» » » » Жан-Поль Рихтер - Приготовительная школа эстетики


Авторские права

Жан-Поль Рихтер - Приготовительная школа эстетики

Здесь можно скачать бесплатно "Жан-Поль Рихтер - Приготовительная школа эстетики" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Филология, издательство Искусство, год 1981. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Жан-Поль Рихтер - Приготовительная школа эстетики
Рейтинг:
Название:
Приготовительная школа эстетики
Издательство:
Искусство
Жанр:
Год:
1981
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Приготовительная школа эстетики"

Описание и краткое содержание "Приготовительная школа эстетики" читать бесплатно онлайн.



Издание является первым полным переводом на русский язык известного эстетического произведения немецкого писателя конца XVIII — начала XIX в. Жан-Поля. Наиболее ценные и яркие страницы книги посвящены проблемам комического, юмора, иронии. Изложение Жан-Поля, далекое от абстрактности теоретических трактатов, использует блестящую и крайне своеобразную литературную технику, присущую всем художественным произведениям писателя.

Для специалистов-эстетиков, литературоведов, а также читателей, интересующихся историей культуры.






Он рисовал Гаманна разгневанным пророком, духом демоническим, ставил его выше себя (хотя Гаманн не был таким же греком, был менее гибок, не столь органичен и не легко раскрывал свои бутоны) стоило только послушать, с какой болью говорил он о том, что со смертью Гаманна закатился и его мир и затонул его остров Дружбы, как становилось ясно по самой тоске и по томлению его, что внутренне, в душе своей, он куда более сурово мерой высшего идеала, судил свою эпоху, и лишь терпимость и всесторонний интерес его скрывали этот жестокий суд; вот откуда в произведениях его та скрыта» ирония, то сократовская, то горациевская, которую замечают и понимают только люди, знавшие его. Вообще говоря, его подлинного веса не знает никто, потому что взвешивали редко, и не целое, а отдельное, и лишь алмазные весы потомства установят его вес правильно, потому что с чаши весов сбросят тогда каменья, которыми намеревались то ли побивать, то ли просвещать[265] его грубые стилисты, еще более грубые кантианцы и неотесанные поэтасты.

Благой дух, он давал много и страдал много. Не перестаю размышлять о двух его сказанных мне словах, — для других они незначительны. Первое слово: однажды в воскресенье, под звуки колоколов ближайшей церкви, доносившихся до нас словно из глубины веков, он с болью в голосе сказал мне о нашем сиром и голом времени: «Я хотел бы родиться в средние века»... (тебе, наверное, это не так непонятно, как другим). Второе слово совсем иное — ему хотелось бы, говорил он, увидеть призрак, при этом, сказал он, он не испытал бы обычного страха, даже не почувствовал бы ничего похожего на страх. О душа чистая, родственная духам! Ей можно было не страшиться призраков, — хотя сама она была поэтичной, а поэтическая душа более других содрогается при виде длинных неподвижных покрывал, что живут и блуждают по ту сторону смерти, — ибо душа его была призрачным явлением на земле и никогда не забывала, в каком мире ее настоящее царство; жизнь его души была блестящим исключением среди душ «гениев», порой запятнанных пороком; как древние жрецы, она и на алтаре Муз приносила свои жертвы, облаченная в белые одежды.

Скажу тебе, юноша, даже и теперь он, далекий и высокий, не является моему взору в блеске большем, нежели тогда, когда жил он на земле рядом со мною, — обычно смерть просветляет людей, возвышает их образ; но я думаю, что там, над звездами, он нашел свое настоящее место и очень мало изменился, если не говорить о забвении земных страданий. О душа чистая, о сотоварищ духов, празднуй на небесах день твоего урожая! тяжелый венок из колосков да расцветет на твоем челе легким венчиком из цветов, о цветок Солнца, ныне перенесенный на свое родное Солнце!

В «Песне к Ночи» он обращается к своему спящему телу:

Спи пока спокойно, бремя бренное
Дней моих земных! Тебя укроет
Теплым покрывалом ночь, лампадами
Над тобой шатер священный светел.

Взгляни ввысь, юноша, посмотри на эти звезды ночи, — теперь настала ночь иная, холодные покрывала простерлись над его бренными останками, ночь смерти пришла, и великий цветок уснул. Прости мне. Человек! Ах, кто только читал его, тот его еще не утратил, того же, кто знал его и любил, не утешит бессмертие человека — и утешит только бессмертие людей. Но если нет бессмертия, если вся здешняя жизнь — лишь вечерние сумерки пред наступлением ночи, не предрассветные сумерки, если и возвышенную душу опускают на веревках в склеп вслед за телом... — о! тогда не знаю, почему не поступать нам как народам диким, как народам древним; они бросались в могилу, выкопанную для вождя, с надеждой, — мы бросались бы с отчаяния, только чтобы умолкло сразу и навеки это безумное беспощадное сердце, которому во что бы то ни стало хочется биться ради чего-то божественного, вечного...

