Оксана Защиринская - 111 баек для педагогов
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "111 баек для педагогов"
Описание и краткое содержание "111 баек для педагогов" читать бесплатно онлайн.
В изящной занимательной форме изложены ключевые вопросы педагогики. Описаны сто одиннадцать ситуаций (мифы, притчи, были и т. д.), имеющих отношение к школьному и семейному воспитанию. К каждой ситуации дан соответствующий комментарий в виде краткого психологического анализа, указана область применения.
Книга предназначена для педагогов, психологов, а также для студентов вузовских факультетов психологического и педагогического профилей.
Оксана Защиринская
111 баек для педагогов
© ООО Издательство «Питер», 2014
* * *Предисловие
Детский взгляд на окружающий мир отличается от восприятия взрослых. Это просто замечательно – видеть то, что тебе нравится. Одновременно с этим можно слышать так, как тебе хочется. Ребенок весьма искренен в своих проявлениях. Он обычно говорит то, что чувствует и о чем думает. Какое удовольствие – совершать поступки и не до конца понимать их последствий.
Детский мир – особый и неповторимый. Нам, взрослым, приходиться изучать его заново, потому что мы забыли потайные тропы своей собственной детской души. Ну, что же. Давайте вместе постараемся вспомнить важные секреты детства.
Да, кстати! Вы, действительно, хотите, чтобы ваш ребенок вырос успешным человеком? Тогда в процессе его воспитания и обучения не утрачивайте в самом себе частичку детского восприятия.
Передо мной стояла задача придумать байки и разные случаи, которые могли происходить с детьми, родителями и педагогами. Думала я, думала… и пришла к выводу, что специально сочинять ничего не нужно. Достаточно вспомнить истории знакомых, клиентов, коллег. Поговорка «Нарочно не придумаешь» – именно об этом. Я лишь проявила немного фантазии и изменила настоящие имена персонажей.
Дорогой читатель, скажу откровенно: в этой книге нет ничего абсолютно вымышленного. Тексты созданы на основе событий в жизни современных детей, семей и педагогических коллективов. Однако мне пришлось основательно подумать: стоит ли включать в тексты баек очень неприятные или даже страшные случаи из жизни детей.
Вот небольшое стихотворное произведение скандинавской поэтессы, в котором коротко и доходчиво обозначены все основные проблемы воспитания. Судите сами:
Дети учатся тому, что видят в своей жизни.
Если ребенок окружен критицизмом,
Он учится обвинять.
Если ребенок видит враждебность,
Он учится драться.
Если над ребенком насмехаются,
Он учится быть робким.
Если ребенка постоянно стыдят,
Он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок окружен терпимостью,
Он учится быть терпеливым.
Если ребенка поддерживают,
Он учится уверенности.
Если ребенка хвалят,
Он учится ценить других.
Если с ребенком обходятся справедливо,
Он учится справедливости.
Если ребенок чувствует себя в безопасности,
Он учится верить.
Если ребенка ободряют,
Он учится нравиться самому себе.
Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно,
Он учится находить любовь в этом мире.
(Дорис Лоу Ноулт)В процессе социализации самыми важными всегда остаются отношения между ребенком и взрослыми. Они обусловливают всю его последующую жизнь – мысли, поступки, эмоциональные реакции, отношение к себе и окружающим людям. Взрослым нужно только своевременно откликнуться на проблемы ребенка. Так можно сохранить его психическое здоровье и помочь ему стать полноценным членом общества. От нас – родителей и специалистов – зависит судьба маленького человека.
Несмотря на серьезность затрагиваемых в книге проблем, все ее содержание изложено в легких жанрах – байки, истории, анекдота. Комментарии к ним основаны на моем опыте работы в качестве психолога-консультанта и психотерапевта. Они носят весьма краткий характер и отражают основные идеи по улучшению психологического состояния героев каждого сюжета.
В конце книги помещены забавные стихи для учеников, которым приходится много сил затрачивать на учебу. Я написала их совсем неожиданно по просьбе одной милой девочки по имени Маргарита. Она учится в петербургской гимназии и с помощью мамы и специалистов старается получать знания. Однако в школе много стрессов. О них ребенок и хотел услышать в иносказательной, ироничной форме. Вот такая байкотерапия…
Меня радует, что в книге собраны истории, в основе которых лежат факты из жизни многих людей. От этого они приобретают ценность для тех из нас, кто настойчиво ищет выход из лабиринта личных проблем. Читатель может смело проецировать опыт разных семей и педагогов на свои житейские ситуации. Пусть результаты взаимоотношений между другими людьми послужат подсказкой при анализе собственных поступков и привычек. Не бойтесь. Загляните в себя. Наше будущее зависит от самосознания и способностей в полной мере использовать свои ресурсы для улучшения качества жизни.
