» » » » Сборник статей - Культура и мир


Авторские права

Сборник статей - Культура и мир

Здесь можно купить и скачать " Сборник статей - Культура и мир" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Издательство „СПбКО“»1b737575-e313-11e2-8fb3-002590591ed2, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник статей - Культура и мир
Рейтинг:
Название:
Культура и мир
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978-5-903983-02-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Культура и мир"

Описание и краткое содержание "Культура и мир" читать бесплатно онлайн.



Настоящий сборник статей представляет собой материалы первого Международного научного форума «Культура и мир», который был проведен Санкт-Петербургским культурологическим обществом 7–8 октября 2008 г. в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств. В нем приняли участие более 80 докладчиков из различных научных и вузовских центров России (Москвы, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Новосибирска, Мурманска, Самары, Серпухова), а также – Германии, Франции, Швейцарии, Индии. Основной целью форума являлось обсуждение проблем, лежащих на пересечении культуры, политики и экономики – одних из наиболее значимых сфер проявлений инициатив общественных групп и индивидуальностей как в современном мире, так и в исторической ретроспективе. Составленный по материалам форума сборник включает статьи, содержащие новые концепции развития мировой культуры, идеи о взаимодействии мира и культуры, политики и культуры, религии и культуры, искусства и культуры, о влиянии на формирование нового явления в культуре в связи с мощным коммуникативным средством – интернет, глобалитеты образования в современном мире.






16. Лотман Ю. М. Семиосфера. – СПб., 2000.

17. Резун Д. Я. Колонизация Сибири и её специфика // Фронтир в истории Сибири и Северной Америки в XVII–XX вв.: Общее и особенное. – Новосибирск, 2003.

18. Резун Д. Я. Фронтир в истории Сибири и Северной Америки в XVII–XX вв.: Общее и особенное. Вып. 5. – Новосибирск, 2005.

19. Резун Д. Я. К истории «поставления» городов и острогов в Сибири // Сибирские города XVII – начала XX века. – Новосибирск, 1981.

20. Рыблова М. А. Понятие «граница» в представлениях донских казаков // Этнографическое обозрение. – 2002. – № 4.

21. Степанов А. Енисейская губерния: в 2 т. – СПб., 1835.

22. Федоров Р. Ю. Проблемы морфологии и способы интерпретации культурного ландшафта региона // Северный регион: наука, образование, культура. – 2005. – № 1 (11).

23. Холмогоров Е. Реставрация будущего. Пролегомены к философии русской реакции // Вопросы культурологии. – 2006. – № 10.

24. Хрестоматия по Бурятии: Документы и материалы. С древнейших времен до 1917 года. – Улан-Удэ, 1986.

25. Щукин Н. Житие сибирское в древних преданиях и нынешних впечатлениях // Записки иркутских жителей. – 1990.

26. Ядринцев Н. М. Сибирь как колония в географическом, этнографическом и историческом отношении / отв. ред. чл. кор. РАН Л. М. Горюшкин. – Новосибирск, 2003.

И. С. Гурьянова. Усадебная культура городов Сибири (XVIII – начало XX вв.)

Усадебная культура России – часть историко-культурного и природного наследия, которая была уничтожена в начале XX века. Многие усадьбы были разорены, а многие просто стерты с лица земли, утеряны сложившиеся веками богатейшие традиции усадебной культуры, принципы и приемы их формирования. Актуально обращение к духовной стороне жизни русской усадьбы (конца XVIII – начала XX вв.) как некоему противостоянию современной культурной ситуации, подвергающей сомнению и часто игнорирующей ряд устойчивых морально-нравственных представлений, столь бережно хранимых обитателями усадьбы ушедшей эпохи. Общественные перемены в культуре нашего народа (в последние годы) заставляют взглянуть на русскую усадьбу вновь как на содержащую в себе все особенности национальной психологии и культурного бытия. Зародившись еще в XVI в., усадьба динамично изменялась на протяжении многих столетий. При этом наблюдались явные региональные различия на обширном пространстве России.

Особого внимания заслуживает усадебная культура Сибири, которая является неотъемлемой частью отечественной культуры. Она позволяет восполнить пробелы в изучении русской усадьбы благодаря прекрасным примерам сибирских усадеб сохранившихся до настоящего времени.

Безусловно, поселение одним из первых реагирует на изменения любого из параметров окружающего мира. На поселении отражается все многообразие воздействующих факторов: природно-климатических, географических (рельеф), хозяйственно-экономических, социальных и психологических. Развитие сибирских городов происходило без использования каких-либо заранее составленных планов или схем планировки. Сама жизнь подсказывала характер застройки в городах. Большинство поселений Сибири XVIII века лежит по берегам рек. Это обусловлено главенствующим значением для того времени водных путей и удобствами в использовании плодородных пойменных земель, рыбной ловли и получении питьевой воды.

Усиление экономической функции русских городов во второй половине XVIII в. способствовало активизации их развития в целом и привело к необходимости градостроительной реконструкции их на основании принципа регулярной планировки. В связи с этим предусматривалось упорядочение сложившейся к этому времени «просторной» усадебной застройки и приведение ее к читаемому плану с правильной и четкой сеткой улиц и переулков в соответствии с принципами классицизма. Геометрически правильная сетка улиц, безусловно, способствовала упорядочению застройки. Но, с другой стороны, она вошла в определенное противоречие с топографией местности в некоторых городах Сибири (например, Тюмень).

