Станислав Пиотровский - Свет и тени Турции

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Свет и тени Турции"
Описание и краткое содержание "Свет и тени Турции" читать бесплатно онлайн.
Автор, польский дипломат, бывший посол в Турции, рассказывает об истории и культуре этой страны, освещает вопросы ее внутриполитического развития и острой межпартийной борьбы. Большое место в книге отведено турецкой экономике, и особенно проблемам сельского хозяйства.
Несколько колонистов — основателей Адамполя дожили до преклонного возраста. Дольше всех (до 102 лет) прожил Игнацы Кемпка, умерший в 1923 году.
Первые колонисты и их наследники находились под опекой французского консула в Париже. Дело в том, что в эти годы Польши как государства не существовало, и Франция заботилась о католиках, живших в разных частях Османской империи.
В конце прошлого столетия Франция стала постепенно утрачивать свое влияние на Ближнем Востоке. Тогда же французский консул в Турции снял с себя заботу о католиках. С 1884 года в течение короткого отрезка времени Адамполь находился под покровительством посольства Австро-Венгрии. После первой мировой войны адампольцы лишились какого-либо покровителя, одновременно прекратилось и вмешательство в их внутренние дела. С тех пор польская деревня находится в подчинении у турецкой администрации.
Полонезкёй сегодня. Старый Адамполь мало изменился за последние 70–80 лет. Потомки бывших солдат живут в атмосфере польской культуры и польских деревенских обычаев. Нравственные нормы, установленные в колонии ее основателями, хотя в значительной степени устарели, продолжают соблюдаться. Так, колонисты под угрозой исключения из колонии обязаны хранить свою веру и не заключать смешанных браков. Приходилось искать мужей и жен среди жителей своей деревни, жениться и выходить замуж за близких родственников, что отрицательно сказывалось на потомстве.
Шепотом, словно о преступлении, говорят о женитьбе некоторых колонистов на русских или гречанках. Однако пришлые жены очень скоро научились неплохо говорить по-польски, после чего почувствовали себя увереннее. Теперь это полноправные члены общества.
Мало изменился и внешний облик Полонезкёй. Как и прежде, она имеет вид типичной польской деревни. На холме стоит небольшой костел с колокольней. Дома построены из сосновых бревен или кирпича, покрыты чаще всего оцинкованным железом. В деревне много садов, особенно вишневых. Шумят листвой раскидистые дубы, тянутся в небо стройные тополя, рои пчел осаждают цветущие липы. Много пасек. Деревня буквально утопает в полевых цветах. Осенью цветет вереск.
Площадь возделываемых земель в Полонезкёй составляет 150 гектаров, не считая лесов и небольших пастбищ, разбросанных между вырубками. Адампольцы всегда жили за счет выращивания картофеля, овощей, фруктов и разведения скота.
Ныне главный источник дохода Полонезкёй — скотоводство и особенно производство молочных продуктов. На собственном молокозаводе здесь вырабатывают масло, творог и айран (кислое молоко). Эти продукты высоко ценятся в Стамбуле. Породистые коровы поляков и по внешнему виду, и по надоям молока сильно отличаются от своих соседок из окружающих турецких деревень.
Доходы от леса и охоты сокращаются. Охота перестала быть прибыльным делом, потому что и турки теперь тоже стали охотиться. Ничего не поделаешь: меняются времена, меняются и люди.
Прежде в Адамполе была польская школа, в которой преподавали ксендзы, учителя, грамотные колонисты. Сейчас в Полонезкёй школа турецкая. В нее ходят все дети. Преподает учитель-турок, немного выучившийся польскому языку. Дети польскому языку учатся дома. Все жители польской деревни прекрасно знают турецкий, но дома, между собой говорят только по-польски. Турецкая школа полякам нужна для того, чтобы молодые люди могли продолжить образование и не чувствовать себя изолированно в турецкой среде.
Новое в Адамполе — построенные совсем недавно одно- и двухэтажные дома-пансионаты, в которых отдыхают иностранные туристы и проводят свой отпуск турки. Отдыху благоприятствуют прекрасный климат, леса и близость Черного моря. Приезжих привлекают также гостеприимство польских хозяев, чистота и великолепная польская кухня, в особенности блюда из молочных продуктов и дичи.
Жаль одного: в польской деревне нет молодежи. Большинство ее населения составляют люди пожилого возраста. Молодежь уходит из Полонезкёй в поисках лучших условий жизни.
Перспективы Адамполя. Будущее Полонезкёй не очень радует. Во второй половине XIX века в Адамполе было около 40 хозяйств. В начале нашего столетия их число сократилось до 25.
