние братья» («Les Freres de Maintenant»), издание XVI в.). К XVI в. персонаж развивается в самостоятельное амплуа Доктор Пролог, имеющее постоянных исполнителей (например, Брюскамбиль (Bruscambille), исполнявший роль Пролога в Бургундском отеле и насыщавший свою речь цитатами из Библии, античных авторов и современных философов).
268
Манера держаться, вести себя; осанка (фр.).
269
Саломон (Сал) Рейнах (1858–1932).
270
Шлейермахер (Schleiermacher) Фридрих (1768–1834) — немецкий теолог и философ, близкий романтическому мироощущению. Автор «Речей о религии» (1799).
271
Дюринг (Dühring) Ойген (Евгений) (1833–1921) — немецкий философ. Наряду с политэкономией, социологией, историей литературы занимался вопросами религии.
272
Chantepie de la Saussaye P. D. (1848–1920) — датский теолог, автор книги «История религий» («Lehrbuch der Religionsgeschichte», 2 т., 1887–1889), на русском языке: Шантепи де ля Соссей П. Д. История религий / Пер. В. Н. Линд. М., 1899.
273
«Baedeker» — немецкий издательский дом, известный своими путеводителями. В нарицательном значении — «путеводитель».
274
Хлеба и зрелищ! (лат.).
275
Совр. перевод: «… ибо Graeculus histrio <гречонок-скоморох (лат.)> победил Рим, а не — как по обыкновению говорят невинные люди — греческая культура…» («Веселая наука», § 356. Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. С. 678).
276
См. комм. к стр. 52.
277
«Хождение апостолов» (греч.).
278
И вместе с ними совершал некое театральное действие (греч.).
279
Совр. перевод: «… Монолог-искусство, которое заключает в себе веру в Бога, всю лирику молитвы: ибо для набожного не существует еще никакого одиночества» («Веселая наука», § 367. Ср.: Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. С. 693).
280
Кого ищете в яслях, пастухи, скажите? (лат.).
281
Господа Христа Спасителя и т. д. (лат.).
282
Кого ищете во гробе, о христолюбцы? (лат.).
283
Иисуса Назарянина распятого, о небожители (лат.).
284
Буркхард (Burckhard) Макс (1854–1912) — австрийский театральный деятель, драматург и теоретик искусства. В 1890–1906 гг. был директором Бургтеатра в Вене.
285
{447} Тиль Эйленшпигель (Уленшпигель) (Till Eulenspiegel) — персонаж шванков, народной книги, произведений различных жанров немецкой литературы XV — XVI вв.
286
Шедевр (фр.).
287
«Глобус» — лондонский театр, где играла группа Ричарда Бербеджа, актером и драматургом которой был Шекспир.
288
Более точный перевод: «Весь мир играет комедию (актерствует)» (лат.).
289
«Как вам это понравится?» (англ.).
290
Горе всем сострадающим, у которых нет другой вершины, кроме их сострадания (нем.). Ср.: «Так говорил Заратустра», ч. 2, «О сострадательных»: «Wehe alien Liebenden, die nicht noch eine Höhe haben, welche über ihrem Mitleiden ist!» — «Горе всем любящим, у которых нет более высокой вершины, чем сострадание их!» (пер. Ю. М. Антоновского).
291
Да будет стыдно тому, кто об этом дурно подумает (фр.). Девиз «Ордена Подвязки», учрежденного английским королем Эдуардом III.
292
{448} Бар (Bahr) Герман (1863–1934) — австрийский писатель, драматург, театральный критик, один из издателей журнала «Свободная сцена» («Die Freie Bühne»). В 1908 г. был режиссером в Немецком театре М. Рейнхардта, в 1918‑м — директором Бургтеатра (Вена). У Евреинова упоминаются его роман «Театр» (1897), посвященный описанию театрального быта Австрии и Германии, и «Диалог о трагическом» («Dialog vom Tragischen»).
293
См. комм. к стр. 34; В электронной версии — 18.
294
Френсис Бэкон (Bacon, 1561–1626).
295
Удивляться; с уважением относиться, оказывать знаки внимания (греч.).
296
Весьма философское переживание (греч.).
297
Последний довод (лат.).
298
Робер-Гуден (Robert-Houdin) Жан Эжен (1805–1881), французский цирковой актер, фокусник и иллюзионист, имел свой театр на Итальянском бульваре в Париже.
299
«Карательный театр», «Театр наказания» (лат.).
300
«Театр комет» (лат).
301
Начинается театр! (фр.).
302
Вследствие этого, в силу этого (лат.).
303
Парацельс (Paracelsus) — псевдоним Ф. А. Т. Б. фон Гогенгейма (1493–1541) — врач, философ-мистик, оккультист.
304
Слова Юлиана из 3‑го действия первой части драмы Х. Ибсена «Кесарь и Галилеянин».
305
Айхенвальд Юлий Исаевич (1872–1928) — литературный, театральный критик (театральные обзоры в журнале «Русская мысль»). Статья Айхенвальда «Отрицание театра» (Речь. 1912. 9 дек.), в которой театр объявлялся несостоятельный подражанием жизни, вызвала широкую полемику (опубликована в сборнике «В спорах о театре», М., 1914). Овсянико-Куликовский Дмитрий Николаевич (1853–1920) — литературовед, лингвист, публицист. Рассматривал творчество писателей исхода из врожденных особенностей их индивидуальной психики, считал главным критерием искусства познавательность, реализм, выступал против модернистского искусства.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Демон театральности"
Книги похожие на "Демон театральности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Евреинов - Демон театральности"
Отзывы читателей о книге "Демон театральности", комментарии и мнения людей о произведении.