Евгений Сапиро - Трактат об удаче (воспоминания и размышления)

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Трактат об удаче (воспоминания и размышления)"
Описание и краткое содержание "Трактат об удаче (воспоминания и размышления)" читать бесплатно онлайн.
В 2001–2002 годах пермская газета «Новый Компаньон» более полугода печатала воспоминания спикера Законодательного собрания Пермской области первого созыва, экс-министра региональной и национальной политики России профессора Е. С. Сапиро. Эти воспоминания стали основой книги «Стриптиз с юмором», изданной в Перми в 2003 году и вызвавшей большой интерес читателей.
Хотя в «Трактате об удаче» присутствуют некоторые сюжеты из «Стриптиза…», он не является повторением или продолжением первой книги. Новая книга – иная по содержанию («пять лет спустя»), по форме и даже по своей философии.
В книге использованы фотографии из личного архива автора.
– Евгений Саулович, помните, вы как-то благодарили меня за помощь в организации защиты докторской диссертации?
– Конечно, помню!
– А теперь вы помогите мне!
Я считал и считаю себя нормальным человеком. Нормальные же люди на подобные просьбы отвечать «нет» права просто не имеют.
Наступивший через пару недель новый 1980 год я встретил заведующим кафедрой Учета и финансов.
Я не вдавался в тонкости конфликта между преподавателями кафедры, который явился причиной моего нового назначения. За время работы на заводах и в политехническом институте я усвоил, что главная причина возникновения конфликтов в коллективе – это избыток свободного времени у его членов. Очевидно, что его надо было использовать в мирных целях: для устранения слабых мест в деятельности кафедры.
Если сравнивать преподавательский состав с оркестром, то «музыканты» там собрались достаточно высокой квалификации: почти все с опытом практической работы, неплохие лекторы. Беда заключалась в том, что эти «музыканты» учили студентов исполнять не совсем ту «музыку».
Бухгалтеру среднего уровня достаточно быть «учетчиком»: правильно вести счета, составлять бухгалтерский баланс, контролировать правильность и законность расходов, обеспечивать получение средств и оплату счетов… Такой специалист должен знать, что можно делать с деньгами, что нельзя. Последним его словом вполне может быть «нет!».
Бухгалтер-ас на это права не имеет. Сказав «нет», он должен продолжить: «…но решить эту задачу (проблему) можно так или эдак». Чтобы так сказать, он должен быть не только учетчиком, но и аналитиком, аудитором, финансистом и даже юристом… Он не только должен знать букву закона, но и уметь грамотно ее обойти.
В 1978 году преподаватели нашей кафедры воспитывали рядовых бухгалтеров, «учетчиков». Я был уверен, что мы должны готовить из наших ребят асов – главных бухгалтеров.
Для того чтобы готовить аса, надо самому соответствовать этому званию. Для этого надо заниматься наукой, не смотреть на свою дисциплину, как на догму, а стараться самому что-то улучшить в ней, учитывать опыт и ошибки других.
С этим на кафедре был завал. За предшествующие пять лет преподаватели не опубликовали ни одной статьи в центральном журнале.
Все это не могло не сказаться не только на знаниях, но и настроении, на амбициях наших студентов. На фоне факультетской элиты – «кибернетиков» и «плановиков» – наших причисляли ко второму сорту, называя «счетоводами». И большинство с этим смирилось!
С молодых лет есть у меня одно качество, полезное и лично для меня, и, надеюсь, для моих соратников. Я хочу, чтобы город, в котором я живу, был лучшим. Я хочу, чтобы команда, в которой я работаю или тем более являюсь лидером, была лучшей или, на худой конец, среди лучших. Я не только этого желаю, я всегда стараюсь эту задачу решить, независимо от статуса команды (заводская бригада, цех, кафедра, академический институт, область, министерство)…
То, что это заявление не голословное, могут подтвердить около сотни студентов специальности «Бухгалтерский учет» Пермского госуниверситета, которым в восьмидесятые годы на третьем курсе я читал курс «Анализ хозяйственной деятельности».
В начале мая в университете проводилась легкоатлетическая эстафета. За неделю до этого я шел на лекцию по коридору второго этажа экономического факультета. И тут мне на глаза попала свежая факультетская «Доска социалистического соревнования». Среди трех специальностей мои подопечные по всем позициям занимали третье – последнее – место. К этому времени я уже два или три года заведовал кафедрой и немало сил положил на то, чтобы «мои» стали уважаемыми. И вот результат.
Захожу в аудиторию. Поток – четыре группы – дружно встает. Обычно я делал паузу в три-четыре секунды, после которой следовало: «Садитесь!» На этот раз, не приглашая присесть, задаю вопрос:
– Поднимите руки, кого на этот факультет и специальность определили по принуждению.
Народ безмолвствует.
