Тамара Курдюмова - Литература. 6 класс. Часть 1
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Литература. 6 класс. Часть 1"
Описание и краткое содержание "Литература. 6 класс. Часть 1" читать бесплатно онлайн.
Учебник-хрестоматия для учащихся 6 класса входит в серию учебных пособий, созданных по единой программе литературного образования (5—11 классы), составленной Т. Ф. Курдюмовой. Для каждого класса выпущены учебник-хрестоматия для учащихся и методическое пособие для учителя.
Программа и учебные книги направлены на воспитание ученика как образованного и вдумчивого читателя, способного оценить художественные произведения, определить их место в историко-литературном процессе.
Учебник-хрестоматия «Литература. 6 класс» продолжает процесс литературного образования школьников. Автор обращает внимание учащихся на образ их ровесника в художественной литературе.
Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия. В двух частях. Часть 1
(Автор-составитель Т. Ф. Курдюмова)
Герой в мире художественного слова
Перед вами давно открылся мир искусства слова. Этот мир ярок и многообразен, и в его центре всегда стоит Человек. В шестом классе вы совершите очередное путешествие по увлекательным книгам. Читателю всегда интересны события, о которых рассказывают авторы, и так как вы очень хорошо умеете разбираться в сюжетах изученных произведений, то знаете, как тесно связаны события с их героями.
Вы как читатели уже прожили долгую читательскую жизнь рядом со своими героями. Пятый класс принес вам знакомство с десятками литературных героев, и, вспоминая их, можно оценить роль чтения в умении понять человека, можно даже сказать, что вы учитесь у писателей умению понимать причины поступков и решений – человековедению.
В шестом классе вам предстоит познакомиться с новыми героями, а среди них много ваших ровесников. Они могут появиться в произведении лишь один раз и только промелькнуть перед вами. Но есть такие герои, которые запомнятся на всю жизнь.
А теперь вспомните героев, с которыми вы встретились в пятом классе, и подумайте, как ответить на вопросы, предложенные в учебнике. Обратите внимание на то, что перед вами теперь уже три уровня сложности вопросов. Первый из них – самый легкий (). Но, наверное, вы захотите справиться и с трудными вопросами, которые обозначены так: .
Вопросы и задания1. Каких героев, с которыми встретились на страницах произведений в пятом классе, вы хорошо помните? Объясните, почему именно они вам запомнились.
2. Кто смелей – Герда или Кай? Попробуйте доказать свое мнение.
3. Какой герой прочитанных вами произведений заслужил ваше уважение? Какие качества этого героя вас особенно привлекли?
1. Каких героев робинзонад вы помните? Назовите произведения, в которых описаны приключения этих «Робинзонов».
2. Расскажите о таком событии в жизни любимого литературного героя, которое помогло вам оценить его характер.
1. Как могло возникнуть слово «робинзонада»? Чем вы объясните его появление?
2. Что отличает героя сказки от героя рассказа о современном событии?
Далекое прошлое человечества
Былина. Сказка. Легенда. Предание
История человечества в произведениях литературы
Как жили наши далекие предки? Времена, когда не было письменности, открываются нам как через предметы материальной культуры, так и через произведения фольклора.
Художественное слово может воссоздавать реальные картины окружающей жизни, а также возникшие в фантазии автора события далеких эпох. Более всего доверия к правдивости произведений фольклора вызывают былины: само слово былина как бы подтверждает достоверность того, что она описывает. В этих героических повествованиях рассказывается о том, как русские богатыри защищали родную землю и во имя этого совершали подвиги. В основе многих былинных повествований лежат реальные события, которые подтверждаются современной наукой. Так, в Киево-Печерской лавре хранится прах Ильи Муромца, и ученый-антрополог, археолог и скульптор М. М. Герасимов восстановил внешний облик этого человека.
Отзвуки былин и сказок, легенд и преданий живут в произведениях писателей всех эпох. Знаменитый драматург А. Н. Островский написал «весеннюю сказку» «Снегурочка», в которой передал поэтическое восприятие мира наших предков, их взгляды и убеждения, оценку поступков и поведения человека.
В художественной литературе есть много произведений о жизни разных народов в разные века, в том числе и о жизни в далекие времена, которые так и называются: исторический роман, историческая пьеса, исторический рассказ.
Читатель всегда живет в той эпохе, с которой его знакомит писатель, и его знакомство с миром расширяется безгранично.
Былины – богатырский эпос русского народа
Вы уже встречались с былинами – богатырским эпосом русского народа, которые назывались также и старинами – ведь они рассказывали о старине, о том, что было очень давно. Сюжеты и герои этих произведений вдохновляли и русских писателей и русских художников.
