» » » » Даниил Мордовцев - Русские исторические женщины


Авторские права

Даниил Мордовцев - Русские исторические женщины

Здесь можно скачать бесплатно "Даниил Мордовцев - Русские исторические женщины" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Остеон»74fca568-0472-11e5-9ef7-002590591dd6, год 2015. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Даниил Мордовцев - Русские исторические женщины
Рейтинг:
Название:
Русские исторические женщины
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-00064-737-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русские исторические женщины"

Описание и краткое содержание "Русские исторические женщины" читать бесплатно онлайн.



Предлагаем читателю ознакомиться с главным трудом русского писателя Даниила Лукича Мордовцева (1830–1905)◦– его грандиозной монографией «Исторические русские женщины». Д.Л.Мордовцев —◦мастер русской исторической прозы, в чьих произведениях удачно совмещались занимательность и достоверность. В этой книге мы впервые за последние 100 лет представляем в полном виде его семитомное сочинение «Русские исторические женщины». Перед вами предстанет галерея портретов замечательных русских женщин от времен «допетровской Руси» до конца XVIII века.

Глубокое знание истории и талант писателя воскрешают интереснейших персонажей отечественной истории: княгиню Ольгу, Елену Глинскую, жен Ивана Грозного, Ирину и Ксению Годуновых, Марину Мнишек, Ксению Романову, Анну Монс и ее сестру Матрену Балк, невест Петра II Марью Меншикову и Екатерину Долгорукую и тех, кого можно назвать прообразами жен декабристов, Наталью Долгорукую и Екатерину Головкину, и еще многих других замечательных женщин, включая и царственных особ – Елизавету Петровну и ее сестру, герцогиню Голштинскую, Анну Иоанновну и Анну Леопольдовну.






Но «подновлять» не пришлось. По возвращении из-за границы, 23 сентября, Петр велел отправить Евдокию Федоровну в суздальский Покровский девичий монастырь, где она и пострижена под именем Елены. Противившиеся этому духовные лица ночью отвезены были в Преображенское.

Покончено было и с розысками по стрелецкому бунту.

Вот что говорит г. Соловьев о последнем акте этой стрелецкой трагедии, виновницей которой все-таки была царевна Софья.

«30 сентября была первая казнь: стрельцов, числом 201 человек, повезли из Преображенского в телегах к Покровским воротам; в каждой телеге сидели по двое и держали в руке по зажженной свече; за телегами бежали жены, матери, дети со страшными криками. У Покровских ворот, в присутствии самого царя, прочитана была сказка: «В расспросе и с пытки все сказали, что было прийти к Москве, учиня бунт, бояр побить, Немецкую слободу разорить, и немцев побить, и чернь возмутить, всеми четыре полки ведали и умышляли. И за то ваше воровство великий государь указал казнить смертию». По прочтении сказки, осужденных развезли вершить на указные места; но пятерым, сказано в деле, отсечены головы в Преображенском. Свидетели достоверные объясняют нам эту странность: сам Петр собственноручно отрубил головы этим пятерым стрельцам. 11 октября новые казни; вершено 144 человека; на другой день – 205, на третий – 141, семнадцатого октября – 109, восемнадцатого – 65, девятнадцатого – 106, двадцать первого – 2,195 стрельцов повешено под Новодевичьим монастырем, перед кельей царевны Софьи: трое из них, повешенные подле самых окон, держали в руках челобитные, «а в тех челобитных написано против их повинки». В Преображенском происходили кровавые упражнения: здесь 17 октября приближенные царя рубили головы стрельцам: князь Ромодановский отсек четыре головы; Голицын, по неуменью рубить, увеличил муки доставшегося ему несчастного; любимец Петра, Алексашка (Меншиков) хвалился, что обезглавил 20 человек; полковник Преображенского полка Блюмберг и Лефорт отказались от упражнений, говоря, что в их землях этого не водится. Петр смотрел на зрелище, сидя на лошади, и сердился, что некоторые бояре принимались за дело трепетными руками. «А у пущих воров и заводчиков ломаны руки и ноги колесами, и те колеса воткнуты были на Красной площади на колья; и те стрельцы, за их воровство, ломаны живые, положены были на те колеса и живы были на тех колесах немного не сутки, и на тех колесах стонали и охали; и по указу великого государя один из них застрелен из фузеи, а застрелил его преображенский сержант Александр Меншиков. А попы, которые с теми стрельцами были у них в полках, один перед тиунской избой повешен, а другому отсечена голова и воткнута на кол, и тело его положено на колесо». Целые пять месяцев трупы не убирались с места казни, целые пять месяцев стрельцы держали свои челобитные перед окнами Софьи».

