» » » » Феликс Кандель - Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи.


Авторские права

Феликс Кандель - Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи.

Здесь можно купить и скачать "Феликс Кандель - Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство «Гешарим – Мосты культуры», год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи.
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-593273-384-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи."

Описание и краткое содержание "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи." читать бесплатно онлайн.








Еврейство Польши переживало тяжелые времена. "Тяжко согрешили мы перед Господом‚ – говорилось в воззвании Коронного Ваада. – Смута растет с каждым днем; всё труднее становится нам жить; наш народ не имеет никакого значения среди других народов. Удивительно даже‚ как это‚ невзирая на бедствия‚ мы еще существуем. Единственное‚ что нам остается делать‚ это объединиться в один союз‚ в духе строгого послушания заветам Божьим и предписаниям наших благочестивых учителей и вождей".


6

"Селения запорожских казаков‚ – отмечал путешественник‚ – есть сборище многоразличнейших народов... Запорожцы допускают в свое братство всех вообще без различия национальности‚ если поступающий принимает греческую веру". Среди прочих служили в Запорожской Сечи и казаки-евреи. В "Реестре всего войска Запорожского" за 1649 году названы их имена: Иван Лейба, Трофим Коган, Иван Жидовкин, Демко Юдай, Василь Жидовец, Васька Лейба и другие. Одни из них принимали православие под страхом смерти‚ других похищали казаки еще в малом возрасте‚ насильно крестили и готовили затем для военной службы.

Иван Иванович Перекрестов‚ сын крещеного еврея (такую фамилию обычно давали выкрестам)‚ стал полковником Ахтырского слободского полка в конце семнадцатого века‚ отличался доблестью и страстью к стяжательству. Одни из подчиненных жаловались на притеснения Ивана Перекрестова‚ а другие уверяли‚ что "опричь его другого такого разумного человека нет". В 1704 году Перекрестова отстранили от должности по высочайшему повелению‚ а его огромные имения отобрали в казну.

Жил в Запорожской Сечи полковник Григорий Герцик‚ сын крещеного казацкого полковника. Был близок к гетману Мазепе, бежал вместе с ним после поражения шведов под Полтавой, в изгнании получил звание генерального есаула. Герцик ездил для переговоров в Стамбул‚ чтобы с помощью Турции создать независимую Украину‚ был арестован в Варшаве по распоряжению русского резидента. Его отправили в Петербург и допросили; сохранился протокол "Допроса Григория Герцика об участии его в измене Мазепы". Находился затем в Москве под строгим караулом‚ занимался лекарской практикой и так обеднел со временем‚ что не смог похоронить жену за свой счет. Получал на прокорм по 25 копеек в день и в Москве‚ скорее всего‚ умер.

В документах Запорожской Сечи восемнадцатого века есть упоминания о евреях-казаках‚ которые "выполняли службу верно и радетельно". Вот имена некоторых из них: Василий Перехрист – "родился от евреина Айзика"‚ Иван Перехрист – "взят из жидовской школы набежавшими туда запорожскими казаками"‚ Семен Чернявский – "святое крещение восприняв‚ записался в казаки и на верную службу присягу принял"‚ Степан Заведовский – "родился в турецком городе Хотине в законе еврейском"‚ Моисей Горлинский – "вывезенный из Бахчисарая жид"‚ Иван Ковалевский – "еврейской породы"‚ Яков Крыжановский – "евреин".

Среди духовенства Украины тоже попадались крещеные евреи: архимандрит Владимир Крыжановский (эту фамилию часто давали выкрестам в Польше)‚ игумен Иннокентий‚ священник Яков Маркович. Казак Иван Ковалевский стал полковым старшиной‚ был посвящен затем в священники, умер на Украине протоиереем. В Сергиевой семинарии под Москвой преподавал еврейский и немецкий языки крещеный еврей Варлаам – игумен‚ а затем архимандрит. (В 1775 году русские войска разгромили Запорожскую Сечь, арестовали атаманов, а оставшиеся в живых казаки бежали в Турцию.)

Добавим любопытную подробность. В 1940 году еврейский историк С. Боровой защитил докторскую диссертацию по истории евреев Украины; в ней был раздел "Евреи в Запорожской Сечи", основанный на архивах казацкой Сечи. Через десять лет после этого в СССР шла борьба с "безродными космополитами". Секретарь по идеологии Одесского обкома компартии упомянул в своем докладе профессора, "который разыскал в Запорожье Янкелей и Ицек", – зал встретил это сообщение хохотом.


В 1672 году турки захватили Подолию и назначили Юрия Хмельницкого‚ младшего сына Богдана Хмельницкого‚ гетманом над правобережной Украиной с резиденцией в Немирове. Когда богатый еврей Аарон женил своего сына‚ не испросив разрешения у гетмана‚ тот повелел привести его к себе‚ но Аарон бежал. И тогда по приказу Хмельницкого жена Аарона была "живая облуплена"‚ то есть с нее содрали кожу. Аарон поехал в Каменец-Подольский, пожаловался на Хмельницкого паше‚ а тот сообщил об этом в Стамбул. По указу из Стамбула Юрия Хмельницкого вызвали в Каменец и устроили очную ставку с Аароном. Хмельницкий не смог оправдаться и по решению суда был казнен.