– Садитесь! Я только что увидел на большой красной доске итоги ваших трудовых подвигов. И вот что не могу понять: если вы сознательно выбрали себе этот факультет и специальность, если вы уже три года здесь учитесь, то неужели вам безразлично, что вы последние? Я считаю, что нормальный человек должен быть уверен, что он живет в лучшем городе, учится в лучшем вузе, на лучшей специальности. Да как же она будет лучшей при ваших-то успехах? Ну, Бог с ней, с успеваемостью. Для этого надо голову иметь. Но спорт? Молодые люди на первых рядах! При ваших атлетических данных спортивный стенд кафедры должен ломиться от медалей, а там какие-то пожелтевшие грамоты. Уважаемые дамы! С вашими фигурами и ногами парижский «Мулен Руж» должен отдыхать! А мы что имеем на фронте студенческой самодеятельности? Малочисленное и малохудожественное чтение…
Я могу еще долго вас воспитывать, как надо жить, но вместо этого лучше расскажу наш профессиональный анекдот:
Симпатичная супруга молодого, подающего надежды заместителя главного бухгалтера завода заметила, что вернувшийся домой муж чем-то расстроен.
– Коля! Что-то случилось?
– Да, Валюша, мне предложили стать Главным.
– Так ты же об этом мечтал!
– Мечтал. Но тут есть такая тонкость. Главбух – это уже номенклатура. А номенклатуре положен секретарь. А секретарь это, ну как тебе сказать… это любовница. А мне этого не надо – я тебя люблю…
– Подожди! Значит, у генерального директора секретарь – любовница?
– Конечно!
– И у главного инженера?
– Естественно.
– И у главного экономиста?
– И у него…
После длинной паузы:
– Коля, для тебя же стать главбухом так важно! И к тому же, если это у всех… Так и быть! Соглашайся!
Спустя две недели в заводском Дворце культуры гремит медью первомайский праздничный вечер. Среди публики только что назначенный главный бухгалтер с супругой.
– Коля, а секретарь, ну сам понимаешь… генерального… здесь?
– Здесь.
– Покажи.
– Слева, брюнетка в брючном костюме.
– Хороша! А главного инженера?
– В ложе, с программкой в руках.
– Вполне! А главного экономиста?
– Прямо перед нами – блондинка в мини.
– Впечатляет! Коля! А наша?
Главбух, покраснев, незаметно показывает взглядом.
– Коленька! Наша – лучше!
И завершил рассказ:
– Так вот, друзья мои, наша всегда должна быть лучше. Кстати, и на эстафете – тоже.
Через неделю приз «за массовость» в эстафете выиграли мои бухгалтеры. На номерах двух команд красовалось написанное от руки: «Наша – лучше!».
Арсенал средств поднятия авторитета специальности был разнообразен.
Много внимания уделялось привлечению на специальность представителей сильной половины человечества. Особенно это оправдало себя по отношению к ребятам, отслужившим в армии и имеющим льготы при поступлении.
В те годы даже должности главного бухгалтера замещало много специалистов, не имеющих высшего образования. Так что шансы сделать быструю карьеру были реальными, что вскоре неоднократно доказывали наши выпускники.
Часто перед вступительными экзаменами ко мне приходили посоветоваться родители: какую экономическую специальность выбрать ребенку? В ответ я спрашивал: чего больше ты хотел бы увидеть в его «багаже» после окончания университета? Мировоззрения или ремесла? Если второго – милости просим к нам.
Ремесло ремеслом, но воспитанию мировоззрения, способности думать, просчитывать варианты мы стали уделять большое значение. Особенно при изучении аналитических, финансовых дисциплин. Основным лектором финансового блока была Н. В. Титенская. Чтение аналитического спецкурса для студентов дневного отделения я взял на себя…
Думаю, что у меня есть основание говорить, что подобный настрой помог нашим выпускникам не только овладеть специальностью, но и через несколько лет легче вписаться в неизведанную тогда, коварную рыночную экономику.
Перейдя на кафедру учета и финансов, я привел за собой своих аспирантов – выпускников кафедры экономической кибернетики, «перенацелив» их на решение задач новой для нас кафедры. Через три года Юрий Гантман блестяще защитил диссертацию по анализу на самом престижном Ученом совете по этой специальности – в МГУ. Ту же задачу в Свердловском институте народного хозяйства выполнила Галина Кутергина. Закончив аспирантуру, на кафедру пришли ее выпускники Андрей Климов и Владимир Пестерников. Все они продолжали совмещать преподавательскую и научную работу.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Трактат об удаче (воспоминания и размышления)"
Книги похожие на "Трактат об удаче (воспоминания и размышления)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Евгений Сапиро - Трактат об удаче (воспоминания и размышления)"
Отзывы читателей о книге "Трактат об удаче (воспоминания и размышления)", комментарии и мнения людей о произведении.