Но почему же такой тиранический покой царит окрест этой огромной круглой гробницы — Земли?.. Молчи, добрый юноша! О, я знаю, что и он не потерпел бы такой неукротимой боли. Он показал бы нам сейчас яркие звезды весны, — теперь он живет над ними! — и он кивнул бы нам головой, чтобы мы слушали соловьев, которые поют сейчас для нас, не для него... И был бы куда взволнованней, чем казалось бы нам... Юноша, живая душа, скажи мне, почему, куда ни посмотри, такая тишина окружает на этой земле смерть?

— Разве не вечно стоит на экваторе штиль, откуда дуют жаркие и животворные ветры? — сказал он. — Мы оба будем любить эту великую душу; и когда слишком сильно взволнуют нас воспоминания о нем, мы заново перечитаем его — все те места, где возвещает он бессмертие и говорит о божественном и о себе самом!

— Да будет так, возлюбленная душа, все равно, успокоит это чтение или умножит нашу печаль.

Конец

Комментарии

I. СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

А. Издания сочинений Жан-Поля:

Основная часть сочинений цитируется по изданию Н. Миллера: Jean Paul. Werke. [Hrsg. von N. Miller], Munchen: Carl Hanser Verlag, 1959.— Использованы тома следующих лет издания: т. 1 — 1965; т. 2 [hrsg. von G. Lohmann] — 1963; т. 3 — 1961; т. 4—6 — 1967 (том 7 издан в 1975 г.). При цитировании указывается только том (римскими цифрами), страница и (через точку) строки этого издания. Образец: V 126.12—14.

НКА — Jean Pauls Samtliche Werke. Historisch-kritische Ausgabe. [Hrsg. von E. Berend]. Weimar, 1927—.

Письма Жан-Поля приводятся по третьему отделу этого историко-критического издания: III. Abt. Briefe. Berlin, 1952—1964. Образец: П VI 166.12—0.


Б. Другие издания:

Jb —Jahrbuch der Jean Paul-Gesellschaft, hrsg. von K. Wolfel, Bd 1, Bayreuth, 1966; Bd 2, Munchen, 1967 (продолжающееся издание). Указывается том, год издания и страницы

Schweikert. — Schweikert U. Jean Paul. Stuttgart, 1970 (Sammlung Metzler, 91).

Goedeke. — Goedeke. Grundriss zur Geschichte der deutschen Dichtung. Dresden, 1884—.

DLE Romantik. — Deutsche Literatur in Entwicklungsreihen, hrsg. von H. Kindermann. Reihe Romantik, hrsg. von P. Kluckhohn. Leipzig, 1930.

Athenaeum.— Athenaeum. Eine Zeitschrift. Hrsg. von August Wilhelm und Friedrich Schlegel. Bd 1—3. Darmstadt, Berlin, 1960.

Goethe BA. — Goethe. Berliner Ausgabe. Berlin und Weimar, 1961—.

Jonas. — Schillers Briefe, hrsg. von F. Jonas. Bd I—VII. Stuttgart /u. a./, 1892—1896.

Goethe — Schiller. — Der Briefwechsel zwischen Schiller und Goethe, hrsg. von H. G. Graf und A. Leitzmann. Bd 1—3. 3. Aufl. Leipzig, 1964.

Thummel. — Thummel A. M. von. Samtliche Werke, Bd 1—8, Leipzig, 1839.

Ullmann — Gotthard. — Ullmann R. und Gotthard H. Geschichte des Begriffes «Romantisch» in Deutschland. Vom ersten Aufkommen des Wortes bis ins dritte Jahrzehnt des neunzehnten Jahrhunderts. Berlin, 1927 (Germanische Studien, 50).

Immerwahr R.— Immerwahr R. Romantisch. Genese und Tradition einer Denkform. Frankfurt a. M., 1972 (Respublica literaria, 7).

DVj. — Deutsche Vierteljahrsschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte. Stuttgart.

II. КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

A. Издания «Приготовительной школы эстетики»:

Первое издание «Vorschule der Asthetik» вышло в свет в 1804 г., в трех томиках, в Гамбурге, у Фр. Пертеса (печаталось в Иене).

Второе, расширенное издание было выпущено в 1813 г. И. Ф. Коттой в Штутгарте. Оно было перепечатано в Вене в 1815 г.

Критическое издание осуществил Э. Беренд в 1935 г. (НКА XI). В основу его положено второе издание «Школы». Содержащий аппарат том НКА не вышел в свет.

Издание Н. Миллера (см. список сокращений; V 7—56; оно выпущено также и отдельной книгой) опирается на подготовленный Э. Берендом текст; в комментарии Н. Миллера указана большая часть существенных расхождений между двумя редакциями.

Издание в «Bongs Goldene Klassiker-Bibliothek» было подготовлено Э. Берендом: Jean Pauls Werke. Auswahl in acht Teilen. Berlin, (1910), Tl. VII (комментарий в ч. VIII). Здесь указаны важные смысловые варианты двух редакций.

Издание Йозефа Мюллера: Jean Paul. Vorschule der Asthetik, hrsg. von J. Muller. Mit einer Einf. von J. Volkelt. Leipzig, 1923 (Philos. Bibi., 105). Малоценное издание.

