Наталья Василенко - Северное Возрождение

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Северное Возрождение"
Описание и краткое содержание "Северное Возрождение" читать бесплатно онлайн.
Эпоха Северного Возрождения подарила миру художников, чьи шедевры вошли в золотой фонд истории искусства, В альбоме представлены произведения великих мастеров Нидерландов, Германии и Франции, творивших в XV–XVI веках: Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Иеронима Босха. Питер Брейгеля Старшего. Альбрехта Дюрера. Жана Фуке и других.
На переплете использованы картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» и фрагмент боковой створки «Алтаря Верля» Робера Кампена.
Для широкого крута читателей.
По дороге в Венецию Дюрер пишет ряд прекрасных акварельных пейзажей. Это панорамные виды небольших городов, тихие, почти всегда безлюдные улочки, подернутые дымкой. Листы представляют собой не только дивные по колористическому и композиционному решению топографические зарисовки путешествующего художника, в них чувствуется интерес к нюансам освещения и передачи световоздушной перспективы. Оставляющие у зрителя ощущение удивительной свежести акварели Дюрера — одни из самых ранних в западноевропейском пейзажном жанре.
Позднее в творчестве немецкого мастера появится несколько этюдов, сугубо натуралистичных по своему характеру, где пристальный гений художника изображает растения чуть ли не с ботанической подробностью.
Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года в Нюрнберге. Начав обучение у отца ювелира, он переходит позднее в мастерскую известного живописца и резчика по дереву Михаэля Вольгемута. В 1490 году художник отправляется в свое первое путешествие. Сначала он посещает Кольмар в надежде познакомиться с Мартином Шонгауэром, однако ему не удалось застать мастера в живых. Затем едет в Базель и, задержавшись в городе на два года, много работает в технике ксилографии и гравюры на меди. Из значительных путешествий раннего периода следует отметить посещение Страсбурга, крупнейшего центра книгопечатания, где Дюрер пишет один из своих автопортретов, и Венеции, где он впервые соприкасается с итальянским искусством, как творится, «вживую».
По возвращении в Нюрнберг в 1495 году Дюрер открывает свою мастерскую, где по его рисункам создаются многочисленные гравюры. Их тиражи расходятся по всей Европе.
АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. Адам и Ева. 1504. Гравюра на медиПринципы изображения нагого тела, особенности ракурса, убедительная передача движения — вот проблемы, которые интересовали Дюрера. Еще в молодости он копировал гравюры Андреа Мантеньи, покоренный сложными ракурсами и стремительными движениями изображенных талантливым итальянским художником фигур. После поездки в Италию Дюрер увлекается изучением пропорций человеческого тела, стремясь найти некий алгоритм изображения, построенный на сочетании геометрических форм. И, как видно в гравюре «Адам и Ева», ему удается, преодолев определенную графическую сухость ранних работ, создать композицию с удивительно естественными в своих жестах, в своем движении нагими фигурами.
Автопортреты
Немногие художники Возрождения проявляли столь явный, как у Дюрера, интерес к автопортрету. По сути, он создал первую в западноевропейском искусстве серию автопортретов, опередив великого Рембрандта, который на протяжении всей жизни стремился запечатлеть на полотне свой меняющийся облик. В череде автопортретов Дюрера выражено новое, ренессансное осмысление роли живописца в художественном процессе. Интерес мастера к этапам собственного духовного развития, своеобразная гордость и торжественная репрезентация достигнутого — все это сливается в единое изобразительное повествование.
Благодаря автопортретам мы можем судить, как видел и оценивал себя художник, что представлялось ему наиболее важным.
Первый автопортрет Дюрер нарисовал, еще будучи мальчиком. В 1493 году, находясь в Страсбурге, он снова пишет себя и посылает картину домой, отцу («Автопортрет с остролистом», Лувр, Париж). В облике двадцатидвухлетнего художника уже чувствуется уверенность и горделивое достоинство, рядом с датой он помещает комментирующую подпись «Идет мое дело, как небо велело». В следующих автопортретах, 1498 и 1500 годов, Дюрер не только изображает себя человеком с высоким общественным статусом, он философски осмысляет личность художника как творца.
АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. Автопортрет. 1498. Прадо. МадридЭтот автопортрет написан художником после первого путешествия в Италию.
Под окном на стене видна подпись с пояснением: «Я написал это с себя. Мне было двадцать шесть лет. Альбрехт Дюрер». Поза художника спокойна и уверенна, фигура почти целиком заполняет изобразительное пространство, взгляд направлен прямо на зрителя. Одной рукой он опирается на парапет, а за его левым плечом в окне открывается холмистый романтический пейзаж. Большое значение Дюрер придает своему костюму, он одет очень модно, даже по-щегольски. Очевидно, художник хотел подчеркнуть определенный уровень своего положения в обществе и заявить о себе как о самостоятельном состоявшемся мастере.
АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. Автопортрет. 1500. Старая пинакотека, МюнхенЭто самый знаменитый автопортрет художника. Со времен Средневековья в такой манере изображали Христа.
Однако в этой смысловой параллели нет вызова. Дюрер здесь утверждает поистине ренессансное осмысление роли художника в обществе как самостоятельной творческой личности.
Алтарные картины
В 1505–1507 годах Дюрер совершает второе путешествие в Италию. Большую часть времени художник снова проводит в любимой Венеции, где пишет «Праздник четок», один из своих прекраснейших алтарных образов. Под влиянием живописной культуры венецианцев колорит дюреровских картин обретает необычайную цветовую гармонию, богатство нюансов и стройный ритм цветовых аккордов.
Период после возвращения из Италии — пора творческой зрелости художника. Он много работает, в частности, пишет большие алтарные картины. Однако постепенно алтарная живопись отступает на второй план. Дюрер мыслил себя художником, творцом, подходил к созданию своих картин как мыслитель. А при исполнении церковных картин ему всякий раз приходилось сталкиваться с волей заказчика. К тому же в начале XVI века в Германии художник все еще воспринимался многими как ремесленник и его работу оценивали исходя из размеров картины и количества использованных красок. Не менее важно, что творческий гений Дюрера уже заметно перерос традиционный створчатый алтарь с регламентированным набором сцен. Написанный в 1511 году для Нюрнбергской богадельни по заказу Матиаса Ландауэра алтарь «Поклонение Святой Троице» не просто грандиозен, он оригинален и необычен для алтарных картин. В следующие годы художник по большей части уделял внимание графическим работам и портретам.
АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. Паумгартнеровский алтарь. Ок. 1498–1503. Старая пинакотека, МюнхенЦентром большого триптиха стала сцена Рождества. Коленопреклоненные Мария и Иосиф созерцают новорожденного Младенца, окруженного ангельским хором. Стремясь создать динамичную картину. Дюрер выбирает необычно резкое сокращение перспективы, стремительно влекущее взгляд зрителя в глубину полотна, к прекрасному идиллическому пейзажу и фигурам на заднем плане. Мажорный колорит из ярких цветовых пятен создает в картине настроение ликующего праздника, созвучного радости прихода в мир Спасителя. Интересная особенность алтаря — обилие донаторских портретов. Двум святым на боковых створках — Георгию и Евстафию — Дюрер придал портретные черты заказчиков — братьев Паумгартнеров, а по сторонам от Марии и Иосифа изобразил все семейство с гербовыми щитами у ног.
Непревзойденный мастер гравюры
В периоде 1511 по 1514 год Дюрер создает ряд больших графических циклов, выполненных в технике ксилографии — гравюры на дереве. Выходит второй вариант «Апокалипсиса» (первый увидел свет в 1498 году), вслед за ним две серин гравюр на тему Страстей Христовых, так называемые «Большие Страсти» (12 листов) и «Малые Страсти» (36 листов), а также никл «Жизнь Марии». Изумительная точность штриха и разнообразие светотеневых нюансов, экспрессия и выразительность образов, убедительность эмоций и ясность композиции — эти качества были замечены современниками и принесли графическим творениям Дюрера заслуженную популярность. Его листы расходились по всей Европе и были излюбленными объектами коллекционирования, копирования и подражания.
В 1513–1514 годы художник создает три свои самые знаменитые гравюры на меди, так называемы Meisterstiche («мастерские») гравюры. Это «Рыцарь. Смерть и Дьявол». «Святой Иероним в келье» и «Меланхолия». Все три листа объединяет общая идея: представить различные жизненные пути, разные формы реализации духовных и интеллектуальных возможностей человека — воина, мыслителя и творца.
АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР. Рыцарь, Смерть и Дьявол. 1513. Гравюра на медиСкорее всего, при создании гравюры Дюрер использовал сюжет трактата Эразма Роттердамского «Руководство для воина Христова» (1503). Если следовать буквально тексту морально-этического сочинения великого гуманиста, рыцарь здесь — образ истинного христианина, который, преодолевая все трудности, неуклонно держит путь к «небесному замку», или царству небесному. Рыцарь (или «Всадник», как называл гравюру сам Дюрер) в латах с мечом — сама целеустремленность и убежденность в правильности избранной цели. В трактате Эразма сказано: Non est vespicere («нельзя оглядываться»), и Рыцарь Дюрера остается равнодушным к увещеваниям Смерти, которая, показывая песочные часы, пытается убедить его в быстротечности жизни и ценности земных наслаждений. Не замечает Рыцарь и Дьявола, неуклонно идущего следом и ожидающего малейшего неверного шага, чтобы увлечь его в пучину соблазна.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Северное Возрождение"
Книги похожие на "Северное Возрождение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Наталья Василенко - Северное Возрождение"
Отзывы читателей о книге "Северное Возрождение", комментарии и мнения людей о произведении.