» » » » Рольф Грамс - 14-я танковая дивизия. 1940-1945


Авторские права

Рольф Грамс - 14-я танковая дивизия. 1940-1945

Здесь можно скачать бесплатно "Рольф Грамс - 14-я танковая дивизия. 1940-1945" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Центрполиграф, год 2014. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рольф Грамс - 14-я танковая дивизия. 1940-1945
Рейтинг:
Название:
14-я танковая дивизия. 1940-1945
Автор:
Издательство:
Центрполиграф
Год:
2014
ISBN:
978-5-227-04856-1
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "14-я танковая дивизия. 1940-1945"

Описание и краткое содержание "14-я танковая дивизия. 1940-1945" читать бесплатно онлайн.



История 14-й танковой дивизии вермахта написана ее ветераном Рольфом Грамсом, бывшим командиром 64-го мотоциклетного батальона, входившего в состав дивизии.

14-я танковая дивизия была сформирована в Дрездене 15 августа 1940 г. Боевое крещение получила во время похода в Югославию в апреле 1941 г. Затем она была переброшена в Польшу и участвовала во вторжении в Советский Союз. Дивизия с боями прошла от Буга до Дона, завершив кампанию 1941 г. на рубежах знаменитого Миус-фронта. В 1942 г. 14-я танковая дивизия приняла активное участие в летнем наступлении вермахта на южном участке Восточного фронта и в Сталинградской битве. В составе 51-го армейского корпуса 6-й армии она вела ожесточенные бои в Сталинграде, попала в окружение и в январе 1943 г. прекратила свое существование вместе со всеми войсками фельдмаршала Паулюса. Командир 14-й танковой дивизии генерал-майор Латтман и большинство его подчиненных попали в плен.

Летом 1943 г. во Франции дивизия была сформирована вторично. В нее были включены и те подразделения «старой» 14-й танковой дивизии, которые сумели избежать гибели в Сталинградском котле. Соединение вскоре снова перебросили на Украину, где оно вело бои в районе Кривого Рога, Кировограда и Черкасс. Неся тяжелые потери, дивизия отступила в Молдавию, а затем в Румынию. Последовательно вырвавшись из нескольких советских котлов, летом 1944 г. дивизия была переброшена в Курляндию на помощь группе армий «Север». Она приняла самое активное участие во всех шести Курляндских сражениях, получив заслуженное прозвище «Курляндская пожарная команда». Весной 1945 г. некоторые подразделения дивизии были эвакуированы морем в Германию, но главные ее силы попали в советский плен. На этом закончилась история одной из наиболее боеспособных танковых дивизий вермахта.

Книга основана на широком документальном материале и воспоминаниях бывших сослуживцев автора.






Все это время мы старались, работая как можно меньше, заработать как можно больше, чтобы поддерживать хорошую физическую форму и сохранить живость ума. С этой целью мы организовали большой оркестр, театральную труппу и множество различных кружков, которые занимались творческой деятельностью. Главное заключалось в том, чтобы в свободное время отвлечься от темы номер один для любого военнопленного — возвращения домой.

Весной 1952 года, когда завершалось строительство Волго-Донского канала, в стационарных лагерях произошло еще одно большое перемещение военнопленных. Некоторые бригады, главным образом каменщиков, штукатуров и маляров, были переведены во временные лагеря, оборудованные вдоль канала. Один из таких лагерей находился в районе пятого и восьмого шлюзов, в нескольких километрах от железнодорожной станции Тундутово, где в 1942 году наша дивизия вела тяжелые бои (остановочный пункт 74-й километр, Абганерово). Хотя там простиралась унылая степь, мы сразу узнали эту местность. Правда, благодаря строительству канала облик всей этой однообразной степи немного изменился. Благодаря воде появилась растительность, а вдоль современной автострады Красноармейск — Калач выросли крупные поселки. Работа на строительстве Волго-Донского канала была интересна еще и тем, что три года спустя мы снова встретились с тысячами советских заключенных из разных уголков Советского Союза. На каждом шлюзе в среднем работало от 50 до 60 немцев. Мы выполняли только работу, требующую высокой квалификации, и в общем и целом эти месяцы, проведенные на строительстве канала, были интересными и вполне терпимыми.