Выражаю искреннюю признательность Петру Витальевичу Алесову за предложение принять участие в создании новой книги знаменитой серии «111 баек». Я благодарна ему за то, что он поверил в мой творческий потенциал, оказав профессиональную поддержку в процессе подготовки рукописи.
Хотела бы также выразить благодарность моему сыну Максиму. При подготовке книги я получала от него полезные рекомендации. Он с удовольствием делился историями из своей школьной жизни, обсуждал со мной байки и редактировал тексты.
В добрый путь понимания и доверия, дорогой читатель.
Оксана Защиринская, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университетаО семейном воспитании
№ 1. Байка «Автомобильный погромщик»
Ромка учился в 4-м классе и оканчивал начальную школу. Успеваемость мальчишки была средненькой. За это его не ругали. Родители в детстве тоже не увлекались учебой. Они были собачниками. В их квартире всегда проживало одно или два животных. Ромка вместе с папой вечерами часто прогуливался с собаками. Отец учил сына жизни и постоянно комментировал поступки других людей, в том числе соседей: «Ну и припарковал машину. Я бы шины ему проткнул», «Поставили на проходе коляску и ушли. Пнул бы ее ногой, пусть улетит», «Мерзкая собачонка у этой дамочки. Таких сразу после рождения топить в пруду нужно», «С жиру бесятся. В такой комбинезон собаку нарядили. Люди хуже одеты».
Как-то раз Рома шел с мамой по пешеходному переходу. На них летела машина. Водитель с трудом сумел затормозить на красный свет и чуть не сбил женщину с ребенком. «Что бы сказал по этому поводу мой папа?» – мелькнуло у парня в голове. В аффекте Ромка схватил из мусорного контейнера у светофора пустую бутылку из-под пива, подбежал к автомобилю и на глазах у проходящих мимо людей со всей силы ударил ею по лобовому стеклу.
Папины уроки даром не прошли. Сын усвоил их на отлично.
Мораль. Научение агрессии возможно в результате неправильного воспитательного воздействия родителей.
Комментарий. Отцу не следовало демонстрировать сыну свое раздражение по поводу поведения людей. Избыток негатива как замедленный взрыв бомбы. Он обязательно приведет к преобразованию вербальной агрессии в физическую.
Детям необходимо объяснять социальные явления. Беседы с родителями развивают практический интеллект ребенка и помогают ему впоследствии самостоятельно справляться с различными жизненными ситуациями. Комментарии будут полезны, если оперировать фактами, применять доказательства и использовать антиципацию – стараться предугадывать последствия различных поступков. Пусть ребенок учится анализировать и понимать происходящее, но не однозначно в черных тонах. Тогда есть все шансы, что удастся воспитать рассудительность и сдержанность, а не спровоцировать стремление все и всех вокруг порицать и наказывать.
Диапазон применения байки: консультации школьного психолога для родителей и подростков.
№ 2. Байка «Безмятежный пловец»
Стасик летом жил на даче. Рядом с участком протекал небольшой ручей. Местные жители его расширили и углубили в нескольких местах, чтобы было удобнее брать воду.
После дождя мостки скользкие. Мальчишка почти час кружится у воды. Мама пока его не искала. Можно спокойно заниматься своими делами.
Неожиданно Стасик поскользнулся и упал с мостков в воду. В свои пять лет он не умел плавать. Мальчик начал кричать и бить по воде руками. На шум обратил внимание проходящий мимо мужчина. Оценив ситуацию, он понял опасность. На ходу пришлось сбрасывать сапоги и с разбегу кидаться к мальчику в воду. Стасик уже почти захлебнулся и начал погружаться на дно. Помощь пришла вовремя.
Мокрый мужчина со Стасом на руках появился перед мамой мальчика. Женщина от страха чуть не лишилась сознания. На фоне взволнованных взрослых ребенок выглядел не только спокойным, но даже счастливым. Он укоризненно посмотрел на незнакомого дядю и объяснил свое видение случившегося:
– Мамочка! Я так плавал, так плавал. Заплыл на самую середину. Мне дядя помешал. Зачем он меня вытащил? Я бы еще поплавал.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "111 баек для педагогов"
Книги похожие на "111 баек для педагогов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Оксана Защиринская - 111 баек для педагогов"
Отзывы читателей о книге "111 баек для педагогов", комментарии и мнения людей о произведении.