Уильям Моррис - Искусство и жизнь

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Искусство и жизнь"
Описание и краткое содержание "Искусство и жизнь" читать бесплатно онлайн.
В настоящем издании впервые на русском языке представлено обширное и многообразное наследие У. Морриса, известного английского поэта и дизайнера, автора социально-утопического романа «Вести ниоткуда», активного общественного деятеля, с 1883 года социалиста. Книга представляет интерес как для специалистов по эстетике, так и для читателей, интересующихся проблемами эстетического воспитания, декоративно-прикладным искусством и историей эстетики.
Латимер Хью (Latimer Hugh, около 1490—1555) — английский епископ, один из деятелей Реформации в Англии. Так же, как и Мор, Латимер осуждал огораживание земель. За свои выступления против властей и церкви Латимер был предан сожжению.
11. ...De te fabula... — полностью: «Mutato nomine de te fabula narratur» (лат.) — если изменить имя, то сказка сказывается о тебе. Из книги сатир римского поэта Горация.
12. ...или в России, где за одно-два слова вас отправят в Сибирь...
С жизнью в царской России Морриса знакомил, главным образом, один из его близких друзей русский революционер С. М. Степняк-Кравчинский. который жил в эмиграции в Англии. Под редакцией Степняка-Кравчинского издавался ежемесячный журнал на английском языке «Свободная Россия» (Free Russia), благодаря которому английская общественность знакомилась с публицистическими произведениями русских писателей, с выступлениями передовых людей России.
13. Демократическая федерация была основана в 1881 году. В 1884 году переименована в Социал-демократическую федерацию. Эта организация хоть и называлась социалистической, но была совершенно оторвана от рабочих. Ее руководитель Гайндман, которого В. И. Ленин назвал «демократом неопределенного цвета», был тесно связан с консервативной партией. В 1884 году Моррис выходит из Социал-демократической федерации в знак протеста против беспринципной сделки Гайндмана с консерваторами во время избирательной кампании.
14. ...зловеще продемонстрировано. — В связи с волнениями в Ирландии английское правительство издало драконовский закон о предупреждении преступления, дававший полиции неограниченные права обыскивать и арестовывать по одному только подозрению (июль 1882 г.). В то же время рабочие волнения, происходившие в самой Англии, также подавлялись посредством беспощадных полицейских мер.
Полезная работа и бесполезный труд (Useful Work Versus Useless Toil) —
лекция, изданная в 1885 году Социалистической лигой в виде брошюры.
1. ...Социалистам часто задают вопрос... — Здесь в рассуждениях о труде в будущем обществе Моррис воздерживается от конкретной характеристики этого труда, но в своем романе «Вести ниоткуда» (1891), в главе XV, он подробно характеризует систему отношений в будущем коммунистическом обществе.
Малые искусства (The Lesser Arts) —
лекция прочитана 4 декабря 1877 года в Гильдии по изучению ремесел. Впервые опубликована в сборнике «Надежда и страхи за искусство» в 1882 году.
1. Вестминстерское аббатство — замечательный памятник средневековой архитектуры Лондона — воздвигалось начиная с 1245 года при короле Генрихе III (1216—1272), в основном завершено в XV веке; пристройки производились до середины XVIII века.
Моррис не совсем точен, когда заявляет, что остались неизвестными имена людей, воздвигавших Вестминстерское аббатство, — это Генри Рейнский, королевский каменщик при Генрихе III, мастера Джон Глостерский, Роберт Беверли, Генри Йевель. Западные башни Вестминстерского аббатства соорудил в 1722—1740 годах Николас Хоксмур.
2. Собор св. Софии в Константинополе — выдающийся памятник византийской архитектуры — построен в 532—537 годах зодчими Анфимием из Трала и Исидором из Милета.
3. Юстиниан I (527—565) — византийский император.
4. Один старый архитектор... — Морисс говорит об архитекторе Уильяме Уайкхемском (William of Wykeham, 1324—1404), которому приписывается эта поговорка: «О человеке судят по его поведению в обществе».
5. Эдуард III — король Англии (1327—1377).
6. Нью-Колледж в Оксфорде основан в 1379 году.
Возрождение художественного ремесла (The Revival of Handicraft) —
статья впервые опубликована в «Фортнайтли Ревью» в ноябре 1888 года.
1. Уэллс Дэвид (Wells David Amis, 1818—1898) — американский экономист.
Искусство и его творцы (Art and Its Producers) —
лекция прочитана в Национальной ассоциации развития искусства в Ливерпуле в 1888 году.
1. ...из котла Медеи — Медея (греч. миф.) дочь царя Колхиды, супруга аргонавта Ясона. С помощью волшебных чар осуществила месть за измену Ясона.
2. «Черная смерть» — эпидемия чумы, свирепствовавшая в Европе в середине XIV века.
