Владимир Коваленко - Крылья Севастополя

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Крылья Севастополя"
Описание и краткое содержание "Крылья Севастополя" читать бесплатно онлайн.
Автор этой книги — бывший штурман авиации Черноморского флота, ныне член Союза журналистов СССР, рассказывает о событиях периода 1941–1944 гг.: героической обороне Севастополя, Новороссийской и Крымской операциях советских войск. Все это время В. И. Коваленко принимал непосредственное участие в боевых действиях черноморской авиации, выполняя различные задания командования: бомбил вражеские военные объекты, вел воздушную разведку, прикрывал морские транспортные караваны
Разведана последняя цель, можно брать курс на аэродром. Кратчайший путь - напрямик, через Крымский полуостров, но я даю Уткину курс на Тарханкут, чтобы пройти вдоль западного берега Крыма, мимо Евпатории, Севастополя и Ялты, захваченных врагом. Особенно отвлекаться при этом нельзя: слева - Евпатория, там вражеский аэродром, истребители. Внимание и еще раз внимание!
Я глянул в сторону Евпатории, взгляд скользнул по морской глади и у самого берега наткнулся на огромный «лапоть», окруженный черными точками. Это был транспорт! И скорее всего именно тот - «летучий голландец»!
- Миня! - закричал я. - Смотри, слева, кажется, «голландец»!
- Ну да?
- Разворот влево!
Мы проходим над караваном, я включаю фотоаппарат, а сам смотрю вниз. Прямо под нами - огромный корабль, по всем признакам - пассажирский лайнер, только окрашен не в светлые, а в темные тона. Несомненно, это «летучий голландец», как его окрестил Уткин. Над караваном, намного ниже нас, ходит пара «худых», на аэродроме курятся пыльные вихорки - взлетают новые истребители. Но нам они не страшны - на такую высоту доберутся не скоро, да и вряд ли полезут, - караван они защищают не от разведчиков.
- Отворачивай в море, - говорю Уткину, - будем сообщать координаты. Витя! - вызываю радиста Бондарева. - Быстренько кодируй: обнаружен транспорт водоизмещением десять тысяч тонн, квадрат… квадрат сейчас дам…
- Я готов, штурман, - весело откликается радист.
Мы отошли подальше от берега, Уткин положил машину в неглубокий вираж, и самолет стал описывать над морем огромные круги. В эфир понеслись зашифрованные координаты. Цифра за цифрой, цифра за цифрой.
Я смотрел на карту и думал: каким же образом этот лайнер попал к берегам Евпатории? Напрямую из Констанцы? Непохоже. Рискованно. Вдоль берега? Не успел бы. А может?… Я схватил линейку, разделил на скорость. Получается. Точно! Хитер, гад! Значит, он примерно до Сулины шел вдоль румынского берега, потом вместо того чтобы идти на Одессу, в самом узком месте ночью пересек [176] море, вышел к Тарханкуту и вот к утру оказался у этих берегов, под прикрытием своей авиации и кораблей. Так вот почему мы его не находили на более вероятных, южных маршрутах!
- Миня, это «голландец», точно, - говорю Уткину. - Я подсчитал: от траверза Сулины он махнул прямо сюда.
- Хитер гад! А мы его искали где.
Голос Бондарева:
- Вылетают торпедоносцы. Приказано включить наведение при подходе к цели.
- Ясно. Скажу, когда надо будет.
Это дело знакомое. В море нет заметных ориентиров, к которым можно было бы «привязать» цель, кругом - вода. Поэтому указывается прямо квадрат - приблизительное место нахождения судов. С большой высоты караван виден далеко, а у торпедоносцев, идущих на бреющем, обзор ограниченный, Вот им и помогает разведчик: отходит в сторону от каравана, включает радиопередатчик, и торпедоносцы идут, как на радиомаяк. Такое взаимодействие позволяет им выходить на удар неожиданно, с ходу, а неожиданность для торпедоносца - половина успеха.
Мы обнаружили караван недалеко от берега, торпедоносцы могли бы найти его и без наведения, но для уточнения своего местонахождения придется подойти поближе к береговой черте, а это рискованно - могут засечь береговые наблюдательные посты, внезапность будет потеряна, да и истребители врага рядом. Потому и дали задание на наведение.
Но хватит ли у нас горючего? Уже пятый час в воздухе. Пока придут торпедоносцы - еще часа полтора. Да на обратный путь - не меньше часа. Итого около семи часов. Многовато!
- Сколько горючего осталось?
Уткин щелкает переключателем, вижу, как шевелит губами - считает.
- Максимум на два с половиной часа.
Да, туговато.
- В обрез. Экономь бензин.
- Долетим на самолюбии.
У Мини сегодня хорошее настроение.
Радист сообщает: торпедоносцы уже в воздухе.
- Пор-р-ядок! - откликается Миня.
Несколько раз проходим над караваном. Две пары «худых» все время кружатся над кораблями, при нашем [177] приближении начинают набирать высоту, но далеко от охраняемого объекта не отходят.
Скоро надо включать передатчик для наведения ударной группы.
- Штурманйц! - Даже голос у Уткина звонче обычного. - Идея есть. Выложить?
- Выкладывай.
