» » » Алексей Федорчук - Вопросы истории: UNIX, Linux, BSD и другие


Авторские права

Алексей Федорчук - Вопросы истории: UNIX, Linux, BSD и другие

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Федорчук - Вопросы истории: UNIX, Linux, BSD и другие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Программное обеспечение. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Вопросы истории: UNIX, Linux, BSD и другие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Вопросы истории: UNIX, Linux, BSD и другие"

Описание и краткое содержание "Вопросы истории: UNIX, Linux, BSD и другие" читать бесплатно онлайн.



Это попытка последовательного изложения истории UNIX, Linux и свободных ОС вообще, а также связанных с ними графических интерфейсов. Она разделяется на три части: в первой рассматривается история UNIX-подобных операционных систем, во второй – дистрибутивов Linux, в третьей – их интерфейсов. Основана на печатных и сетевых материалах, воспоминаниях очевидцев, устной традиции и личных впечатлениях.






Ибо теоретически вполне можно представить дистрибутив этой системы без компонентов, разработанных в рамках проекта GNU – есть и практически близкие к этому реализации, например, Tiny Core Linux. А вот без оконной системы X, менеджеров её окон, интегрированных десктопов и приложений графического режима говорить о каком-то десктопном Linux'е просто нелепо – как сказала поэт-линуксоид Алиса Деева,

Это разговор не в пользу бедных -- В пользу продавцов клавиатур.

И это – первая причина поговорить об истории Иксов. Вторая же – то, что разработчики проекта Wayland действительно обещают сделать Иксы достоянием истории. Которую надо рассказать, пока мы ещё чего-то помним и нас ещё не замочили.

Доисторический период

Я не буду закапываться в глубокую праисторию и вспоминать о первых мышах, бегающих по закоулкам графического интерфейса в Исследовательском центре Hewlett-Packard в Пало-Альто – редкий лентяй не осветил этот вопрос всесторонне.

Не буду я рассматривать и детективную проблему – потибрили ли из Пало-Альто идею графического пользовательского интерфейса (по нашему, по бразильскому – GUI, именно этот термин и будет для краткости применяться в дальнейшем). И если потибрили – то кто же сделал это первым. Потому что по сему поводу исчерпывающе высказался лирический герой Венечки Ерофеева в поэме «Москва-Петушки»:

Никто этого не знает, и никогда теперь не узнает. Не знаем же мы вот до сих пор: царь Борис убил царевича Димитрия или же наоборот?

А начну я доисторический период с первых графических интерфейсов UNIX. Которая, как известно, зародилась и долгое время развивалась в качестве чисто текстовой. Настолько чисто, что сама идея прикручивания к ней какого-либо GUI воспринималась как ересь. Но, однако, идея эта была реализована.

Первой на это поприще вступила фирма Sun, о чём говорилось в главе третьей), изначально тесно связав свою SunOS со средствами поддержки GUI собственной разработки. Превым таким GUI'ём была SunView (Sun Visual Integrated Environment for Workstations, первоначально называвшаяся SunTools) – оконная система, возникшая едва ли не одновременно с самой SunOS в первой половине 80-х годов. От всех последующих оконных систем, ориентированных на UNIX, она отличалась тем, что большая её часть поддерживалась ядром. Она включала в себя набор стандартных пользовательских приложений, таких, как текстовый редактор, почтовый клиент, инструменты для настройки. И, наконец, она являлась частью стандартной поставки операционной системы. По-видимому, именно в SunOS впервые была реализована интеграция операционной системы, GUI и пользовательских приложений, получившая дальнейшее развитие не только в мире UNIX, а и в более иных операционках, доживших до наших дней (а имена их читатель и сам ведает).

На смену SunView в середине 80-х годов прошлого века пришла NeWS (Network extensible Window System) – более сложная система, основанная на PostScript. Однако получить широкого распространения она не успела.

Наконец, в конце 80-х годов для SunOS была разработана оконная среда OpenWindows. Сначала она поставлялась как отдельное дополнение, а потом была включена в состав операционной системы. Однако и она не снискала популярности.

Ибо тогда же, в конце 80-х годов начинается смена аппаратной платформы для SunOS: процессоры Motorola 68XXX в серверах и рабочих станциях заменяются на «камни» собственной разработки и производства, RISC-процессоры SPARC. Для которых разрабатывается и новая операционная система, названная Solaris 2. А с её приходом происходит и отказ от всех GUI собственной разработки. Они сменяются ставшими стандартными для UNIX мира оконной системой X и рабочей средой CDE. О последней речь пойдёт в главе про десктопы. А вот к истории первой обратимся сейчас.

Рождение Иксов

Программные средства обеспечения работы в графическом режиме можно условно разделить на две части – ту, что обеспечивает взаимодействие с аппаратурой, и собственно интерфейс с пользователем. Разделение это не строгое – только что я говорил о SunView, в которой эти части были неразрывны. Однако магистраль развития GUI лежала в области разделения этих частей, что наиболее последовательно было реализовано в оконной системе X (X Window System).

Кстати, о названии. Как гласят легенды древности, некогда существовала операционная система V. Поверх неё работала оконная система W, созданная в Стэнфордском университете Полом Асентэ (Paule Asente) и Брайаном Рейдом (Brian Reid). В дальнейшем она была портирована на UNIX, хотя и работала там, как говорят, очень медленно. Поэтому, когда под UNIX была разработана новая оконная система, её просто маркировали следующей буквой латинского алфавита.

