» » » Алексей Федорчук - Вопросы истории: UNIX, Linux, BSD и другие


Авторские права

Алексей Федорчук - Вопросы истории: UNIX, Linux, BSD и другие

Здесь можно скачать бесплатно "Алексей Федорчук - Вопросы истории: UNIX, Linux, BSD и другие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Программное обеспечение. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Вопросы истории: UNIX, Linux, BSD и другие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Вопросы истории: UNIX, Linux, BSD и другие"

Описание и краткое содержание "Вопросы истории: UNIX, Linux, BSD и другие" читать бесплатно онлайн.



Это попытка последовательного изложения истории UNIX, Linux и свободных ОС вообще, а также связанных с ними графических интерфейсов. Она разделяется на три части: в первой рассматривается история UNIX-подобных операционных систем, во второй – дистрибутивов Linux, в третьей – их интерфейсов. Основана на печатных и сетевых материалах, воспоминаниях очевидцев, устной традиции и личных впечатлениях.






Так продолжалось до мая 2004 года, когда один за другим начали появляться iso-образы CD бета-версий DragonFly. Они не имели ещё инсталлятора: следовало, руководствуясь документацией (вполне, впрочем, ясной, хоть и англоязычной), вручную разметить диск, создать файловые системы, перенести на них с дистрибутивного CD необходимые каталоги и произвести ещё кое-какие манипуляции (типа создания файлов устройств и настройки стартовых сервисов). Задача была не то чтобы сверхъестественно сложной – но и не вполне тривиальной.

А затем… Затем, в июне 2004 гjlf, появился пре-релиз DragonFly, точнее, DragonFlyBSD 1.0RC1. От своих бета-предшественников он отличался тем, что уже имел инсталлятор – BSD Installer, разработанный в рамках самостоятельного проекта как универсальный установщик для любых BSD-систем. И впервые опробованный именно на DragonFly.

Надо заметить, что уже в те далекие времена (в масштабах истории DragonFly) установка этой ОС проходила без малейших осложнений (в том числе и на «железо», на которое FreeBSD устанавливалась с трудом). Однако к использованию система была пригодной лишь условно. Ибо, кроме базиса (соответствующего FreeBSD Distributions), не содержала почти ничего – ни Иксов, ни прекомпилированных пакетов (за исключением нескольких консольных утилит типа cvsup и cdrtools), ни собственной системы пакетного менеджмента.

Нужно сказать, что пре-релизная стадия для DragonFly оказалась очень короткой: уже в 11 июля 2004 года было объявлено о выходе релиза – DragonFlyBSD 1.0-RELEASE. Правда, и он просуществовал недолго: как это нередко бывает, в него вкралось несколько мелких, но весьма неприятных ошибок, которые были выявлены мгновенно и столь же быстро исправлены в корректирующем релизе 1.0A.

Начиная с этого момента, DragonFly можно было считать более-менее пригодной к использованию. Сам по себе дистрибутив по прежнему не включал ни пакетов, выходящих за рамки базовой системы, ни системы портов. Однако с самого момента выхода релиза прекомпилированные пакеты для DragonFly можно было найти на двух самостоятельных сайтах.

При этом жизнь не стояла на месте, и дальнейшая работа над системой не прекращалась: с интервалом в 3-5 дней на ftp-сервере проекта и его зеркалах появлялись текущие снапшоты, одни из которых позиционировались как рабочие, другие же – как экспериментальные.

Двигалось дело и с портированием сторонних приложений. Первоначально оно осуществлялось с помощью адаптированной системы портов FreeBSD. Однако позднее разработчики пошли другим путем: прикрутили в DragonFly pkgsrc – кроссплатформенную портообразную систему, заимствованную из проекта NetBSD. И таким образом в распоряжении пользователя новой ОС сразу оказалось все изобилие открытого и бесплатного софта, портированного на эту платформу – а надо отметить, что на NetBSD он портирован в очень значительной своей части.

Первоначально предполагалось, оба варианта – не более, чем временные паллиативы, и в рамках проекта DragonFly будет разработана собственная пакетирования – насколько можно судить по отрывочным указаниям того времени, похожая на систему PBI, реализованную позднее в PC-BSD. Однако затем эта идея была оставлена, и до недавнего времени pkgsrc была единственной системой управления пакетами.

Такова была ранняя, короткая, но насыщенная событиями история операционной системы DragonFlyBSD на момент годовщины её первого релиза. В последующие годы в ней появилось немало новшеств, как косметических (например, настоящая графическая консоль – аналог режима frame buffer в Linux), так и весьма кардинальных. Среди последних необходимо отметить:

   • собственную реализацию виртуальной файловой системы, обеспечивающей доступ к практически всем файловым системам UNIX-подобных ОС

   • оригинальную файловую систему Hammer – точнее, интегрированная система размещения данных, по своим принципам сходная с возникший чуть раньше ZFS и несколько более «юной» btrfs.