***

Летописец Натан Ганновер, автор исторической хроники "Пучина бездонная", жил в Заславле на Украине, бежал от преследований казаков Хмельницкого, скитался по Европе – Германия, Голландия, Италия, Молдавия; поселился, наконец, в Моравии, чтобы обрести покой на старости лет, и был убит во время военных действий. Его хроника начинается такими словами: "Я тот муж, глаза которого узрели жезл гнева, которым разил Господь народ израильский..."

Раввин Меир из польского города Щебржешина составил хронику тех страшных лет под названием "Тяготы времен" – "о годах, подобных головне дымящейся и мечу обоюдоострому... дабы пробудить всех скорбной песней о тысячах убитых, чтобы не стали их души добычей забвения".

Летописцем времен хмельничины был и раввин из Вильно Саббатай га-Коген, который написал "Свиток тягот" "о злых делах и тяжелых бедах". Его хроника заканчивается такими словами: "Да отомстит Господь за кровь Своих рабов, которая, словно вода, орошала камни и деревья. Отомстит... за праведных мучеников, за ученых и мудрых, за… раввинов, канторов, служек, синагогальных певчих, за юношей и девушек, мальчиков и девочек, за почтенных учителей и их юных учеников".

В семье историка С. Дубнова хранилась память об их предке рабби Йосефе, свидетеле зверств казаков Хмельницкого в городе Дубно на Волыни. Дубнов писал: "На могилах этих мучеников ежегодно плакала вся община… Я живо представляю себе фигуру моего предка рабби Йосефа из Дубно, как он поднимается с постели до рассвета и справляет обряд полночного траура, плачет о судьбе гонимой нации и поет сквозь слезы: ”Доколе плач в Сионе и рыдания в Иерусалиме”…"


 ОЧЕРК ОДИННАДЦАТЫЙ 

Надежды на освободителя. Ожидание прихода Мессии. Саббатай Цви – лжемессия. Вера в него. Предмессианские приготовления. Переход Саббатая Цви в ислам.


"Там было более четырехсот мужчин и женщин‚ которые пророчествовали о наступающем царстве Саббатая Цви. Даже едва лепетавшие дети повторяли его имя. Люди постарше падали сначала в изнеможении‚ изо рта у них текла пена‚ затем они говорили об избавлении и будущем счастье евреев..."


1

В жизни еврейского народа в странах рассеяния было немало гнета‚ преследований‚ страхов перед завтрашним днем. Такая жизнь давала мало радости и спокойствия‚ и люди искали утешения в надеждах‚ что скоро наступят мессианские времена‚ придет избавитель Мессия – Машиах‚ и всё сразу же изменится к лучшему. Вера в избавителя‚ вера в идеальное будущее стала характерной чертой еврейского сознания; она помогала преодолевать гонения и изгнания‚ погромы и преследования‚ большие катастрофы и катастрофы малые. Моше (Моисей) вывел евреев из Египта, освободил от рабства, в Талмуде он назван "первым избавителем" народа; "последним избавителем" будет Мессия.

Каждый день читают евреи молитву о его пришествии. Он будет из рода Давида. Он освободит Иерусалим‚ соберет со всех концов света народ Израиля‚ распределит его по коленам в Святой Земле и установит царство мира. Исполненный духом Божьим и справедливостью‚ Мессия заставит грешников силой своего слова отказаться от греха; у него не будет войска‚ и единственной его опорой станет Всевышний. В таких условиях страна начнет процветать‚ другие народы придут к Мессии на суд и на совет‚ плодами его правления станет мир и порядок в его владениях. "И волк будет жить рядом с ягненком‚ – говорил пророк Исайя‚ – и леопард будет лежать с козленком; и телец‚ и молодой лев‚ и вол будут вместе; и маленький мальчик будет водить их... Ибо полна будет земля знанием Господа‚ как полно море водами… И будет жить народ мой в обители мира‚ в жилищах безопасных и в покоях тихих".

Существуют разные толкования будущих мессианских времен‚ но все они сходятся в одном: еврейский народ вернется на свою землю, заживет спокойно и счастливо под властью Мессии. Евреи верили в это всегда и везде; верили в это и евреи Польши. Но когда разразилась страшная катастрофа, казаки Хмельницкого уничтожили сотни еврейских общин‚ оставив за собой неисчислимые жертвы‚ в сознании оставшихся в живых‚ отчаявшихся и обезумевших от ужаса созрела мысль: "Так жить нельзя!" Что-то должно свершиться – теперь‚ немедленно‚ чтобы положить конец бесконечным народным страданиям. Один из беглецов писал в те дни в страстной мессианской тоске: "Боже‚ когда же наконец наступит время последних чудес? Ты видишь: Твои сыновья и дочери отданы в руки чужого народа. Покажи же нам чудеса‚ как во дни нашего исхода из Египта!"


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи."

Книги похожие на "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Феликс Кандель

Феликс Кандель - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Феликс Кандель - Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи."

Отзывы читателей о книге "Евреи России. Времена и события. История евреев российской империи.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.