Станислав Пиотровский - Свет и тени Турции

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Свет и тени Турции"
Описание и краткое содержание "Свет и тени Турции" читать бесплатно онлайн.
Автор, польский дипломат, бывший посол в Турции, рассказывает об истории и культуре этой страны, освещает вопросы ее внутриполитического развития и острой межпартийной борьбы. Большое место в книге отведено турецкой экономике, и особенно проблемам сельского хозяйства.
Однако факты неумолимы. Как их ни комментируй, «они все равно говорят сами за себя. Существуют курды, а следовательно, и курдская проблема.
Курды составляют самую многочисленную этническую группу среди нетурецкого населения Турции. Они живут в горах, в юго-восточной части страны. Некоторый их обычаи напоминают старые обычаи горцев Шотландии, Швейцарии или Польши. Курды — скотоводы, и этим объясняется их сходство с другими кочевниками. Обряд жизни курдов определяется их традициями, обычаям» Это смелый, мужественный народ, привыкший к суровым условиям жизни в труднодоступных горных районах. Еще в 1968 году в одном из номеров «Ени газете» была опубликована статья, взятая из газеты «Moнд», в которой говорилось, что вождь курдов Эмир Бедирха направил генералу де Голлю телеграмму в связи с его предстоящим визитом в Турцию. В ней сказано: «В скором времени вы намерены побывать в Турции. Я хочу просить вас обратить внимание турецких государственных деятелей, с которыми вы будете вести беседы, на проблему курдского народа, живущего в турецком Курдистане. Проживающие там курды совершенно лишены каких-либо прав. Просьба, с которой от имени семи миллионов курдов, проживающих в Турции, я обращаюсь к вам, столь же проста, сколь и законна. Мы хотим более свободно пользоваться курдским языком, соблюдать обычаи предков, получить права и жить особой группой оставаясь турецкими гражданами. Мы хотим строить курдские школы, издавать газеты, создать курдский центр. В результате всего этого возникнет более доброй желательное и уважительное отношение курдов к туркам».
Эта публикация не вызвала в турецкой прессе ним комментариев, ни опровержения. Нет сведений и о том, затронул ли де Голль в ходе бесед этот вопрос.
Кризис Народно-республиканской партии. В последних числах апреля 1971 года, вскоре после введения чрезвычайного положения, военная комендатура Стамбула запретила как все прогрессивные, так и крайне правые организации. Что же касается демократических» молодежных организаций, то репрессии были направлены прежде всего против «Дев-генч» и Восточных центров культуры. Была запрещена деятельность профсоюза турецких учителей и Федерации социал-демократических кружков, сотрудничавших с Народно-республиканской партией, в особенности с ее левой группировкой, возглавлявшейся в то время генеральным секретарем Бюлентом Эджевитом.
Старейшей политической партии Турции пришлось пережить еще один, пожалуй, самый глубокий из всех пережитых ею кризисов. В ходе внутрипартийной борьбы выкристаллизовалась новая программа. В ответ на меморандум генералов Бюлент Эджевит развернул широкую парламентскую борьбу против ультиматума военных, который он рассматривал как нарушение конституции и как наступление на гражданские права, против арестов демократически настроенных граждан. Он выступил также в защиту автономии высших учебных заведений, против установления цензуры для прессы, радио и телевидения. И прежде всего он настаивал на проведении земельной реформы, считая ее важнейшим делом для всего турецкого народа. В итоге над Бюлентом Эджевитом установили прокурорский надзор. Старейший лидер Народно-республиканской партии Исмет Инёню обвинил Эджевита как генерального секретаря партии в нарушении партийной дисциплины, поскольку тот не согласовал свои шаги с председателем и его программа отличалась от программы Исмет-паши. Партийный пленум большинством голосов освободил Бюлента Эджевита от обязанностей генерального секретаря партии. Однако он не покинул арену политической борьбы.
Через год, в мае 1972 года, на конгрессе Народно-республиканской партии вновь встал вопрос о Бюленте Эджевите. Молодой и энергичный деятель был избран председателем вместо престарелого Исмета Инёню, занимавшего этот пост уже более тридцати лет. И опять в своей достаточно левой программе Эджевит на первый план выдвинул необходимость земельной реформы, Правое же крыло партии во главе с Кемалем Сатыром возражало против поспешности в проведении этой реформы.