Сестер, участвовавших в заговоре, Софью и Марфу, Петр допрашивал сам. Марфа выдала и свое участие в этом деле, и участие сестры.

Софья, с сознанием своей силы и своей прежней власти, отвечала брату:

– Такова письма, которое к розыску явилось, я в стрелецкие полки не посылала. А что те стрельцы говорят, что, пришед было им в Москве, звать меня по-прежнему в правительство, и то не по письму от меня, а знатно по тому, что я с 190 года была в правительстве.

Софью постригли под именем Сусанны и оставили в том же Новодевичьем монастыре, окружив ее местопребывание постоянным караулом из ста солдат.

Сестрам-царевнам позволялось ездить в монастырь к Сусанне только на Пасху, в престольный монастырский праздник, и в случае болезни старицы Сусанны-Софьи. Даже для посылок в монастырь Петр назначил особых доверенных лиц. «А певчих в монастырь не пускать: поют и старицы хорошо, лишь бы вера была, а не так, что в церкви поют Спаси от бед, а в паперти деньги на убийство дают». Полагают, что певчих не велено было пускать в монастырь по весьма уважительным причинам: постельница Софьи, Вера Васютинская, найдена в пытке беременной и показала, что любила певчего.

Царевну Марфу постригли под именем Маргариты и сослали в монастырь Александровской слободы, что во Владимирской губернии: Марфа любила дьякона Ивана Гавриловича, который также был замешан в стрелецком деле.

Не весела была потом жизнь и остальных царевен, хотя теремные двери и растворило для них новое время.

– У царевны Татьяны Михайловны (это у тетки Петра) я стряпаю в верху (жаловался впоследствии дворцовый повар Чуркин), живу неделю, и добычи нет ни по копейки на неделю: кравчий князь Хотетовский лих, урвать нечего. Прежде всего все было полно, а ныне с дворца вывезли все бояре возами. Кравчий ей, государыне, ставит яйца гнилые и кормит ее с кровью. Прежде сего во дворце по погребам рыбы было много, и мимо дворца проезжие говаривали, что воняет, а ныне вот-де не воняет – ничего нет.

Царевна Екатерина Алексеевна, в виду того, что жизнь их стала скудная, не то что при царевне Софье, начала думать о займе денег, но без залога никто не давал, а потом о кладах, и поэтому имела сношения с каким-то костромским попом Григорием Елисеевым, на которого доносили, что у него бывала многая дворцовая посуда за орлом. Начался розыск. Царевна Екатерина созналась, что во время розыска поп приказывал к ней, чтобы она «сидела ничего не боясь: ничего-де тебе не будет; я знаю по планетам, что будет худо или добро».

Забрали постельниц царевны Екатерины.

– Отпущена я от царевны за болезнью к Москве (говорила на допросе одна из них, Дарья Валутина), и на отпуске царевна мне приказывала, чтобы я такого человека проведала, у кого на дворе или где ни есть клад лежит, чтобы, приехав, тот клад взять. И такого человека я, Дарья, сыскала Ваську Чернова, который сказал: «от Москвы в 220 верстах на дворе у мужика в хлеве под гнилыми досками стоит котел денег: у меня-де тот клад и в руках был». И я, Дарья, для взятия того кладу с ним, Васькой, посылала для веры покровского дворцового сторожа Измайловского. И тот сторож, приехав к Москве, один, мне, Дарье, сказал: «не токмо того кладу, и двора мне, он, Васька, не указал».