По данным, которые приводит в своей работе «Адамполь» бывший учитель и староста польской колонии Павел Жулковский, в 20-х годах нашего века в Адамполе проживало 165 человек, составлявших 30 с небольшим семей. Эти люди, как пишет Жулковский, «говорили на книжном польском языке». Через сорок лет в деревне осталось 130 человек, а к 1972 году — менее 90. Все меньше остается поляков в деревеньке на Босфоре!
Каковы причины этого явления? Во-первых, правительство Демиреля, идя навстречу пожеланиям некоторых колонистов, аннулировало утвержденное султаном соглашение о бессрочной аренде, заключенное Адамом Чарторыским. Стремясь ликвидировать инонациональные анклавы, турецкие власти предоставили жителям Полонезкёй право частной собственности на их земельные участки. Тем самым стала возможна свободная купля-продажа земли. Многие поляки воспользовались новым положением, и часть их земельных владений перешла в чужие руки. Так, редакция стамбульской газеты «Джумхуриет» приобрела здесь участок для строительства пансионата.
Жители Полонезкёй по-разному реагируют на эти новшества. Одни довольны: растет интерес к их поселению, увеличиваются возможности сбыта сельскохозяйственной продукции, в скором времени будет построена дорога к пляжам Черного моря, деревня будет электрифицирована, созданные колонистами пансионаты приобретут большую популярность. Другие строят мрачные прогнозы, видя реальную угрозу растворения поляков в турецком окружении.
Количество жителей Адамполя сокращается также за счет эмиграции. Несколько польских семей выехало на постоянное жительство в Австралию. Студенты-поляки, обучающиеся за границей, как правило, не возвращаются в Полонезкёй: слишком трудно в Турции найти работу. И, наконец, молодежь, окончившая турецкие школы, ищет работу в городах. Трудно сказать, какова будет дальнейшая судьба польской деревни. Ясно одно: перемены неизбежны.
За короткую историю существования Адамполя из него вышло немало замечательных людей. Одни работают в турецком государственном аппарате, другие внесли свой вклад в развитие турецкой науки, третьи занимаются искусством и литературой.
Традицию, начатую Константы Борженьцким, автором первой в империи грамматики французского языка, продолжил наш современник Людвиг Бискупский, выдающийся филолог-романист, профессор Стамбульского университета, автор многочисленных трудов, посвященных влиянию французской культуры на культуру Турции, а также большого исследования об отношениях Высокой Порты с Ватиканом. Бискупский занимается также историей польско-турецких отношений. Пишет он и публицистические статьи о современной Польше. Профессор работает над своими трудами главным образом в Полонезкёй, где имеет собственный домик.
Семья Бискупских пользуется большим авторитетом среди адампольцев, ее члены трижды избирались старостами. Старейший по возрасту житель деревни — также представитель семьи Бискупских. Типичный поляк, с пышными усами, полный удали и задора, гостеприимный хозяин, страстный охотник. Ему уже больше девяноста лет, но держится молодцом и весело рассказывает о своих давних охотничьих подвигах. Он и сегодня не отказался бы выйти на кабана, но, по его словам, как ни печально, зверя становится все меньше, а охотников — все больше. Да и какие это охотники — браконьеры. Ох, не так было прежде...
Гости Полонезкёй. После окончания первой мировой войны, когда к власти пришел Кемаль Ататюрк, жители Полонезкёй с жаром принялись за свои хозяйства.
Заключив в 1923 году Договор о дружбе с Польшей, Кемаль-паша гарантировал неприкосновенность Полонезкёй. Позднее, желая подчеркнуть важную роль польской деревни в развитии турецкого сельского хозяйства, поднять ее авторитет как образцовой и в знак симпатии к полякам, он посетил Полонезкёй и провел среди колонистов целый день. Президент высоко оценил трудолюбие поляков. По его словам, он хотел бы, чтобы таких деревень стало в Турции как можно больше.
Поляки устроили большую охоту на кабанов, в которой принял участие президент. Охота была удачной: Ататюрк лично подстрелил кабана. А вечером под густой сенью деревьев состоялся бал. Сопровождавшие президента турецкие сановники с удовольствием вспоминали этот день, проведенный среди гостеприимных поляков.
Поляки часто принимали у себя знаменитых людей из разных стран. Были среди них ученые, писатели, художники и политические деятели. Гости Полонезкёй восхищались природой этих мест и радушием хозяев, сохранивших характер, образ жизни и речь своей отчизны.
В 1967 году, во время официального визита в Турцию, Полонезкёй посетил министр иностранных дел ПНР Адам Рапацкий.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Свет и тени Турции"
Книги похожие на "Свет и тени Турции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Станислав Пиотровский - Свет и тени Турции"
Отзывы читателей о книге "Свет и тени Турции", комментарии и мнения людей о произведении.