- Давай уведем «худых», когда придут торпедошники.
- А как?
Он «выкладывает» идею. Она не так уж оригинальна, довольно рискованна, но рациональное зерно в ней есть. Попробовать можно.
Радист сообщает последние координаты торпедоносцев. Смотрю на карту: траверз мыса Херсонес.
- Включай передатчик!
Под нами море. До каравана добрых километров тридцать. Оттуда наш самолет не виден, но радиолокаторы, если они есть на транспорте, все равно следят за нами. Пусть следят, так и надо. Зато ударную группу, идущую на малой высоте, локаторы пока «не берут». А это - главное.
На юге, далеко над морем, возникают черные точки. Они быстро растут, приближаются, у них вырастают крылья. Шесть крылатых теней. Это наши торпедоносцы. Они тоже заметили нас.
- Курс! - слышу голос ведущего.
Это значит: идти прямо на караван, который им пока не виден.
- Пошли, брат Володимир! - говорит Уткин.
- Пошли!
Миня переводит самолет в крутое планирование, нацеливается прямо на транспорт. Моторы ревут, свист за бортом нарастает с каждой секундой. Стрелка указателя скорости медленно, но неуклонно ползет вниз, а крупная белая стрелка альтиметра ошалело отсчитывает потерянные сотни метров высоты.
В этом и заключалась идея Уткина: разогнать самолет до предела на снижении, проскочить над караваном и увести за собой немецкие истребители. Они, конечно, кинутся за нами, подумают, что мы собираемся бомбить, а в это время внизу ударят торпедоносцы.
Стрелка альтиметра продолжает отсчитывать потерянную высоту. Тысячу, две тысячи, три тысячи потеряно… Гул моторов и свист рассекаемого на огромной скорости [178] воздуха нарастает. Самолет мелко подрагивает. Оглядываюсь на Уткина: губы сжаты, прищуренными глазами он впился в транспорт и, кроме него, кажется, ничего больше не видит. Для нас сейчас главное - скорость. Но нужно следить и за тем, чтобы не потерять слишком много высоты.
Говорю стрелкам:
- Внимание за воздухом!
Глянул на альтиметр: высота около четырех тысяч метров. Больше снижаться нельзя.
- Миня, горизонт!
Нос самолета полез вверх, замер на линии горизонта, но моторы взревели еще сильнее: Миня включил форсаж. Истребители кинулись к нам наперерез, но они ниже, а с набором высоты нас не догнать.
- Клюнули! - кричу Уткину. - Пошли за нами. Отворачиваем влево, в море.
Уходим к Тарханкуту уже не снижаясь, а набирая высоту. Стрелки докладывают:
- «Мессеры» уже близко, ниже нас.
- Внимание! Проверьте пулеметы, - говорю стрелкам.
«Ду- ду-ду! Ду-ду-ду!»
- Порядок - работают как часы.
- Заходят в атаку.
«Ду- ду-ду! Ду-ду-ду!» Это уже огонь по «худым».
И вдруг радостный крик Виктора Бондарева:
- Ура! Транспорт накрылся!
Я оглядываюсь назад: над транспортом огромная шапка взрыва. Она медленно расползается, совершенно закрывая корабль.
Бондарев сообщает:
- «Худые» бросили нас, кинулись к каравану.
Ясное дело, теперь им не до нас. Говорю Уткину:
- Надо пройти над караваном, зафиксировать результат.
- Пошли, - отвечает Уткин.
Проходим прямо над транспортом, он, окутанный дымом, лежит на боку, вот-вот погрузится в морскую пучину. Фотографирую. Маленькие «охотники» мечутся вокруг, оставляя позади белые буруны, видимо, спасают тонущих. Не видно и истребителей в воздухе. Наверное, погнались за торпедоносцами.
Уходим в море подальше, обходим мыс Херсонес. Теперь курс - на аэродром. [179]
Торпедоносцы радируют: задание выполнено, возвращаемся без потерь.
Все хорошо. Миня улыбается. Таким веселым в воздухе я его еще не видел. И погода - чудо! Уже виден гористый берег. Скоро аэродром.
И вдруг Миня говорит:
- Салютнуть бы!
- Что-что? - не понял я.
- Салютнуть бы, - повторяет Уткин.
Когда после успешного воздушного боя возвращаются «домой» истребители, они проходят низко над аэродромом, потом делают крутую «горку» и дают длинную пулеметную очередь, иногда - несколько, в зависимости от того, сколько сбили вражеских самолетов. Так сказать, рапортуют о победе. Торпедоносцы и бомбардировщики тоже начали салютовать, особенно после удачных ударов по кораблям в море. Каждый потопленный вражеский транспорт - салют! Разведчики же такой привилегии не имели. И в самом деле: о чем салютовать разведчику? Об удачной фоторазведке порта? Об обнаруженных на переходе кораблях? Но обнаружить - это еще не значит уничтожить. В общем, неброская у разведчиков работа. Потому о салютах среди них даже разговоров не возникало. И вот Миня заявляет: «Салютнуть бы».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Крылья Севастополя"
Книги похожие на "Крылья Севастополя" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Коваленко - Крылья Севастополя"
Отзывы читателей о книге "Крылья Севастополя", комментарии и мнения людей о произведении.