» » » » Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века


Авторские права

Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века

Здесь можно купить и скачать "Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Никея»c7f2fd80-50f1-11e2-956c-002590591ea6, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века
Рейтинг:
Название:
Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-91761-401-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века"

Описание и краткое содержание "Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века" читать бесплатно онлайн.



В серии «Святые в истории» писательница Ольга Клюкина обращается к историческим свидетельствам, чтобы реконструировать биографии христианских подвижников различных эпох. О святых минувших столетий автор рассказывает живым современным языком, делая их близкими и понятными сегодняшнему читателю.

Четвертая книга серии охватывает XII–XV века. Этот драматичный исторический период стал для Церкви временем внутреннего подъема, возрождения духовной жизни и расцвета монашества.






Савва остался в Ватопеде, стараясь вести в стенах монастыря такую же строгую жизнь, какую видел в пещерах афонских старцев: питался хлебом и водой, приучил себя босым ходить по острым камням, взял на себя послушание развозить хлеб в отдаленные скиты.

Все это время Савве приходили письма из дома и богатые дары на Афон. Родители умоляли его хотя бы ненадолго приехать в Сербию. Но Савва понимал, что он не готов для подобных встреч и в письмах на родину умолял престарелых родителей лучше самим подумать о спасении души и принять монашество.

И великий сербский князь Стефан Неманя решился. Собрав своих главных советников, он объявил им о решении оставить престол, зачитав вслух письмо от младшего сына. «Прими мой добрый совет и, оставив земное царство и богатство, иди путем смирения и вселись со мною в пустыни. Здесь, упразднившись от всего молитвою и постом, ясно уразумеешь Бога. А если не примешь моего совета, то не надейся более видеть меня в этой жизни», – согласно житию, написал отцу Савва.

Для княжеских подданных это известие было как гром среди ясного неба. Сербы привыкли жить под защитой своего князя Стефана, освободившего народ от вассальной зависимости от Византии. Доблестный жупан не только отвоевал обратно всю Сербию и Боснию, но даже захватил и часть греческих земель. О князе Стефане Немане говорили, что, когда он вел свое войско в сражение, впереди него мчался и помогал побеждать сам святой Георгий Победоносец.

Конечно, всем хорошо было известно о щедрых пожертвованиях князя и его супруги Анны на сербские монастыри и храмы, в их доме часто видели паломников, которые проходили через сербские земли в Иерусалим, в Константинополь, на Афон. Но чтобы великий князь, находясь в полном здравии, и сам решил принять монашество? В те времена, как правило, правители облачались в схиму только на смертном одре, да и то если успевали это сделать.

Двадцать пятого марта 1195 (или 1196) года Стефан Неманя официально сложил с себя достоинство великого жупана, передав престол своему сыну Стефану. В стенах основанного им монастыря Святой Богородицы в Студенице бывший сербский правитель принял монашеский постриг с именем Симеон. Его супруга Анна тоже стала монахиней в одной из женских обителей с именем Анастасия.

Примерно два года пробыл Симеон в своем отечестве, постигая новую для себя монашескую жизнь, и, наконец, отправился к сыну на Святую Гору. Второго ноября 1197 года Симеон прибыл на Афон, где обнял Савву после почти десятилетней разлуки.

Отец и сын вместе поселились в Ватопедском монастыре, и, как говорится в житии: «Все у них было общее; отец ничего не почитал своим, а все называл сыновним. Когда сын хотел послужить старости своего отца, то Симеон стыдился и отрицался принять его служение. Но блаженный Савва никому не позволял служить отцу своему, кроме себя».

На Афон бывший сербский правитель прибыл в сопровождении свиты знатных соотечественников и привез с собой богатые пожертвования. Считается, что в одном только Ватопеде на средства сербских князей было построено три храма – в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в честь святого Иоанна Златоуста и в честь Преображения Господня, а также новые кельи для братии.

Савва еще раз, теперь уже с отцом, обошел все афонские монастыри, и они вместе взялись за восстановление разрушенных обителей. Монастырь во имя Спасителя, монастырь в честь святых бессребреников Космы и Дамиана, монастырь Святого Великомученика Георгия, монастырь Святого Феодора, монастырь Святого Иоанна Предтечи, монастырь Святого Николая Чудотворца и монастырь Святого Симеона Богоприимца – эти семь афонских обителей были подняты из руин благодаря щедрости сербских князей. Многие и другие монастыри и скиты на Афоне до сих пор хранят память о сербах-благотворителях.

Один афонский старец предложил Савве и Симеону возобновить какой-нибудь запустевший монастырь с тем, чтобы он принадлежал исключительно сербам, их соотечественникам, и эта мысль им очень понравилась. Сербские монахи получили согласие прота, и, снова осмотрев всю Афонскую Гору, остановили свой выбор на давно находившемся в запустении монастыре Хиландар.

