Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в."
Описание и краткое содержание "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в." читать бесплатно онлайн.
Настоящее издание — самое полное из существующих собрание русских эпиграмм — насчитывает свыше 2000 образцов. Долгая жизнь популярного поэтического жанра показана здесь от его истоков в XVII столетии до Октября 1917 г. В книге более 250 авторов эпиграмм, среди которых первоклассные мастера жанра и многие известные поэты, эпизодически или мимоходом обращавшиеся к нему. В сборнике немало удачных стихотворных миниатюр, принадлежащих второстепенным, вовсе забытым и безымянным авторам.
1493. «Нива», 1884, № 4, с. 87, ст. 7–12; «Тургеневский сб», вып. 3, с. 62, с ошибкой в ст. 2 («только» вместо «точно»). Печ. по кн.: И. С. Тургенев, Стих. и поэмы, БП, 1970, с. 126. Кудрявцев Петр Николаевич (1816–1858) — писатель, историк, сотрудник ОЗ и С, с 1847 г. — преподаватель, а с 1851 г. — профессор всеобщей истории Московского университета. Графиня — подразумевается писательница Елизавета Васильевна Салиас де Турнемир (1815–1892, псевдоним: Евгения Тур), автор романа «Племянница», одно из действующих лиц которого — Антонина Бертини. Тургенев откликнулся на этот роман, рецензией (С, 1852, № 1), возбудившей недовольство писательницы и ее кружка, в который входил и П. Н. Кудрявцев. По времени появления рецензии Тургенева эп-му можно отнести к 1852 г. Билье-ду — billet doux (франц.) — любовная записка.
1494. «Нива», 1884, № 4, с. 87. Боткин Василий Петрович (1811–1869) — писатель и литературный критик. Полный текст эп-мы не сохранился. Вспоминая об этой эп-ме, Д. В. Григорович писал: «Увидав раз на столе Панаева раскрытый том какого-то древнего классика, переведенного на французский язык, Боткин пришел в восхищение и начал обнимать его, но не прошло минуты, он вдруг зашипел и начал браниться, уверяя, что том этот положен тут вовсе не ради любознательности, а только для виду, из одного хвастовства. Ко всем этим выходкам так уже все привыкли, что никто не думал обижаться; все только смеялись. Недаром Тургенев прозвал Боткина „Анчаром“; не помню эпиграммы, помню только последние строчки…» (Д. В. Григорович, Литературные воспоминания, М., 1961, с. 121). Далее Григорович приводит окончание эп-мы, с вариантом ст. 3: «Один Панаев набежит». В эп-ме обыгрываются некоторые детали «Анчара» Пушкина. Поводом для написания эп-мы послужил, вероятно, спор между Тургеневым и Боткиным о рассказе молодого литератора К. Н. Леонтьева «Немцы», напечатанном в начале 1854 г. в МВед. под загл. «Благодарность», что и является основанием для датировки. Панаев Иван Иванович (1812–1862) — писатель и журналист, один из издателей журнала С, в котором печатались статьи Боткина. Подробнее об этой эп-ме см.: «Тургеневский сб.», вып. 3, с. 63–65:
1495. «Нива», 1884, № 4, с. 87. Никитенко Александр Васильевич (1804–1877) — литератор, профессор словесности Петербургского университета, цензор, в 1847–1848 гг. официальный редактор С. Умеренный либерал Никитенко воздерживался от высказывания явного сочувствия как демократической, так и консервативной идеологии. Ст. 1–2 эп-мы, применив их к женщинам-писательницам, процитировал Некрасов в «Заметках о журналах» (С, 1856, № 4; Н. А. Некрасов, ПСС, т. 9, М., 1950, с. 396), из чего следует, что эп-ма написана не позже 1856 г.
1496. «Нива», 1884, № 4, с. 87. Дружинин Александр Васильевич (1824–1864) — писатель и литературный критик. По воспоминаниям Д. В. Григоровича, он и Дружинин с участием Тургенева написали в имении Спасском и разыграли там фарс бытового содержания, в котором были намеки на литераторов, в том числе и на самого Тургенева: «В семействе архитектора Штакеншнейдера, жившего тогда в своем доме на широкую ногу, затевался домашний спектакль. Чего же лучше, как угостить публику такою новинкой? С Тургеневым Штакеншнейдеры не были знакомы; его к тому же еще не было в Петербурге. Обратились к Дружинину; тот начал отказывать, и наконец, раздражившись неотвязчивыми просьбами, отдал рукопись, умолчав почему-то о нашем сотрудничестве… В день представления Дружинин, желая, вероятно, подшутить над Тургеневым, уговорил его ехать вместе к Штакеншнейдерам… Случилось, так, что перед самым началом спектакля актеры, желая, вероятно, придать себе больше смелости, выпили много лишнего; при поднятии занавеса многие из них были совершенно пьяны и понесли страшную чепуху… Публика пришла в смущение. Можно себе представить, что должен был испытывать Тургенев, когда Дружинин шептал ему, что все считают его автором пьесы… Неуместная шутка Дружинина не прошла ему даром. Тургенев отплатил ему следующей эпиграммой…» (Д. В. Григорович, Литературные воспоминания, М., 1961, с. 149–150). Спектакль состоялся 7 февраля 1856 г. Он труп российского гвардейца. Окончив Пажеский корпус, Дружинин служил в 1843–1846 гг. в гвардии и на всю жизнь сохранил гвардейские замашки. Одетый в английский пиджак. Намек на англоманство Дружинина, а также на то, что он печатал в журналах статьи об английской литературе XVIII–XIX вв.