Борьба внутри Народно-республиканской партии, руководимой ее новым председателем, Бюлентом Эджевитом, приобретала все большую остроту. Споры шли вокруг новой программы, которая по типу должна была приблизиться к программам западных социал-демократических партий. Правое меньшинство стало выходить из рядов партии. Создавались фракционные группировки, а в сентябре 1972 года из двух группировок (Т. Фейзиоглу и К. Сатыра) образовалась новая партия — Республиканская партия доверия во главе с Кемалем Сатыром. В ноябре того же года возникло новое осложнение: Исполнительный комитет Народно-республиканской партии большинством голосов отказал в поддержке правительству Ферита Мелена, сформированному пост ле падения кабинета Нихата Эрима. Было принято решение отозвать пять министров — членов Народно-республиканской партии. Все это вызвало глубокий кризис внутри старейшей партии Турции. Министры вышли из ее рядов и, поддавшись уговорам президента республики, остались в правительстве. Исмет Инёню вместе с двадцатью шестью депутатами и сенаторами в знак протеста против полевения политической линии партии тоже вышел из нее.
Падение правительства Нихата Эрима. В апреле 1972 года правительство Нихата Эрима подало в отставку. За год пребывания у власти оно ровным счетом ничего не сделало для народа. Бесконечное балансирование между парламентом, политическими партиями и генералами не способствовало решению наболевших проблем, не помогало устранить причины, приведшие страну к глубокому экономическому и политическому кризису. В то же время сохранение чрезвычайного положения сгущало ту мрачную и тревожную атмосферу, в которой пребывало турецкое общество. К тому же Нихату Эриму удалось провести поправки к конституции, еще больше ограничившие гражданские свободы. Продолжались аресты, политические процессы, кончавшиеся суровыми приговорами, часто смертной казнью. Деятельность террористических групп в крупных городах прекратилась. Создалась видимость порядка. Но обстановка в стране оставалась крайне неустойчивой. Чрезвычайное положение перманентно продлевалось. Правительство Н. Эрима трудилось над подготовкой законодательных актов для осуществления обещанных преобразований, и прежде всего земельной реформы. Остались безуспешными попытки А. Караосманоглу ограничить прибыли частного капитала, национализировать некоторые отрасли добывающей промышленности и поставить под контроль государства внешнюю торговлю. Ни одно начинание не было доведено до конца. В ходе дискуссий вокруг проектов реформ столкнулись диаметрально противоположные позиции внутри правительства. В этой ситуации падение надпартийного, «независимого» правительства Н. Эрима оказалось неизбежным. Мало что изменилось и во внешней политике. Были лишь установлены дипломатические отношения Турции с КНР, что вызвало разрыв ее дипломатических отношений с Тайванем.
Правительство Ферита Мелена. Формирование нового правительства президент Дж. Сунай поручил «независимому» сенатору, считавшемуся политиком умеренного толка, Суату Хайри Ургюплю, но предложенный им кабинет, состоявший из представителей четырех крупнейших партий, президент отверг, «как не соответствующий требованиям меморандума от 12 марта 1971 года к существующим условиям». По мнению политических комментаторов, состав правительства не внушил доверия генералам. 15 мая 1972 года президент Дж. Сунай поручил формирование правительства министру национальной обороны Фериту Мелену. Через неделю он представил список министров, который наконец был утвержден президентом. Из 26 министров 15 входили в правительство Нихата Эрима.
Программа нового правительства, с которой Ферит Мелен выступил в меджлисе, не содержала ничего нового. Много места уделялось подготовке парламентских выборов, которые должны были состояться в октябре 1973 года, давались обещания «ликвидировать террор» и провести долгожданные реформы.
В области внешней политики Ф. Мелен подчеркнул необходимость дальнейшего пребывания Турции в составе НАТО и поддержания отношений со странами — участницами Европейского экономического сообщества. Он заявил о необходимости сохранять «тесные узы Дружбы и союз с США». Отношения с СССР он охарактеризовал как «добрососедские» и выразил намерение их поддерживать. Ничего нового Ф. Мелен не прибавил к вопросу о Кипре.
5 июня 1972 года правительство Ф. Мелена получило вотум доверия. За него голосовало 265 депутатов, против — 4, воздержалось 24. При этом во время голосования отсутствовало 157 депутатов.
Бурные дебаты в парламенте. После официального прихода к власти правительства Ф. Мелена в течения одной лишь недели было арестовано около ста человек подозревавшихся в принадлежности к нелегальной Революционной рабоче-крестьянской партии. В одном только Стамбульском вилайете под следствием находилось 1290 человек.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Свет и тени Турции"
Книги похожие на "Свет и тени Турции" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Станислав Пиотровский - Свет и тени Турции"
Отзывы читателей о книге "Свет и тени Турции", комментарии и мнения людей о произведении.