3. Филипп ван Артевельде (1340—1382) — сын Якоба Артевельде — вождя гентских купцов и ремесленников, восставших против графа Фландрии и изгнавших его в 1330 году. Артевельде стал фактически правителем Фландрии. Но ремесленники и беднота не желали смириться с властью купечества, и Артевельде, который был выходцем из богатой среды, был убит ткачами в 1345 году, после чего граф вернул себе власть. Филипп ван Артевельде-сын по примеру отца возглавил в 1381 году новое восстание Гента против графа Фландрии и его союзников. В 1382 году он разбил войска графа, но 27 ноября этого же года в битве при Росбеке с войсками союзника графа — Карла VI французского — потерпел поражение и был убит.
4. ...как сделали их отцы при Куртре.
В 1302 году в битве при городе Куртре фламандская пехота разгромила рыцарей Филиппа IV, стремившегося захватить Фландрию.
5. ...если бы рослые иомены Кента и Эссекса... — Моррис говорит о вошедшем в историю восстании крестьян в 1381 году под предводительством Уота Тайлора. Майл-Энд — пригород Лондона, который был расположен тогда у городских ворот. Восставшие крестьяне вызвали сюда из Тауэра короля Ричарда II для переговоров и вручили ему свои требования, известные под названием Майл-эндской программы. Король обещал выполнить их требования и приказал им разойтись. В Майл-эндской программе не было вопроса о земле. Восставшие через некоторое время подготовили более радикальную программу, где главным пунктом было требование земли. На этот раз переговоры были в другом пригороде Лондона — Смитфилде, и программа эта вошла в историю под названием Смитфилдской. Король потребовал, чтобы Уот Тайлор подъехал к нему один. В сопровождении лишь одного знаменосца Уот Тайлор приблизился к королевской свите и предъявил Ричарду II смитфилдскую программу. В это время мэр Лондона внезапно ударил шпагой (якобы за непочтительность к королю) Уота Тайлора и убил его. С этого момента началась расправа с восставшими. Через месяц после убийства Уота Тайлора был казнен священник Джон Болл — сподвижник Уота Тайлора.
6. Я выступаю во имя жизни людей или, если хотите, вместе с римским поэтом — во имя целей жизни. Моррис, по-видимому, снова имеет в виду Ювенала.
7. Крейн (Crane Walter, 1845—1915) — английский художник, график, мастер декоративного искусства, живописец. Выполнял рисунки для социалистических журналов «Джастис» и «Коммонуил». Ближайший соратник У. Морриса, Крейн основал в 1884 году Гильдию работников искусства, а также Выставочное общество содействия искусствам и ремеслам.
Искусства и ремесла наших дней (The Arts and Crafts To-day) —
лекция в Национальной ассоциации развития искусства в октябре 1889 года в Эдинбурге.
1. Моррис называет прикладное искусство архитектурным.
2. Бленхеймский замок с парком находится неподалеку от города Вудсток. Замок был подарен королевой Анной герцогу Мальбро за победу, одержанную им при Бленхейме в 1704 году. В замке есть картины Рубенса, Ван Дейка, Тициана.
3. ...глупцы из племени Подснэпа — см. примеч. к стр. 56.
4. ...с широким кругом друзей и соседей... — В слово «сосед» Моррис вкладывает особый смысл. В будущем обществе, которое он изображает в романе «Вести ниоткуда», «сосед» общепринятое обращение, наподобие нашего «товарищ».
5. И такая теория (что вовсе не удивительно)... — Вероятней всего, что здесь Моррис говорит о художниках-импрессионистах, видимо, не случайно употребляет слово «the impression», чтобы намек был более ясным.
6. ...как сказал мой друг Бэкс... — см. примеч. к стр. 54. Бэкс в этом случае цитировал Гегеля, который раскрывает эту мысль в своей «Науке логики».
Готическая архитектура (Gothic Architecture) —
лекция в Выставочном обществе искусств и ремесел в 1889 году.
Это выступление Морриса относится уже к тому времени, когда взгляды его на развитие архитектуры в Англии окончательно установились. Свое представление о совершенной архитектуре, какую он хотел бы видеть в будущем, он описал в книге «Вести ниоткуда».
1. ...варварский, классический и средневековый. — Моррис здесь дает весьма упрощенную историю развития архитектуры до эпохи Возрождения, в особенности это относится к истории искусства Древней Греции. Как известно, история древнегреческого искусства охватывает X—I века до н. э. и распадается на четыре этапа: гомеровский период (XI—VIII вв. до н. э.), архаика (VII—VI вв. до н. э.), классика (V в. — первые три четверти IV в. до н. э.) и эллинизм (4-я четверть IV—I вв. до н. э.).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Искусство и жизнь"
Книги похожие на "Искусство и жизнь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Уильям Моррис - Искусство и жизнь"
Отзывы читателей о книге "Искусство и жизнь", комментарии и мнения людей о произведении.