Большое влияние на усадебную культуру первой половины XIX в. оказали «образцовые проекты», разработанные в Петербурге и ставшие обязательными для застройки всех провинциальных городов России. В связи с тем, что проекты столичных архитекторов не учитывали возможностей застройщиков и климатических условий края, образцовые фасады не получили большого распространения и были практически отменены. На практике их упрощали и производили строения домов, заборов и ворот «по силе и возможности каждого». Образцовые проекты корректировались и по их подобию сибирские проектировщики создавали новые, приспосабливая к местным условиям объемы, планировку и размеры окон. Внесенные коррективы в присылаемые образцовые фасады – высокие крыши, небольшие окна, высокие подклеты, пониженные потолки, способствовали появлению специфики местных особенностей (сибирского классицизма).

Учет природно-климатических особенностей сибирского ландшафта позволил создать живописную объемно-пространственную композицию селитьбы с деревянным домостроением, визуально гармонично отвечающую как модулю природного пространства, так и сомасштабности человеку, отразившуюся в создании компактных планировочных решений – таких, как изба-клеть, изба со связью, пятистенок, шестистенок, а также комбинированные, двойные и тройные избы.

Усадебная культура городов Сибири, несомненно, сформировалась под влиянием традиций русского градостроительства. Анализируя жилые и хозяйственные постройки, типы планировки усадеб городов Сибири, можно проследить тесную связь с культурой северовеликорусских областей Европейской части России. Обычно усадьба имеет прямоугольные формы, иногда близкие к квадрату. Однако отличительной особенностью городов Сибири являлся неприступный характер домов и всей усадьбы, огороженной высокими заплотами, глухими воротами и имевшей черты суровости и замкнутости, что было вызвано как спецификой жизни в отдаленном крае, где находилось много «всякого бродячего и ссыльного люда», так и выразительными особенностями строительного материала – дерева.

В отличие от городов европейской части страны, в Сибири основными сословиями были купечество и мещанство. И это накладывало отпечаток на характер усадебной застройки. На главных улицах могли находиться дома купцов, мещан, священнослужителей и даже крестьян, социального обособления не наблюдалось. Единственным значимым фактором была состоятельность хозяина. Если он мог позволить себе строительство каменного дома, то сословная иерархия не имела значения. Менее состоятельные (это могли быть и дворяне) уступали место на главных улицах и селились подальше от центра и на окраинах. Усадебная культура сибирских городов – культура купеческая, которая достигает своего расцвета в первой половине XIX века.

Важно отметить, что необходимыми составляющими каждой русской усадьбы были три основные зоны: парадная (дом владельца, другие жилые и служебные постройки, подъездная аллея), парковая (регулярная и живописная), хозяйственная (служебные и хозяйственные постройки, фруктовые сад, огород, оранжереи). Сибирская усадьба делилась лишь на две основные зоны: парадную (чистую) и хозяйственную. При этом деление усадьбы на парадную и хозяйственную часть в Сибири было очень условным, за исключением очень богатых усадеб. Зачастую главный дом мог располагаться и на хозяйственном дворе. Размеры усадебных комплексов влияли на характер композиционного решения – компактный для малых и средних, рыхлый и рассредоточенный для крупных и средних усадеб. В условиях провинциального города усадьбам были присущи черты строгости и компактности, поэтому в сибирских усадьбах отсутствовали такие важные составляющие, как парки, аллеи, лес, пруд и заменялись садами. Кроме того, усадебная культура городов Западной Сибири отличалась от городов Восточной Сибири тем, что на усадьбах Восточной Сибири отсутствовали даже такие важнейшие элементы, как сады, за исключением трех городов Иркутск, Нерчинск и Кяхта.

По характеру стилистического решения выделено три основные группы усадебных домов:

– усадебные дома без признаков стиля, не имевшихся изначально или утерявшихся в результате перестроек (с элементами барокко);

– дома, архитектура которых демонстрирует влияние классицизма;

– дома разных архитектурных стилей (эклектика).

В «чистом» виде тот или иной стиль зачастую не мог быть воспроизведен в Сибири по разным причинам. Это и материальные соображения, и особенности климата региона, и отсутствие профессионального архитектурного надзора, и недостаточно развитая строительная база и, наконец, эстетические вкусы и пристрастия сибирского заказчика. Важно отметить, что проникновение архитектурных стилей в провинцию проходило очень медленно, с опозданием.

Важно отметить, что в условиях Сибири это могли быть лишь черты барокко, классицизма или эклектики с большими коррективами, вносимыми сибирскими строителями. Поэтому невозможно с уверенностью отнести усадебные дома к какому-то конкретному стилю. Отдельного внимания заслуживает стиль модерн, который в усадебной культуре городов Сибири проявился по-разному. В Западной Сибири сохранились яркие образцы главных усадебных домов в стиле модерн, представленных по большей части деревянными постройками. В Восточной Сибири модерн успел проявиться только в архитектуре общественных зданий, в усадебной культуре он представлен лишь отдельными элементами усадьбы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Культура и мир"

Книги похожие на "Культура и мир" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник статей

Сборник статей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник статей - Культура и мир"

Отзывы читателей о книге "Культура и мир", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.