Теофраст - Характеристики
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Характеристики"
Описание и краткое содержание "Характеристики" читать бесплатно онлайн.
6Литургия -- государственная повинность в древнегреческих полисах, выражающаяся в оплате некоторых государственных расходов. -- (Ред).
ГОРДЕЦ
Гордость -- презрение ко всем. кроме самого себя.
Тебе нужно переговорить с гордецом немедленно -- он назначит тебе свидание во время своей послеобеденной прогулки. Окажет он тебе услугу -говорит, что не помнит о ней. Когда бывает третейским судьей, то назначает тяжущимся для решения дела... улицу. Предлагают ему высшую должность -- он с клятвой отказывается от нее за недосугом. Чувство собственного достоинства не позволит ему поздороваться первым. Сбываете вы вещь или нанимаетесь к нему в услужение -- он велит зайти к нему... на рассвете. На улице он не единым словом не перекидывается с прохожими: то уткнется носом в землю, то, когда ему заблагорассудится, опять задерет его кверху. Он потчует друзей, но сам с ними не обедает -- угощать их он предоставит своему рабу. Если идет он к кому-нибудь -- посылает предварительно доложить о себе1; мажется, моется или закусывает -- не впустит к себе никого. При расплате с тобою он велит рабу просмотреть счет, подвести итог и занести в его расходную книгу. В письмах он не пишет "пожалуйста", но -- "я требую", "отдай посланным", "исполни непременно", "без проволочек".
1Не для того, чтобы не застать знакомого врасплох, а для того, чтобы тот мог принять его с подобающим почетом.
ТРУС
Трусость -- угнетенное состояние души, сопровождаемое страхом, боязливостью.
На море трус мысы принимает за разбойничьи суда, началась зыбь -беспокоится, нет ли среди пассажиров непосвященного. Он глядит вверх и спрашивает кормчего, удаляется ли он от берега и какова будет, по его мнению, погода. Он рассказывает соседу, что его заботит дурной сон, скинет свой короткий хитон, отдаст рабу и просит в случае крушения вынести себя на землю. Перед боем он призывает готовых идти в сражение товарищей, собирает их вокруг себя и советует сначала осмотреться:
трудно, говорит он, отличить неприятеля от своих. До него долетают крики; на его глазах падают убитые, а он объяснит окружающим, что впопыхах забыл взять меч, улепетывает в палатку, выпроводит оттуда раба -- прикажет ему посмотреть, где враги, засунет оружие под подушку, потом долго не выходит, будто ищет его в палатке. Он видит, несут его раненого друга, подбежит, ободрит его и помогает тащить, поддерживая за спину. Он окружает его своими попечениями, смывает губкой его кровь, усаживается возле, отгоняет мух от раны -- делать все это ему приятнее, чем драться с неприятелями. Затрубит трубач сигнал к битве -- он проворчит, сидя в палатке: "Черти бы тебя побрали! Надсаживается, трубя! Нет чтобы дать покой добрым людям"... Весь забрызганный кровью из чужой раны, выступает навстречу возвращающимся с боя и говорит: "Я спас, рискуя собою, своего приятеля", приводит к его койке пришедших навестить его демотов и филетов и каждому из них жужжит в уши, что он сам своими собственными руками принес его в палатку.
АРИСТОКРАТ
Аристократизм -- следствие страстного желания забрать в свои руки власть в республике.
Народ хочет послать для подмоги архонту1 несколько человек -- аристократ протестует; надо снарядить посольство -- предложит облечь их неограниченными полномочиями; выбирают десять новых стратегов2 -говорит: "Довольно одного, но он должен быть человеком достойным". Из поэм Гомера он знает только один стих:
Нет в многовластии блага; да будет единый властитель,
прочее его не интересует... "Сплотимся дружнее, бросим пустяки, не станем иметь ничего общего с рыночной сволочью, перестанем занимать высшие должности", -- его обычные воззвания.
"Одно из двух -- или вам хозяйничать в столице, или нам", -- отвечает он на оскорбления или насмешки, сыплющиеся со стороны толпы. Полдень. Закинув на плечо конец гиматия, с бритой макушкой и тщательно обрезанными ногтями выходит он из квартиры, сворачивает на улицу, ведущую к Одеону3, и, сам не свой, начинает свои жалобы: "От ябедников нет житья в городе", "Судить так, как наши судьи, просто немыслимо", "Не понимаю, чего добиваются выставляющие себя искателями общественных должностей", "Мужичье добра не помнит: кто сует ему в зубы, не жалеет денег, тому он всегда слуга покорный". Как неловко чувствует он себя в Народном Собрании, когда к нему подсаживается шелудивый оборванец... "Чистое наказанье эти литургии, триерархии! Скоро ли отдохнем мы от них?", -- не унимается он. Демагоги для него -- нож острый. В бедствиях отчизны главным образом винит он Тесея:4 он соединил в одно двенадцать общин, уничтожив царское достоинство и предоставив правление черни. Но ему оплачено поделом, на него же первого наложила она свои руки... Таковы, приблизительно, темы его разговоров с иностранцами, гражданами, разделяющими его образ мыслей, и сторонниками его партии.
