Д Тевекелян - Александр Крон и его герои (Вступительная статья)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Александр Крон и его герои (Вступительная статья)"
Описание и краткое содержание "Александр Крон и его герои (Вступительная статья)" читать бесплатно онлайн.
Тевекелян Д
Александр Крон и его герои (Вступительная статья)
Д.Тевекелян
Александр Крон и его герои
Вступительная статья
...Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И поглядели косо вслед,
Или
Незримый прочный след
В чужой душе на много лет?..
Л.Мартынов
В трудное, счастливое время начинал свою жизнь герой Александра Крона.
Трудное - голод и разруха после революции и гражданской войны, массовое беспризорничество, зыбкость, неустойчивость рушащегося старого мира. Счастливое - начало великой стройки нового общества, неповторимость, азартная самоотдача первых пятилеток, освобожденный труд, свобода выбора собственного жизненного пути, атмосфера истинного равенства и коллективизма, когда каждый несет обществу свою неповторимость и общество заинтересовано в расцвете дарования каждого, ему, обществу, нужно не однообразие, а дерзость, гражданская активность осознанного добровольного служения.
Я не оговорилась, написав "герой" Александра Крона, хотя за полвека своей работы в литературе Александр Александрович дал жизнь не одному десятку героев во многих жанрах - пьесах, очерках, статьях, воспоминаниях, романах, и герои его - люди разных профессий, разного жизненного опыта, среди них беспризорники и известные деятели литературы и искусства, солдаты времен первой русской революции 1905 года, современные рабочие-нефтяники, военные моряки, художники, ученые. И все это разнообразие характеров, профессий, взглядов на жизнь, судеб объединяется неупрощенным поиском каждым персонажем пути к самому себе, авторской уверенностью, что только тогда человек - полноценный работник в своем деле, когда он, помимо специальных знаний, усилий, несет понимание своего предназначения, понимание связи собственного существования с жизнью общества.
Герой Крона, чем бы он ни занимался, живет в постоянном нравственном поиске, и взыскательная напряженность этого поиска, последовательность, ответственное отношение к жизни делают его современным интеллигентным человеком.
В последнее время как-то подзабылось, что передовой мыслящий образованный человек от века был героем русской литературы. С ним связывали свои надежды на общественный прогресс русские писатели - от Пушкина до Чехова, его воспитывали, готовили революционные демократы, он нес с собой лучшие черты национального характера - честный, способный не только иметь собственное мнение, но и отстаивать его (порою в ситуациях, опасных для жизни), живущий всеми радостями и бедами своего времени, но стремящийся понять это время, увидеть его тенденцию, умеющий поступиться собственными удобствами ради будущего.
Когда-то Чехов писал: "Где многочисленная интеллигенция, там неизбежно существует общественное мнение, которое создает нравственный контроль и предъявляет всякому этические требования, уклониться от которых уже нельзя никому". Для нас это особенно важно понять и запомнить, ведь думающие люди создали современный уровень нашей жизни, творческое начало - истинный признак интеллигенции - никогда в такой степени, как сейчас, при гигантском размахе научно-технической революции, не было необходимо обществу. Эта традиция существенной части русской литературы в выборе героя жива и развивается.
Немало советских писателей идут в русле этой традиции, Александр Крон в их числе. Но герой думающий, способный на сознательный выбор своей судьбы, своей гражданской позиции, нередко противоречив, многомерен, его связи с миром не просты и далеко не всегда поддаются привычному нашему восприятию.
Крона привлекает эта неоднозначность, неординарность, он уверен - и утверждает это своим творчеством, - что чем крупнее личность, тем противоречивее складывается о ней представление у окружающих: ведь талантливый человек независим в своих суждениях, ему претит все догматическое, стандартное, банальное, он стремится сам проникнуть в суть интересующей его проблемы, не прибегая к расхожему мнению, отметая готовое решение.
Даже в воспоминаниях "О сверстниках" (Э.Казакевич, О.Берггольц, А.Твардовский), о Всеволоде Иванове, об актере М.Астангове, режиссере Ф.Каверине и других, где речь идет о реально существовавших людях, подход к герою не меняется. Автор педантично точен в воспроизведении подробностей жизни, поведения своих невыдуманных героев, но, помимо воли, стремясь передать масштаб личности, ее потенциал, укрупняет в характере реально существовавшего человека те его качества, особенности, на которых строится понимание именно этого характера. В своих воспоминаниях Крон каждый раз пишет неупрощенный характер, подчеркивает сложность и многооттеночность связей каждого из своих героев с окружающим миром и превыше всего ценит последовательную преданность своему делу, осознанную нравственную цель деятельности. Он убежден: "...известны случаи, когда ситуация или мода возносили на вершины славы людей второстепенных, но не было случая, чтоб удавалось подделать нравственный авторитет" ("О Всеволоде Иванове"). И добивается понимания читателя, которого вовсе не шокируют такие, к примеру, строки об О.Берггольц: "Мне память сохранила Ольгу всякой... В этих разговорах Ольга представала в самых разных обличьях, то трогательно-нежной, то до грубости резкой, радостно-доверчивой и угрюмо-замкнутой, расточительно-щедрой и неожиданно скуповатой, по-комсомольски простой в обращении и высокомерно-отчужденной..."