1497. «Наша старина», 1914, № 1, с. 987, в письме Тургенева к П. В. Анненкову от 3 января 1857 г. П. В. Анненков — см. примеч. 1472. Бог опечаток, наконец! Имеется в виду выпущенное в 1855 г. П. В. Анненковым шеститомное собр. соч. Пушкина, изобиловавшее опечатками.
П. А. КАРАТЫГИН (1805–1879)Петр Андреевич Каратыгин — актер, литератор, водевилист, автор «Воспоминаний», содержащих ценный материал по истории русского театра XIX в. Своеобразным дополнением к этим мемуарам является его цикл «Закулисные эпиграммы» (1853–1877), состоящий из 21 эп-мы.
1498. PC, 1880, № 1, с. 170. Сенковский — см. примеч. 1136. Сократ — см. примеч. 218. Авессалом — по Библии, один из сыновей царя Давида, поднявший мятеж против отца; во время битвы Авессалом, разъезжавший верхом на муле, зацепился кудрями за ветви дуба и, оставшись висеть, потерпел поражение и погиб.
1499–1500. PC, 1880, № 1, с. 169–170. 1. Существование русского театра официально исчислялось с 30 августа 1756 г., когда императрицей Елизаветой Петровной был издан указ об учреждении в Петербурге отечественного театра. 2. Жихарев Степан Петрович (1787–1860) — мемуарист, второстепенный драматург, в 50-е гг. председатель театрально-литературного комитета при Дирекции императорских театров в Петербурге.
1501–1504. PC, 1880, № 3, с. 656, 657, 659. 1. Трем переводчикам «Гамле́т» не удался. Речь идет о первых переводчиках «Гамлета» А. П. Сумарокове (1748), С. И. Висковатом (1810), М. А. Вронченко (1828). Четвертый за него взялся. В переводе Н. А. Полевого «Гамлет» был поставлен на сцене в 1837 г. 2. Комедия И. С. Тургенева «Где тонко, там и рвется» (1848), впервые поставленная в декабре 1851 г., успеха не имела и была снята с репертуара после двух спектаклей. 3. Васильев Павел Васильевич (1832–1879) — артист Александринского театра. 4. Теперь «Бориса» вновь представил граф Толстой. В эп-ме сравнивается «Борис Годунов» Пушкина (1825) и «Царь Борис» А. К. Толстого (1870).
Н. Ф. ЩЕРБИНА (1821–1869)Творчество Николая Федоровича Щербины развивалось в двух направлениях, разительно отличавшихся друг от друга. Одно было представлено «греческими стихотворениями» (т. е. антологической лирикой), другое — эп-ми и стихотворными памфлетами. Своей известностью в литературе Щербина был обязан антологической лирике, В то время как его остроумные, напитанные сатирической злостью эп-мы, распространяясь в рукописном виде, были доступны лишь ограниченному кругу читателей. Подлинная слава выдающегося эпиграмматиста пришла к Щербине после его смерти, когда в 1873 г. были изданы (с огромным числом купюр) два обширных цикла его стихотворных сатир и эп-м: «Альбом ипохондрика, собрание эпиграмм, ксений, ямбов и всякого сатирического ералаша и школьничества, принадлежащее греку Николаки Омега» и «Сатирическая летопись. Ямбы, ксении и эпиграммы. Школьничество одного довольно пожилого коллежского асессора». В предисловии к АИ Щербина писал: «Оставляю здесь несколько эпиграмм, не уничтожаю их, не предаю забвению — для наказания самого себя, в укоризну себе. Оставляю их еще потому, что они были относительной правдой души моей в известный момент, — хоть между правдой души и объективной истиной нередко бывает огромное расстояние. Они тогда были не более как лирической вспышкой от известного рода современных впечатлений, разговоров, взглядов, литературных кружков и т. п. Я теперь смотрю на них как на распущенную запальчивость моих заблуждений мысли и чувства. Я разумею здесь эпиграммы на А. Н. Майкова, Аксаковых, Н. В. Гербеля и, к сожалению, еще на многих других, может быть… Сюда же относятся эпиграммы на М. П. Погодина, П. И. Мельникова. Итак, — я очищаю себя, по возможности, этим душевным наказанием. 15 октября 1863» (Щербина-ПСС, с. 277). Вряд ли цель этого предисловия можно свести к одному «раскаянию» Щербины. Желая видеть свои эп-мы в печати, автор их, надо полагать, пытался подобным предуведомлением уменьшить негодование тех, на кого он обрушивался своим метким сатирическим словом. Обилие эп-м на самых различных представителей русского общества — в известной мере результат крайне пессимистической и обособленной социальной позиции Щербины, который ненавидел идеологов официальной народности и православия, скептически относился к западникам, питал вражду к славянофилам, изобличал как революционных демократов, так и либералов. №№ 1505–1531, 1533–1538, 1540, 1560 взяты из АИ, остальные — из «Сатирической летописи». Наиболее полно эпиграмматическое творчество поэта представлено в кн.: Щербина-БП. Подробнее о Щербине см. во вступ. статье И. Д. Гликмана к этому изд. (с. 5–64).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в."
Книги похожие на "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Антология - Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в."
Отзывы читателей о книге "Русская эпиграмма второй половины XVII - начала XX в.", комментарии и мнения людей о произведении.