Пользуясь каждым удобным случаем, мы часто ездили для получения оборудования в стационарный лагерь № 2, который находился на высотах у реки Ельшанки. Дорога туда проходила через Красноармейск и Бекетовку, те населенные пункты, где размещались первые лагеря для военнопленных из Сталинградского котла. Когда по прошествии стольких лет мы проезжали мимо балок, в которых весной 1943 года были захоронены десятки тысяч наших боевых товарищей, нас охватывало странное чувство.

После того как в 1952 году Волго-Донской канал был построен, мы снова вернулись в свой старый стационарный лагерь, и работа на прежних строительных объектах была продолжена. Конечно, все эти годы плена не прошли так гладко, как может показаться на первый взгляд. Возможно, у читателя сложилось впечатление, что во время нашего нахождения в плену между русскими и нами не возникало напряженности. Это было далеко не так. Натянутые отношения существовали всегда, постоянно возникали ссоры из-за работы, из-за так называемого режима содержания пленных, из-за дисциплины. В конце каждого месяца на стройплощадке разгоралась нешуточная борьба за утверждение достигнутых бригадой трудовых показателей и подведение итогов, и нередко происходили очень серьезные стычки. Последние немецкие солдаты погибли в Сталинграде не в январе 1943 года, а в октябре 1951 года, когда озверевшие конвоиры открыли автоматный огонь по колонне военнопленных, возвращавшихся в лагерь с работы. В феврале 1953 года, во время похорон Сталина[21], на одной из стройплощадок вблизи сталинградской «Красной площади» охранник хладнокровно застрелил голландского лейтенанта.

В апреле 1953 года снова поползли слухи о возможной отправке на родину. 16 июня около пятисот человек из нашего лагеря неожиданно перевели в лагерь № 4, находившийся вблизи бывшей тюрьмы НКВД. Вскоре там собралось около 1100 военнопленных из всех сталинградских лагерей. После нашего прибытия в этот лагерь нам сообщили, что Советский Союз решил репатриировать нас. И действительно, в конце июня из этого лагеря уехало около 30 итальянцев и большая группа румын, после того как им официально объявили, что все они амнистированы. Мы, немцы, так нам сказали, в начале июля тоже уедем. Тем не менее проходили неделя за неделей, но не было заметно никаких приготовлений к нашей отправке на родину. Снова началась хорошо нам знакомая война нервов, у многих настроение менялось в течение дня почти ежечасно.

Самые благоразумные из нас придерживались мнения, что, видимо, наш отъезд был отложен из-за событий 17 июня в ГДР[22]. Очевидно, это предположение оказалось верным. Несомненно, наш отъезд был отложен также и из-за осуждения 10 июля министра внутренних дел Берии[23], так как, возглавляя Министерство внутренних дел, он курировал и все лагеря для военнопленных и советских заключенных.

Между прочим, в эти недели мы работали на строительстве пивоваренного завода рядом с огромным элеватором на юге Сталинграда, который оставался в том же самом полуразрушенном состоянии, в каком многие боевые товарищи из нашей дивизии запомнили его по осени и зиме 1942 года.

Но вот, наконец, 21 сентября 1953 года настал и наш черед. Вечером нам официально объявили, что завтра у нас последний рабочий день и что в конце месяца мы поедем на родину. Вечером 29 сентября 1953 года нас действительно погрузили в эшелон, стоявший у вокзала Сталинград-1. Поздним вечером мы в последний раз проезжали мимо тех мест, которые за эти почти одиннадцать лет стали нам хорошо знакомы. Около полуночи севернее железнодорожной станции Воропоново мы проехали мимо того места, где раньше находилось военное кладбище нашей старой дивизии.

Двигаясь от Брест-Литовска, 5 октября 1953 года мы пересекли теперешнюю немецкую границу у Франкфурта-на-Одере. А уже через несколько дней нас встречали во Фридляндии[24]. Десять лет неволи остались позади.