1Архонты -- старшие начальники, правители, главы обществ откупщиков и т. д. в полисах Древней Греции. -- (Ред.).
2Стратег -- должность военачальника в Древней Греции. -- (Ред.).
3Одеон -- в Древней Греции помещение, предназначенное для музыкальных выступлений и состязаний певцов. -- (Ред.).
4 Тесей (Тезей) -- легендарный афинский царь (ок. XIII в. до н. э.). -- (Ред.).
МОЛОДОЙ СТАРИК
Молодой старик -- человек, который ребячится не по летам.
Ему стукнуло шестьдесят -- он долбит отрывки из поэтов, принимается читать их за попойкой, но память изменяет ему. Сынишке он командует: "Напра-во! Нале-во! Кру-гом!" На празднике Герма он участвует в издержках вместе с молодежью, мчится взапуски с факелом. Позовут его в храм Геракла -он сбрасывает с себя гиматий и хватает за рога быка, чтобы загнуть ему шею. Лишь бы побороться, он заглядывает в палестры. Одну пьесу он смотрит три-четыре раза, заучивает пение... Посвящают его в таинство Сабазия -- он старается обворожить жреца своей любезностью. Он волочится за содержанкой, ломится к ней в дверь, получает трепку от соперника и учиняет ему процесс. Он едет за город на чужой лошади, хочет показать свою удаль в верховой езде, летит кубарем и потом чинит себе череп. В день наречения имени своему ребенку он вместе с флейтистками созывает к себе гостей1. Он приневоливает своих ребятишек бороться и бегать на перегонки до полного изнеможения. В присутствии раба он проделывает фехтовальные приемы над огромной статуей, состязается в стрельбе из лука и метании копий с воспитателем сыновей и предлагает себя ему в учителя, будто тот ничего не смыслит. После гимнастики он поминутно ерзает в бане, корчит из себя философа, в обществе женщин -- пускается в пляс под аккомпанемент своих губ.
1На общий концерт.
ЗЛОРЕЧИВЫЙ
Злословие -- склонность отзываться обо всех зло, язвительно.
Спроси злоречивого: "Кто это?" -- он пустится, словно генеалоги: "Начну перво-наперво с его родителей. Отца его звали сперва Созием; в солдатах он превратился в Созистрата, после приписки в демоты -- в Созидема. Но мать его аристократка -- фракиянка Кринокорака, святая душа. Говорят, такие особы у себя на родине слывут "благородными"... Сам же он -- завзятый мерзавец: яблочко от яблони недалеко падает". " Не морочь меня, об этом я знаю абсолютно точно", -- скажет он и продолжает о женщинах, зазывающих к себе прохожих: "А вот и дом, где живут подобные... Да, городские толки оказываются правдой: бабы спариваются на улице, точно собаки. Вообще они охотницы до мужчин, их они впускают с заднего крыльца". Ругают кого двое -он и тут вставит свое словцо; "Никто не противен так мне, как этот человек; и харя-то у него какая-то гадкая, а подлости его из рук вон. Взял он, например, женку с богатейшим приданым, прижил с нею ребенка и выдает ей на стол... три халка, в праздник Посейдона велит купаться в холодной воде".
Сидит он в обществе. Уйдет кто -- заведет про него разговор, и стоит ему приняться -- переругает и своих родственников. Достанется от него и покойникам, а всего больше друзьям и знакомым. Чернить демократизм и свободу -- для него величайшее благо.
Так мутит ум человека -- лишает его способности правильно мыслить -стремление его разыгрывать из себя учителя нравственности!
НАРОДНИК
Пристрастие к черни -- следствие бессознательного влечения к испорченному нравственно.
Народник сближается с личностями, проигравшими процесс в суде или Народном Собрании, -- их знакомство, по его мнению, сделает его опытнее и неуязвимее. "Грешки водятся и за ними", -- скажет он о честных людях и добавит, что честных людей нет, все на один образец. На человека честного он нападает, подлеца превозносит до небес. Хочешь ты разоблачить проделки негодяя -- он соглашается, что в распускаемых про него слухах есть частичка правды, но у него, по его словам, есть и такие достоинства, о которых не знают: он неглупый малый, славный товарищ, парень хоть куда, и с жаром утверждает, что человека лучше ему и встречать не приходилось. Он защищает его в Народном Собрании и суде и советует окружающим судить не по человеку, а по его делам. "Он, -- скажет народник, -- для народа чистая собака -оберегает его от обидчиков". "Перестанем мы дорожить подобным сокровищем, -закончит он, -- у нас не будет борцов за интересы народа". Его клиенты -темные личности; он участвует в судейских плутнях, если бывает адвокатом -речи противников истолковывает в дурную сторону.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Характеристики"
Книги похожие на "Характеристики" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Теофраст - Характеристики"
Отзывы читателей о книге "Характеристики", комментарии и мнения людей о произведении.