Статическое создание файлов устройств сменилось динамической файловой системой устройств devfs. Со временем DragonFly была портирована на архитектуру x86_64. И, наконец, для управления пакетами она снова вернулась к собственной модификации портов FreeBSD – системе dports. А сразу же по появлении системы пакетного менеджмента pkg-ng внедрила её у себя – чуть ли не раньше, чем возник первый официальный репозиторий для родительской операционки (то есть всё той же FreeBSD).

Однако предпосылки всего этого были заложены в первый год существования системы. Ныне её история не окончена – но выходит за рамки рассматриваемого периода.

Глава восьмая. MINIX 3: вторая жизнь

Вступление

Кто же из линуксоидов не знает старика MINIX'а? Эта миниатюрная учебно-показательная UNIX-подобная ОС была создана четверть века назад профессором Эндрю Таненбаумом. Предназначалась она для вразумления студентов и приобщения их к идеалам UNIX на самой демократической платформе всех времён и народов – на IBM PC-совместимых компьютерах. Она уже фигурировала в нашей истории – в разделе о зарождении Linux. Ибо именно MINIX вразумил Линуса Торвальдса настолько, что он занялся сочинением своей терминальной программы, которой суждено было превратиться в Linux.

В том же разделе была описана и история ОС MINIX, сначала 1, а потом и 2, которую можно рассматривать как предысторию героини сегодняшнего рассказа. И которая завершилась анонсом MINIX 3, состоявшимся 24 октября 2005 года. Насколько повторяясь, подчеркну: это была не просто следующий релиз прежних MINIX'ов, а совершенно новая операционная система, и цифра «3» здесь – не номер версии, а часть её имени собственного. Таненбаум неоднократно подчеркивал, что сходство ее с предшественниками – лишь в первом компоненте названия, а различие между MINIX 1/2 и MINIX 3 не меньше, чем между Windows 3.1 и Windows XP.

Отныне MINIX 3 более не рассматривалась как учебно-показательная разработка, а позиционировалась как всамделишняя операционная система общего назначения, предназначенная, в перспективе, для широкого класса устройств, в том числе и встраиваемых. Это символизировалось и сменой правового статуса системы: отныне она распространялась под лицензией BSD.

Официальный сайт проекта – .minix3.org. Интересно, что буквально через несколько месяцев после анонса MINIX 3, 1 февраля 2006 года, Романом Игнатовым был создан русскоязычный ресурс по этой системе – minix3.ru, который успешно развивается и по сей день.

Отличие новой системы заключалось ещё и в модели разработки. MINIX 1 и MINIX 2 были фактически личными творениями Эндрю Таненбаума, а все дополнения к ней, вроде ставшего знаменитым патча Брюса Эванса (именно с его дополнением использовал MINIX Линус Торвальдс для работы над своей будущей операционкой), носили, в силу условий распространения, сугубо неофициальный характер.

К разработке же MINIX 3 Таненбаум с самого начала привлёк широкий круг участников – от своего соавтора по второму изданию учебника Альберта Вудхалла до студентов, аспирантов и сотрудников Университета Врийе, а также волонтёров. Состав участников проекта, по понятным причинам, был весьма текучим, и перечислить их всех поимённо не представляется возможным. Однако нельзя не отметить среди них наших соотечественников – упомянутого выше Романа Игнатова и Евгения Иванова.

О микроядрах

В MINIX 3 воплотилось представление Таненбаума и его соратников о том, какова должна быть современная операционная система. Однако, чтобы говорить нём, надо опять обратиться к истории – на этот раз к истории микроядерных операционок (краем этот вопрос был затронут в предыдущей главе).

Каждый школьник-линуксоид знает, что MINIX с самого своего рождения представляла собой микроядерную ОС. А вот какая он, эта микроядерность?

Для начала зададимся вопросом, а что же такое ядро вообще? Традиционно ядро определяется как программа, обеспечивающая взаимодействие всего остального системного и прикладного софта с аппаратной частью компьютера, и распределение его ресурсов между приложениями. В соответствие с этим ядро функционирует в отдельной области памяти, которая так и называется – пространством ядра. Память же, отводимая под все остальные программы, именуется пользовательским пространством; протекающим там процессам доступ в пространство ядра закрыт, и как-либо влиять на ядро, в том числе и негативно (вследствие ошибок в программе или злого умысла), они не могут. Но все процессы внутри пространства ядра взаимодействуют друг с другом, и ошибка в одном из компонентов может повлечь за собой тяжкие последствия, вплоть до краха системы.

Понятие аппаратуры компьютера, однако, оказывается двояким. С одной стороны, это те узлы, без которых машина в принципе не может функционировать – процессор и память. Эта сторона взаимодействия охватывается такими службами ядра, как обработчик прерываний, средства запуска и останова процессов, планировщик задач, механизм межпроцессного взаимодействия.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Вопросы истории: UNIX, Linux, BSD и другие"

Книги похожие на "Вопросы истории: UNIX, Linux, BSD и другие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Федорчук

Алексей Федорчук - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Федорчук - Вопросы истории: UNIX, Linux, BSD и другие"

Отзывы читателей о книге "Вопросы истории: UNIX, Linux, BSD и другие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.