Или, поделившись с читателем своими первыми впечатлениями о Всеволоде Иванове ("...он казался старше своих лет, а при этом проглядывало в нем что-то совсем младенческое, было в его лице нечто жестокое - и кроткое, чопорное - и простодушное, трезвое - и мечтательное; с одного боку половецкий хан, с другого - скандинавский пастор, - все это никак не совмещалось"), Крон подробно рассказывает об Иванове, и мы, вполне проникшись пониманием незаурядности Иванова - писателя и человека, вместе с автором приходим к выводу: "Иванов был настолько крупен, что все вмещал. В его просторном теле и емкой душе было место для всего, он был прост и сложен, в нем отлично умещались трезвый реалист и необузданный фантаст, замкнутость и общительность, величайшая скромность и Люциферова гордыня... В его характере как бы слились черты двух ставших классическими образов "Бронепоезда" - добрая мужицкая сила партизана Вершинина и острый проницательный взгляд образованного революционера".
На этом же принципе подхода к герою строятся характеры в пьесах и романах. В романе "Бессонница" женщина, только что потерявшая мужа, говорит о нем: "Паша был единственным человеком, которого я по-настоящему любила. Любила со всем, что в нем было намешано, с его талантом, властолюбием, скромностью, жестокостью, щедростью, простодушием, цинизмом... Господи, чего только в нем не было!" И мы соглашаемся с этой характеристикой, что не мешает нам полюбить Успенского, сострадать ему.
Крон не упрощает своих героев - реально существовавших и выдуманных, не нивелирует их качеств в угоду привычке или моде, в их сложной противоречивости писателю видится сложность и противоречивость самой жизни, личность в его творчестве не обеднена приблизительностью, писатель стремится добраться до глубинной связи человека с тем временем, в котором он живет. Отношение к герою решается не на уровне "симпатичен-несимпатичен", к нему предъявляется другой счет, за ним признается право на крайности, если это крайности поиска напряженной гражданской духовности, крайности неодносторонней связи с миром, когда человек отдает себе отчет в том, что не только мир для тебя, но и ты для мира.
Кроновский герой неудобен для критики, требующей от литературы не столько соответствия жизни, сколько соответствия правилам и канонам, выработанным литературой же (вспомните толстовское "литература литературы" и "литература жизни"), он сопротивляется общедоступной схеме поведения литературного героя в тех или иных обстоятельствах. Схеме выпрямленной, освобожденной от неожиданностей и сложностей, которые живая жизнь неизбежно несет с собой. Такой критике герой Крона неудобен, даже противопоказан, а если вспомнить, что мироощущение писателя в значительной степени обретало зрелость в неприятии принесшей немало вреда нашему искусству "теории бесконфликтности" и "борьбы хорошего с лучшим", станет понятно, как нелегко складывались отношения писателя и подобной критики. Но если бы существовала статистика, изучение всего пути, который проходит искусство социалистического реализма, возникая из жизни и возвращаясь в нее - через читателей, зрителей и т.п., то читательское признание и признательность вознаградили бы Крона - драматурга, романиста, и за нападки и за недомолвки критики.
Александр Крон начинал как драматург. Свою первую пьесу "Винтовка № 492116" он написал девятнадцатилетним студентом историко-философского факультета МГУ. Поставленная в январе 1930 года Педагогическим театром, она обошла сцены почти всех ТЮЗов страны, а к 40-летию пьесы в Московском театре им. Станиславского состоялся юбилейный спектакль "Винтовки". Сам писатель не считает, что после этой пьесы он стал профессиональным литератором, но в этой юношеской работе есть все особенности будущего театра Крона. Это театр прежде всего современный. И дело не только в том, что действие почти всех пьес (за исключением пьесы "Трус" - из времен революции 1905 года) происходит в наши дни и наши дни диктуют конфликты - нравственные и производственные. Пьесы современны позицией автора, его постоянным стремлением понять суть происходящего с героями, современны сплавом социальных и нравственно-психологических проблем, полемической заостренностью конфликтов. Уже в юношеской "Винтовке" (а пьеса появилась и до фильма Н.Экка "Путевка в жизнь", и до "Педагогической поэмы" А.Макаренко) стихия анархической вольницы беспризорников побеждена последовательностью, честностью, любовью к своему делу, заразительностью этой преданности и любви. Начиная с первой своей пьесы, Крон утверждает характер командира, руководителя, для которого воинская дисциплина или коллективное мнение предполагают умение самостоятельно мыслить, а не заменяют его; автор обращается и к нравственному чувству, и к разуму героя и зрителя, автор убежден, что революция высвободила лучшее в человеке и это лучшее требует доверия. Эйно в "Винтовке", большевик Дорофей Семеняк в "Трусе", инженер Александр Майоров в "Глубокой разведке", командир подводной лодки Виктор Горбунов ("Офицер флота") и командир дивизиона тральщиков Сергей Бакланов ("Второе дыхание"), рабочий Николай Леонтьев и секретарь парткома Плотовщиков ("Кандидат партии") - каждый из этих героев А.Крона последовательно отстаивает свое право на независимость и самостоятельность, каждый хочет понять, а не механически следовать, утверждает свое представление о коллективе как о союзе единомышленников и может сказать словами Виктора Горбунова: "Я предпочитаю командовать сильными людьми, которые подчиняются мне потому, что на моей стороне власть, знания и авторитет, а не потому, что они сами не способны думать. Я им верю. И хочу, чтоб верили мне. Я готов выполнить любое приказание. Но если приказ еще не отдан и у меня спрашивают мое мнение, я не хочу гадать, попаду ли я в точку".
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Александр Крон и его герои (Вступительная статья)"
Книги похожие на "Александр Крон и его герои (Вступительная статья)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Д Тевекелян - Александр Крон и его герои (Вступительная статья)"
Отзывы читателей о книге "Александр Крон и его герои (Вступительная статья)", комментарии и мнения людей о произведении.