Издание P. Вустмана: Jean Pauls Werke, hrsg. von R. Wustmann. Bd IV. Leipzig und Wien, (1910). Текст двух первых отделов «Школы» краткий комментарий П. Цаунерта

Прочие издания совершенно устарели


Б. Основная литература о «Приготовительной школе эстетики» (до 1978 года):

Berend E. Jean Pauls Asthetik. Berlin, 1909 (Forschungen zur neueren Literaturgeschichte, 35). Wilkending G. Jean Pauls Sprachauffassung in ihrem Verhaltnis zu seiner Asthetik. Marburg, 1968 (Marburger Beitrage zur Germanistik, 22). Bosse H. Theorie und Praxis bei Jean Paul. § 74 der «Vorschule der Asthetik» und Jean Pauls erzahlerische Technik, besonders im «Titan». Bonn, 1970 (Abh. zur Kunst—, Musik — und Literaturwiss., 87). Рец.: Neumann U. — Jb 7, 1972, 124—137. Wolfel K. «Ein Echo, das. sich selber in das Unendliche nachhallt» Eine Betrachtung von Jean Pauls Poetik und Poesie. — Jb 1, 1966, 17—52. Profitlich U. Der seelige Leser. Untersuchungen zur Dichtungstheorie Jean Pauls. Bonn, 1968 (Bonner Arbeiten zur deutschen Literatur, 18). Id. «Humoristische Subjektivitat». Uber einige Aquivokationen in Jean Pauls «Vorschule der Asthetik» . — Jb 6, 1971, 46—85. Hauk Th. Jean Pauls «Vorschule der Asthetik» im Verhaltnis zu Hamanns Kunstlehre. Diss. Wien, 1946. Машинопись.


В. Некоторые существенные работы о Жан-Поле, касающиеся эстетических проблем:

Адмони В. Г. Жан-Поль Рихтер. — В кн.: Ранний буржуазный реализм. Л., 1936, с. 543—86. Балашов Н. И. Жан-Поль. — История немецкой литературы, т. 3. М., 1966, с. 80—6. Тронская М. Л. Немецкий социально-юмористический роман эпохи Просвещения. Л., 1965. Ее же. Идиллии Жан-Поля.—Известия АН СССР. Отд. общ. наук, 1935, № 9, с. 847—80. Ее же. Жан-Поль в России. — «Западный сборник», вып. 1. М., Л., 1937. с. 257—90. Kommerell М. Jearv Paul [1933]. 5. Aufl. Frankfurt а. M., 1977. Voigt G. Die humoristische Figur bei Jean Paul [1934]. 2. Aufl.— Jb 4, 1969. Balthasar H. U. von. Apokalypse der deutschen Seele. Bd 1. Der deutsche Idealismus. Salzburg, Leipzig, 1937, S. 516—561. Rehm W. Roquairol. Eine Studie zur Geschichte des Bosen.— Id. Begegnungen und Probleme. Bern, 1957, S. 155—242. Id. Jean Paul — Dostojewski. Eine Studie zur dichterischen Gestaltung des Unglaubens. Gottingen, 1962. Id. Jean Pauls vergnugtes Notenleben oder Notenmacher und Notenleser.— Id. Spate Studien. Bern, Munchen, 1964, S. 7—96. Rasch W. Die Erzahlweise Jean Pauls. Metaphernspiele und dissonante Strukturen. Munchen, 1961. Auch in: «Deutsche Romane von Grimmelshausen bis Musil», hrsg. von J. Schillemeit. Frankfurt a. M., Hamburg, 1966, S. 82—117 (Neuauflagen). Michelsen P. Laurence Sterne und der deutsche Roman des 18. Jahrhunderts. Gottingen, 1962 (Palaestra, 232); 2. Aufl., 1972. Poser M. von. Der abschweifende Erzahler. Rhetorische Tradition und der deutsche Roman im 18. Jahrhundert. Bad Homburg, 1969 (Respublica literaria, 5). Scholz R. Welt und Form des Romans bei Jean Paul. Munchen, Bern, 1973. Boschenstein В. Jean Pauls Romankonzeption. — «Deutsche Romantheorien», hrsg. von R. Grimm. Bearb. Neuaufl. Bd 1. Frankfurt а. M., 1974, S. 155—170. Harich W. Jean Pauls Revolutionsdichtuhg. Versuch einer neuen Darstellung seiner heroischen Romane. Berlin, 1974 (Hamburg, 1974). Bade H. Jean Pauls politische Schriften. Tubingen, 1974 (Studien zur deutschen Literatur, 40). Jergius H. Versuch uber den Charakter. Ein Beitrag zur Begriffsgeschichte der Poetik des 18. Jahrhunderts.— Jb 6, 1974, 7—45. Pross W. Jean Pauls geschichtliche Stellung. Tubingen, 1975 (Studien zur deutschen Literatur, 44).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Приготовительная школа эстетики"

Книги похожие на "Приготовительная школа эстетики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Жан-Поль Рихтер

Жан-Поль Рихтер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Жан-Поль Рихтер - Приготовительная школа эстетики"

Отзывы читателей о книге "Приготовительная школа эстетики", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.