Сказители былин сохранились в истории нашей литературы. Это Рябинины (четыре поколения!), Крюковы, Прохоров. Вот как описано выступление Прохорова в записях одного из фольклористов. «День был воскресный, и народу много. Горница быстро наполнилась народом… Вошел Утка (такое прозвище было у сказителя Никифора Прохорова), невысокого роста старик… откинул назад свою голову, потом с улыбкой обвел взглядом всех присутствующих и, заметив в них нетерпеливое ожидание, еще раз быстро откашлялся и начал петь. Лицо старика-певца мало-помалу изменялось. Он жил со своими любимцами-богатырями. Жалел до слез немощного Илью Муромца, когда он сидел сиднем 30 лет, торжествовал с ним победу над Соловьем-разбойником. Иногда он прерывал себя, вставляя от себя замечания. Жили с героем и все присутствующие… Все сидели, не сводя глаз с певца: каждый звук этого монотонного, но чудного, спокойного мотива ловили они… Утка кончил и торжествующим взглядом окинул все собрание. С секунду длилось молчание, потом со всех сторон поднялся говор…
– Пожалуй, и сказка все это, – нерешительно проговорил один мужик. На него набросились все.
– Как сказка? Ты слышишь, старина это. При ласковом князе Владимире было.
– Мне вот что думается: кому же это под силу – вишь ведь как он его!
– На то и богатырь – ты что думаешь? Не то что мы с тобой, – богатырь! Нам невозможно, а ему легко, – разъясняли со всех сторон».
Так звучали былины в крестьянских избах. И в XX веке еще были исполнители этих чудесных произведений.
На заставе богатырской
Под городом под Киевом, в широкой степи Цицарской стояла богатырская застава. Атаманом на заставе старый Илья Муромец, податаманом Добрыня Никитич, есаулом Алеша Попович. И дружинники у них храбрые: Гришка – боярский сын, Василий Долгополый, да и все хороши.
Три года стоят богатыри на заставе, не пропускают к Киеву ни пешего, ни конного. Мимо них и зверь не проскользнет, и птица не пролетит. Раз пробегал мимо заставы горностайка, да и тот шубу свою оставил. Пролетал сокол – перо выронил.
Вот раз в недобрый час разбрелись богатыри-караульщики: Алеша в Киев ускакал, Добрыня на охоту уехал, а Илья Муромец заснул в своем белом шатре…
Едет Добрыня с охоты и вдруг видит: в поле, позади заставы, ближе к Киеву, след от копыта конского, да не малый след, а в полпечи. Стал Добрыня след рассматривать:
– Это след коня богатырского. Богатырского коня, да не русского: проехал мимо нашей заставы могучий богатырь из казарской земли – по-ихнему копыта подкованы.
Прискакал Добрыня на заставу, собрал товарищей:
– Что же это мы наделали? Что же у нас за застава, коль проехал мимо чужой богатырь? Как это мы, братцы, не углядели? Надо теперь ехать в погоню за ним, чтобы он чего не натворил на Руси.
Стали богатыри судить-рядить, кому ехать за чужим богатырем.
Думали послать Ваську Долгополого, а Илья Муромец не велит Ваську слать:
– У Васьки полы долгие, по земле ходит Васька заплетается, в бою заплетется и погибнет зря.
Думали послать Гришку боярского.
Говорит атаман Илья Муромец:
– Неладно, ребятушки, надумали. Гришка рода боярского, боярского рода хвастливого. Начнет в бою хвастаться – погибнет понапрасну.
Ну, хотят послать Алешу Поповича. И его не пускает Илья Муромец:
– Не в обиду будь ему сказано, Алеша роду поповского, поповские глаза завидущие, руки загребущие. Увидит Алеша на чуженине много серебра да золота, позавидует и погибнет зря. А пошлем мы, братцы, лучше Добрыню Никитича.
Так и решили – ехать Добрынюшке, побить чуженина, срубить ему голову и привезти на заставу молодецкую.
Добрыня от работы не отлынивал, заседлал коня, брал палицу, опоясался саблей острой, взял плеть шелковую, въехал на гору Сорочинскую. Посмотрел Добрыня в трубочку серебряную – видит: в поле что-то чернеется. Поскакал Добрыня прямо на богатыря, закричал ему громким голосом:
– Ты зачем нашу заставу проезжаешь, атаману Илье Муромцу челом не бьешь, есаулу Алеше пошлины в казну не кладешь?!
Услышал богатырь Добрыню, повернул коня, поскакал к нему. От его скоку земля заколебалась, из рек, озер вода выплеснулась, конь Добрыни на колени упал. Испугался Добрыня, повернул коня, поскакал обратно на заставу. Приезжает ни жив ни мертв, рассказывает все товарищам.
– Видно, мне, старому, самому в чисто поле ехать придется, раз даже Добрыня не справился, – говорит Илья Муромец.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Литература. 6 класс. Часть 1"
Книги похожие на "Литература. 6 класс. Часть 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Тамара Курдюмова - Литература. 6 класс. Часть 1"
Отзывы читателей о книге "Литература. 6 класс. Часть 1", комментарии и мнения людей о произведении.