Иксы начали разрабатываться в 1984 году сотрудниками MIT Робертом Шейфлером (Robert Sheifler) и Джимом Геттисом (Jim Gettys), к которым скоро присоединился Рон Ньюмен (Ron Newman). Идея разработки заключалась в том, чтобы создать графическую систему, полностью независимую как от аппаратной платформы, так и от операционной системы, даже родительской UNIX, которая бы обеспечивала студентам и преподавателям MIT доступ ко всему тому зоопарку компьютеров, который существовал в стенах этого заведения.

Официальным названием новой системы было – X Window System, причём слово Window появилось в ней более чем за год до его употребления в имени одной графической оболочки для DOS, которую тогда никто не воспринимал всерьёз ввиду непригодности к практическому использованию. И для которой оно стало ни чем иным, как торговой маркой, охраняемой законом.

Тем не менее позже в кругах, далёких от UNIX, некоторое распространение получило словосочетание X Windows. Однако, говоря словами всё того же героя Венечки, «это позорно и преступно». И истинный линуксоид до такого никогда не опустится – и не из-за пиетета перед законами. А вот более краткое X System, несколько жаргонное X11 (почему именно 11 – станет ясно со временем) и, особенно, просто X, не только допустимо, но и широко используется краткости для.

На русский язык официальное название X Window System переводилось столь же официально – Оконная система X. Однако используется оно редко – только в особо торжественных случаях. Ибо практически сразу было вытеснено кратким словом «Иксы» – пусть и жаргонным, но адекватным. Его я использовал в этой книге ранее и буду использовать впредь, поскольку официоз в ней кажется уж совсем неуместным.

Работа над Иксами проводилась ударно-стахановскими темпами. Первая версия новой системы вышла в мае 1984 года, а вышедшая в январе 1985 года версия получила порядковый номер 6. Это привлекло к Иксам внимание фирмы DEC, и Иксы были портированы на её VAX’ы.

Версии Иксов, именовавшиеся X#, сменялись с калейдоскопической быстротой: уже во второй половине 1985 года появляется X9 – первая версия, распространяемая свободно, на условиях так называемой лицензии MIT (до этого институт распространял её за плату). А на рубеже 1985-1986 годов выходит версия X10 – подряд в нескольких вариантах, так называемых реализациях: X10 – декабрь 1985 года, X10R2 – январь и X10R3 – февраль 1986.

Версия X10R3 получает широкое распространение. Кроме VAX, она портируется на машины Hewlett-Packard, рабочие станции Apollo, Sun и ряд других. В связи с этим возникла необходимость сделать её окончательно независимой от аппаратуры, что и было выполнено с привлечением сил DEC в рамках версии X11.

Разработка версии X11 заняла необычно много времени для этого проекта – более полугода: финальный вариант её вышел аж в сентябре 1986 года. Ход работы над ней широко обсуждался в Сети благодаря открытым спискам рассылки. Это был пример первого в истории масштабного проекта, разрабатываемого распределенным коллективом программистов, связанных лишь Интернетом. Таким образом, разработка X11 послужила прообразом современных крупномасштабных проектов FOSS.

Длительность разработки X11, тщательность тестирования и широта обсуждения проекта привели к тому, что эта система стала уникальным для софтверной индустрии долгожителем: номер главной версии с тех пор не менялся ни разу, добавлялись только номера реализаций. С формальной точки зрения те Иксы, с которыми мы имеем дело сейчас (то есть Xorg), также являются представителями ветки X11. Именно поэтому для X Window System широко распространилось сокращённое именование – X11.

Иксы в своей 11-й ипостаси продолжали свое триумфальное шествие по «железным» архитектурам и их операционным системам. Только что я говорил, что ради Иксов Sun прекратила собственные разработки в области графического интерфейса. Та же судьба постигла и все иные графические системы для UNIX – даже имена их ныне забылись. Иксы стали стандартным средством обеспечения работы в графическом режиме всех без исключения UNIX'ов и UNIX-подобных операционок.

Кроме того, Иксы были портированы на VAX/VMS фирмы DEC, OS/2 от IBM и даже, страшно сказать, на Windows. Хотя о последнем факте и не любят говорить вслух.

Проект приобрёл такие масштабы, что для управления им в 1988 году потребовалось создать специальную организацию, названную Консорциум X MIT (MIT X Consortium), которая объединила в своём составе как университетские круги, так и компании, разрабатывающие коммерческие решения. В 1993 году на смену ему пришёл X Consortium, выпустивший в мае 1994 года X11R6, реализацию, просуществовавшую более 10 лет: следующей, X11R7, суждено было появиться только в конце года 2005! И различные минорные её версии (последняя по времени – X11R7.7, появившаяся в июне 2012 года) используются в дистрибутивах Linux и BSD-системах по сей день.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Вопросы истории: UNIX, Linux, BSD и другие"

Книги похожие на "Вопросы истории: UNIX, Linux, BSD и другие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Федорчук

Алексей Федорчук - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Федорчук - Вопросы истории: UNIX, Linux, BSD и другие"

Отзывы читателей о книге "Вопросы истории: UNIX, Linux, BSD и другие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.