По своему внешнему виду все афонские монастыри в то время были похожи и напоминали крепости: каменные стены, узкие окна, башни с амбразурами. Таков же был и сербский Хиландар, сердцем которого стала церковь в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Восстановив из руин обитель, Савва и Симеон перешли жить в Хиландар. Хотя по духу Святая Гора Афон все равно была как бы одним большим монастырем, единой православной общиной, где все стремились к одной цели – спасению души.

В знак того, что Хиландар в момент прихода туда Саввы и Симеона находился под властью Ватопедского монастыря и по повелению императора передан сербам, была установлена традиция, подчеркивающая это духовное единение. На престольный праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы службу в Хиландаре всегда проводил игумен Ватопедского монастыря, а на праздник Благовещения вести богослужение в Хиландар приглашался игумен монастыря сербского.

Примерно через восемь месяцев жизни в стенах Хиландара Симеон заболел и сильно ослаб, Савва буквально носил своего отца на руках.

В некоторых странах особенно сильно развито почитание старшего поколения, родителей, чужой мудрости. Болгарский писатель XV века

Константин Костенецкий таким народом считал сербов. «Здесь… почитается за честь, когда сын, живущий в доме отца и в согласии с родителями, прислуживает им как слуга. Такое принято не только в семьях богатых, но и среди простого и убогого люда. И не было случая, чтобы сын разгневал чем-то своего отца или мать. И вправду здесь такого никогда не случается. Но, исполняя Христову заповедь, они стремятся выказать друг дружке большую честь и величают друг друга господами, обнажая при этом голову, как было когда-то, в прошлом, и сейчас сохранилось в южных странах», – описывал он то, что наблюдал в стране «так называемых сербов» («Описание Далмации»).

Сын, с любовью прислуживающий отцу как слуга, – не идет ли это в народе, который называет себя «святосавцем», народом святого Саввы, с тех давних времен?

И конечно, здесь речь не только об отношениях в семье, но и о другой сыновей любви. В сербской песне-молитве святому Савве есть такие обращенные к Богу слова:

Но еще остались души,
которые Тебя любят.
Это дети, дети сербов,
они Тебя, Боже, любят.
Старшие впадают в немощь,
души их отяжелели,
Дети гимны Тебе, Боже,
чистым сердцем воспевают.

(Перевод С. Луганской)

В последние дни своей земной жизни Симеон много говорил с сыном о Сербии, просил не забывать сербские церкви, вспоминал красоту родной земли.

Свой последний день старец провел наедине с любимым сыном, всю ночь Савва читал возле его изголовья Псалтырь. Рано утром Савва на руках вынес отца из кельи и по его просьбе положил на простой рогоже в притворе церкви. До самой кончины старец слабой рукой благословлял монахов, и последние его слова были: Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его (Пс. 150: 2).

В этой же церкви в Хиландаре Симеон и был похоронен в мраморной гробнице.

Согласно житию, Симеон родился в 1114 году и скончался в 1200 году в возрасте восьмидесяти шести лет. На Афоне он прожил не более двух лет: около года в Ватопеде и приблизительно восемь месяцев в Хиландаре, успев осыпать афонские монастыри бесчисленными щедротами.

С великой скорбью и боязнью принял на себя Савва монастырь Хиландар после смерти отца, о чем он сам упоминает в своем уставе. Скоро Хиландар стал одной из процветающих обителей на Афоне: сербские монахи украсили свой храм великолепными иконами и церковной утварью, собрали большую библиотеку книг на греческом и на старославянском языках, устроили неподалеку гостиницу для паломников. Все это делалось с помощью сербского правителя Стефана II, старшего брата Саввы, который пожаловал для содержания Хиландара несколько сел в Сербии, а также на другие богатые пожертвования соотечественников.

Всех приходящих на Афон сербов Савва велел снабжать одеждой, обувью и пищей от братской трапезы, много денег жертвовал на выкуп пленных или беженцев. «Хотел ли кто строить дом или корабль, искал ли кто покрова в нищете и бедствии – все прибегали к нему и получали успокоение», – говорится в житии святого Саввы Сербского.

В 1198 году Хиландар получил право называться царским, полностью перешел под управление Саввы и Симеона и покровительство императора, и не зависел от прота даже в вопросах управления.

Хиландар и сейчас остается одним из самых известных монастырей Афона. Савва составил для своего монастыря устав, и этот древний документ сохранился до наших дней.

В Хиландаре никому не позволялось иметь никакой собственности, даже одной медницы, все должно было быть общим. Монахов, которые упорно отказывались исповедоваться, игумен Савва считал нужным выпроваживать из монастыря. Как больной, который не показывает раны врачу, не может получить исцеление и сам себя обрекает на смерть, так и монах без исповеди, по мнению Саввы, не спасет свою душу.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века"

Книги похожие на "Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Клюкина

Ольга Клюкина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Клюкина - Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века"

Отзывы читателей о книге "Святые в истории. Жития святых в новом формате. XII–XV века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.