Глава 11.

НОВОЕ ФОРМИРОВАНИЕ 14-Й ТАНКОВОЙ ДИВИЗИИ

(с конца марта до 15 октября 1943 года)

После подавления последних очагов сопротивления в Сталинградском котле прекратила свое существование и 6-я немецкая армия, жертвенный путь которой не имел примеров в германской военной истории. Почти 200 тысяч солдат и офицеров погибли в боях или попали в советский плен. Только 34 тысячам военнослужащих удалось покинуть котел по воздуху. Главным образом это оказались раненые и больные или те, кто выполнял приказ вышестоящих инстанций. Наступление, с которым связывались такие большие надежды, захлебнулось, весь Восточный фронт был потрясен до основания.

Возможно, вплоть до середины декабря 1942 года еще можно было бы избежать этой катастрофы, если бы было принято самостоятельное решение оставить Сталинград. Позже, особенно после внезапного прекращения операции «Винтергевиттер» («Зимняя гроза»), такой возможности уже не было. И не только потому, что у 6-й армии не было достаточно сил для успешного прорыва, но и потому, что тем временем перед ней возникла новая задача, имевшая решающее значение, а именно: держаться как можно дольше, сковывая значительные силы советских ударных соединений, пока далеко на западе не будет создан новый оборонительный рубеж.

«Если бы ее сопротивление прекратилось не в начале февраля, а она отказалась бы от борьбы сразу же, как ее положение стало безнадежным, тогда впоследствии противник смог бы бросить в бой на решающих участках фронта такие большие силы, что, по всей видимости, смог бы добиться успеха по окружению всего германского южного фланга. Таким образом, 6-я армия в решающей степени способствовала тому, что в марте 1943 года удалось ещё раз стабилизировать положение на Восточном фронте»[25].

Конечно, зияющую брешь, которая образовалась в результате потери целой армии в структуре сухопутных войск, действовавших на Восточном фронте, невозможно было закрыть в одночасье. Те немногие дивизии, переброшенные сюда из Франции, почти без следа затерялись на необъятных просторах России. После того как на фронт в Северной Африке были отправлены последние боеспособные соединения, в распоряжении ставки не оставалось больше никаких стратегических резервов. Их надо было еще снимать с других участков фронта, что было связано с большими трудностями. Теперь поневоле приходилось возлагать все надежды на быстрое новое формирование соединений 6-й армии.

Поэтому начиная уже с середины марта 1943 года остатки разбитых дивизий были отведены на территорию рейха, в Норвегию и Голландию, но главным образом во Францию. После получения подкреплений из других воинских частей началось формирование главных штабов и кадровых частей. Быстрые соединения, такие как 3, 29 и 60-я панцер-гренадерские дивизии, 14, 16 и 24-я танковые дивизии, отсутствие которых на фронте было особенно ощутимо, получили при этом известное преимущество, разумеется в рамках имевшихся возможностей. Они быстрее пополнялись необходимым личным составом, так что уже в начале апреля большинство из них могли приступить непосредственно к формированию подразделений.

Однако их оснащение вооружением, военной техникой и транспортными средствами с самого начала столкнулось с огромными трудностями, так как выпуск продукции оборонной промышленности уже не мог удовлетворить возросшие потребности армии. Из-за постоянного вмешательства в планирование и текущее производство, из-за внедрения новых образцов и частых конструктивных изменений выпускавшихся до сих пор изделий возникали такие задержки и перебои в выпуске продукции, что это ни в коей мере не позволяло удовлетворить ни лавинообразно выросшие потребности сражающихся фронтов, ни не намного уступающие им потребности заново формируемых соединений. При таких условиях у военных предприятий не оставалось свободы действий для удовлетворения этих дополнительных и непредусмотренных потребностей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "14-я танковая дивизия. 1940-1945"

Книги похожие на "14-я танковая дивизия. 1940-1945" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Рольф Грамс

Рольф Грамс - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Рольф Грамс - 14-я танковая дивизия. 1940-1945"

Отзывы читателей о книге "14-я танковая дивизия. 1940-1945", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.