Гарольд Дубах - 1001 вопрос об океане и 1001 ответ

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "1001 вопрос об океане и 1001 ответ"
Описание и краткое содержание "1001 вопрос об океане и 1001 ответ" читать бесплатно онлайн.
Как образуются атоллы? Может ли искусственный спутник Земли помочь рыбакам? Что такое «ледяной плуг»? Как дельфины сражаются с акулами? Где находится «кладбище Атлантики»? Почему у берегов Перу много рыбы? Чем грозит загрязнение океана? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти в новой научно-популярной книге известных американских океанографов, имена которых знакомы нашему читателю по небольшой книжке «100 вопросов об океане», выпущенной в русском переводе Гидрометеоиздатом в 1972 г. Авторы вновь вернулись к своей первоначальной задаче — дать информацию о различных аспектах современной науки об океане, — но уже на гораздо более широкой основе.
Рассчитана на широкий круг читателей.
Это подводное спасательное устройство, изобретенное адмиралом Чарлзом Момсеном (по прозвищу «Швед») в конце 20-х годов нашего века. «Легкие Момсена» — удачное спасательное устройство для подводников. После многочисленных испытаний оно было принято на вооружение в ВМС США. Первое испытание было проведено 5 февраля 1929 г. Чарлзом Б. Момсеном и главным торпедистом Э. Калиновским. Они без труда поднялись на поверхность с подводной лодки S-4. Система успешно испытывалась на все больших глубинах вплоть до 60 м. «Легкие Момсена» пристегиваются к груди спасающегося. Они напоминают противогаз с резиновой камерой и двумя трубками, по одной из которых воздух поступает изо рта в мешок, а по другой, пройдя очистку, вновь поступает для дыхания. Объем мешка примерно равен среднему объему легких человека.
824. Когда человек впервые достиг больших глубин?В августе 1934 г. Уильям Биб и Отис Бартон опустились на глубину 934 м в созданной ими батисфере. Еще в 1930 г. они достигли глубины 400 м и выполнили серию погружений; обеспечивало их надводное судно, которое дрейфовало, поддерживая батисферу примерно в метре от дна. При этом Биб переговаривался по телефону с оператором на лебедке и давал ему те или иные указания. Батисфера Биба была предшественницей современных океанографических подводных аппаратов.
825. Как была устроена батисфера Биба?Батисферу сконструировали и построили капитан Джон X. Дж. Батлер и Отис Бартон. Она представляла собой стальной шар диаметром 150 см с толщиной стенок 3 см и была рассчитана на давление воды на глубине 1500 м. Батисфера имела люк диаметром 35 см, два иллюминатора из кварцевого стекла диаметром 15 см и рули, предназначенные для того, чтобы она не вращалась, как волчок, во время спуска на стальном тросе. На батисфере имелись баллоны с кислородом, прожекторы и телефонная связь с надводным судном, но не было ни двигателя, ни системы регенерации воздуха. Не было на ней и средств, аварийного подъема: если бы лопнул трос, связывающий батисферу с поверхностью, спасти ее было бы невозможно. Сейчас батисфера Биба хранится в Смитсонианском институте в Вашингтоне.
826. На какую глубину опускался человек в океане?23 января 1960 г. Жак Пиккар и лейтенант ВМС США Дональд Уолш в батискафе «Триест» на глубине 10 919 м достигли дна во впадине Челленджер (Марианский желоб) — самом глубоком месте Мирового океана. Температура воды на этой глубине была 2,4 °C (минимальная температура, равная 1,4 °C, наблюдалась на глубине 3600 м).
Сконструировал и разработал батискаф «Триест» отец Жака, знаменитый швейцарский исследователь стратосферы Огюст Пиккар. В 1953 г. «Триест» был испытан в Средиземном море, а в 1958 г. приобретен военно-морским флотом США.
827. Сколько времени «Триест» опускался на дно Марианского желоба?Погружение началось в 8 час. 23 мин. 23 января 1960 г. Запись в вахтенном журнале свидетельствует о том, что Пиккар и Уолш достигли дна в 13 час. 06 мин. Таким образом, для погружения на глубину 10 919 м потребовалось 4 час. 43 мин.
Некоторые погружения французского батискафа «Архимед» в желобе Пуэрто-Рико происходили гораздо быстрее — 1 м 80 см в секунду.
828. Как устроен батискаф типа «Триест»?Батискафы 60-х годов отличаются от батисферы Биба отсутствием- материальной связи с надводным судном (батисфера Биба опускалась с обеспечивающего судна на тросе). «Триест» и подобные ему погружаемые глубоководные аппараты можно назвать «подводными воздушными шарами». Большая сферическая стальная гондола, где размещаются экипаж и наблюдатели, аналогична гондоле воздушного шара. Удлиненный разервуар, к которому прикреплена сфера, создает плавучесть и аналогичен баллону воздушного шара. Этот резервуар, заполненный бензином, который легче воды, способен в случае необходимости поднять аппарат на поверхность. Перед спуском в специальные цистерны укладывается балласт — несколько тонн железной дроби. Перед подъемом на поверхность эти цистерны открывают, и балласт сбрасывается. Небольшие двигатели, работающие от аккумуляторов, приводят в движение винт, рулевое управление и другое оборудование, обеспечивающее батискафу некоторую маневренность. Однако аппараты типа «Триест» не предназначены для длительных исследований вблизи дна. Они были сконструированы как «лифты», способные доставить человека на самые большие глубины в океане и вернуть обратно.