Другая постельница царевны Марья Протопопова, говорила:

– Изволила царевна посылать меня в дозор за Орехового, и Орехова ходила на могилу к Ивану Предтече, которая в Коломенском церковь, и приказали мне стоять одаль от того места, где копали они, Орехова да вдова Акулина: они только кости человеческие выкопали. А я как пришла, так ей, государыне, стала говорить, что нет ничего, и она стала кручиниться на меня и на тое вдову Акулину: «Ни со што вас нету». И в те поры пришла государыня сестра ее, царевна Марья Алексеевна, увидела, что я плачу, и стала спрашивать: «скажи-де по правде». И я им стала рассказывать, что кости человеческие, и та стала сестре своей говорить: «полно, сестрица, нехорошо затеяла, грех лишний, что мертвым покоя нет, и баб в погибель приведешь». И она стала и на сестру свою досадовать. Изволила посылать коляску сыскать в Немецкую слободу и изволила сама поехать на двор к посланнику, что был голландский, и как приехала и стала спрашивать про сахарницу, где она живет, и нам рассказали. И как тута приехала, стала заказывать нам, чтобы не сказывали никому, и у сахарницы изволили выбирать сахару и конфету на девять рублей, и они без денег не отдали, и она приказала запечатать тот сахар, а после не изволила и брать. И после того изволила меня посылать про иноземку Марью Вилимову Менезеюшу, и велела ее привезти в Коломенское, и та иноземка поехала, а государыня изволила меня спрашивать: «та ли дает в рост деньги? поговори ты ей, чтоб и мне дала». И я по тем ее словам стала говорить, что не даст без закладу, и она сказала: «лихо-де, закладу нет, как бы так выпросить?» А после сих слов изволила ту иноземку к руке жаловать, и сама стала с нею говорить, а про деньги ей застыдилась говорить. В Немецкой слободе изволила поехать смотреть двор и на том дворе хозяйка пьяна была – у нее родины были, – и государыня изволила напроситься кушать, чтобы построила хорошее кушанье, и как поехала от той хозяйки и встретился ей Петр Пиль и узнал ее по карете, и стал к себе звать, и она изволила поехать к нему на двор и ему сказала, чтоб обед сделал, и ее унимала царевна Марья Алексеевна, и та не изволила послушаться, ездила во все места, где изволила напрашиваться».

Это русская женщина начинала вступать в свет – и странно это вступление ее для нас.

Взяли к допросу и другую постельницу царевны Екатерины Алексеевны.

– Для Бога, не торопись, молись Богу, – наказывала ей царевна: – а хотя и про иное про что спросят, так бы нет доводчика, так можно в том слове умереть. Пуще всего писем чтобы не поминала. Либо спросят про то, не видала ли попа в верху (во дворце), – так бы стояла, что одно, что хочу умереть: ни знаю, ни ведаю. Пожалуй, для Бога, прикажи всем им, которые сидят, чтобы ни себя, ни меня, ни людей не погубили. Молились бы Богу, да Пречистой Богородице, да Николаю Чудотворцу; обещались бы что сделать. Авось и Господь Бог всех нас избавить от беды сея! Расспроси хорошенько про старицу и про то, что она доводить в чем на попа, и на царицу, и на меня? Призови к себе Агафью Измайловскую и ей молвь: что-де ты хоронишься? от чего? до тебя-де и дела нет. А коли бы-де дело было, где-де ухоронишься от воли Божьей? Помилуй-де Бог от того! А как бы-де взяли, так бы-де вы, чаю, все выболтали, как хаживали, и как что и как царевен видали. Не умори-де, для Бога! Хоть бы-де взяли, и вам бы-де должно за них, государынь, и умереть! Намедни с ней посылали денег два рубля на подворье зашито в мешке к нему. И про эти бы не сказывали: нет на это свидетелей. И Дарье про то молвь, чтобы не сказывала тех врак, что про старца Агафья ей сказывала, и куда-де она Ваську посылала. О чем не опрашивают, не вели того врать: о чем и опрашивают, так в чем нет свидетелей, так нечего и говорить. Чтобы моего имени не поминали. И так нам горько и без этого.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русские исторические женщины"

Книги похожие на "Русские исторические женщины" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Даниил Мордовцев

Даниил Мордовцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Даниил Мордовцев - Русские исторические женщины"

Отзывы читателей о книге "Русские исторические женщины", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.