829. Когда Кусто начал вести работы на своем ныряющем блюдце?Его первое ныряющее блюдце, «Дениза», вошло в строй в 1959 г. Оно брало на борт двух человек, передвигалось со скоростью 1 узел и имело максимальную глубину погружения 300 м. Водоструйные движители делали «Денизу» очень маневренной.
830. Какой глубоководный подводный аппарат впервые достиг глубины 2 км?Это сделал первый аппарат такого типа, «Алвин», 20 июля 1965 г. Пилотировали его Уильям О. Райни и Марвин Дж. Маккамис. Погружение произошло ровно за 4 года до высадки Армстронга и Олдрина на Луну и по телевидению не транслировалось.
831. Каковы технические характеристики глубоководных погружаемых аппаратов типа «Алвин»?«Алвин» имеет в длину 6,6 м, в ширину 2,4 м, водоизмещение его составляет 13 т. Корпус «Алвина» представляет собой сферу диаметром 1 м и с толщиной стенок 3,3 см. Она выполнена из высокопрочной стали, созданной специально для атомных подводных лодок. На борту «Алвина», как и космического корабля, помещаются два человека экипажа. Он, между прочим, оснащен многими из тех малогабаритных электронных приборов, что разработаны для космической программы; объясняется это необходимостью вместить все нужное оборудование в тесную кабину. Иллюминаторы на «Алвине» сделаны из плексигласа, на выносных кронштейнах укреплены светильники. «Алвин» снабжен тремя винтами; большой винт служит для горизонтального перемещения, а два маленьких — в основном для подъема на поверхность.
Другие глубоководные аппараты, например «Дип-Квест», изготовленный фирмой «Локхид», сделаны из высокопрочной стали, предназначавшейся первоначально для корпусов ракет. Специфична конструкция «Алюминаута» — он сделан из алюминия.
832. В чем разница между подводными аппаратами типа «Алвин» и типа «Триест»?Оба эти аппарата предназначены для глубоководных погружений, но возможности их совершенно различны. «Триест» прежде всего батискаф, он не предназначен для маневрирования. Он работает как «глубоководный лифт», опуская наблюдателя в заданную точку и поднимая его снова на поверхность. С его помощью можно совершать лишь ограниченные перемещения вблизи океанского дна. В отличие от «Триеста», такие глубоководные аппараты, как «Алвин», «Дип-Квест», «Алюминаут», «Дип-Стар» и еще десяток других, способны не только погружаться на большие глубины, но и перемещаться в горизонтальном направлении, находясь на глубине или у дна, со скоростью до нескольких узлов.
833. Что показал опыт эксплуатации «Алюминаута»?«Алюминаут» был построен компанией «Рейнольде металл», чтобы продемонстрировать возможности алюминия как материала для изготовления корпусов глубоководных аппаратов. «Алюминаут» хорошо зарекомендовал себя во время поисков потерянной у берегов Испании водородной бомбы, а также при подъеме глубоководного аппарата «Алвин», затонувшего на глубине около 1,5 км. «Алюминаут» сконструирован для работы на глубинах до 4500 м с экипажем 6 человек.
834. Какой глубоководный аппарат совершил самое длительное погружение?Обычно исследовательские глубоководные аппараты погружаются на короткое время. Однако «Бен Франклин», построенный фирмой «Грумман эркрафт», поставил рекорд непрерывного погружения. Он дрейфовал в погруженном состоянии в Гольфстриме 30 суток, с 14 июля по 14 августа 1969 г., проплыв за это время 1444 мили.
835. Каковы основные технические и эксплуатационные характеристики «Бен Франклина»?«Бен Франклин» был разработан компанией «Грумман эркрафт» как глубоководная лаборатория. Его длина 15 м, ширина 4 м, высота 6 м. Диаметр внутреннего корпуса 3 м. Водоизмещение 138 т, полезный груз 8 т, рабочая глубина погружения 600 м, предельная глубина — 1700 м. Двенадцать человек экипажа могут работать на нем в течение 4 недель. Скорость его передвижения может достигать 4 узлов. 29 иллюминаторов служат для визуальных наблюдений и для проведения фото- и киносъемок.
836. Что нового узнали в результате дрейфа «Бен Франклина»?Один из главных сюрпризов состоял в том, что в Гольфстриме оказалось очень мало рыбы. Это связано, по-видимому, с недостатком пищи для рыб. Глубинный рассеивающий слой в самом потоке не был обнаружен, он был замечен лишь на кромках Гольфстрима.
В северной части Гольфстрима скорость дрейфа составляла более 3 узлов, тогда как ожидалась скорость порядка 1–1,5 узла.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "1001 вопрос об океане и 1001 ответ"
Книги похожие на "1001 вопрос об океане и 1001 ответ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Гарольд Дубах - 1001 вопрос об океане и 1001 ответ"
Отзывы читателей о книге "1001 вопрос об океане и 1001 ответ", комментарии и мнения людей о произведении.