» » » Владимир Грибовский - Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг.


Авторские права

Владимир Грибовский - Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг.

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Грибовский - Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Гангут, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Грибовский - Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг.
Рейтинг:
Название:
Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг.
Издательство:
Гангут
Год:
2012
ISBN:
978-5-904180-55-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг."

Описание и краткое содержание "Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг." читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена отдельным страницам истории российского Черноморского флота. Она начинается очерком о зарождении российского регулярного флота при Петре I, о его строительства и коротком боевом пути на Азовском море. Отдельные очерки посвящены русско-турецкой войне 1787—1791 гг., развитию тактики парусного флота в войнах XVIII в, флотоводческому искусству адмирала Ф.Ф. Ушакова, русско-турецкой войне 1877—1878 гг.

Последние три очерка описывают события Первой мировой войны 1914 — 1917 гг., борьбу Черноморского флота с германским линейным крейсером «Goeben», междоусобную гражданскую войну и интервенцию, которые фактически привели к гибели нашего Черноморского флота.






Это же относилось к английским и российским флагманам. Между прочим, труд П. Госта был переведен на английский и русский язык только во второй половине XVIII века. У нас первый, но неудачный перевод появился еще при Петре I, но полный перевод был напечатан только в 1764 году в Морском корпусе его директором И.Л. Голенищевым-Кутузовым. С ним, в частности, почти наверняка был знаком гардемарин Ф.Ф.Ушаков, ставший мичманом в 1766 году. В истории европейских флотов XVIII века мы видим множество примеров творческого использования тактических приемов. Например, известный английский адмирал Д. Рук в 1702 году со своим флотом ворвался в испанский порт Виго и захватил или уничтожил почти все бывшие там французские и испанские корабли. Через два года (1704) он же сражался с французами в открытом море — при Малаге, где, как и его противник, стремился к удержанию флота в кильватерной колонне.

Российский флот в те годы был сравнительно молодым. Первые крупные его победы — Гангут (1714) и Гренгам (1720) — были одержаны на галерах. При о. Эзель (1719) наш флот одержал победу в открытом море при подавляющем превосходстве в силах. Это отнюдь не умаляет заслуг Н.А. Сенявина, ставшего первым адмиралом из природных россиян, если не считать самого Петра Великого и его ближайших сотрудников Ф.И. Головина, Ф.М. Апраксина и А.С. Меньшикова. Однако Н.А. Сенявину не довелось водить в бой большие флоты.

Это же, впрочем, касается и лучших из иностранных офицеров, принятых Петром I в русскую службу. Самый известный из них — К.И. Крюйс, норвежец по происхождению и голландец по службе (экипажмейстер), никогда ранее не командовал большим военным кораблем или эскадрой. Выдающийся администратор и организатор, Крюйс не сумел или не получил возможности проявить себя выдающимся флагманом. Это же относится и к несомненно опытным морякам Шельтингу и Сиверсу. Определенные заслуги принадлежат и норвежцу П. П. Бредалю, который в российском флоте прошел путь от унтер-лейтенанта до вице-адмирала, но он также не управлял линейным флотом в сражениях. Такое испытание не выпало и англичанину на русской службе (с 1717 г.) адмиралу Т. Гордону, который в 1734 году водил большой флот к Данцигу (французы тогда не смогли выставить достаточных сил и отступили без боя).

В русско-шведскую войну 1741–1743 годов на главные роли выдвигаются уже бывшие петровские офицеры — адмиралы З.Д. Мишуков и Н.Ф. Головин. Оба они, особенно первый, не проявили должной энергии и предприимчивости, а их действия, мягко говоря, не носили печати военных дарований. Здесь следует упомянуть, что к этому времени наш флот лишился двух весьма способных флагманов — Н.А. Сенявина и В.А. Дмитриева-Мамонова, жизни которых в 1738 и 1739 годах (во время войны с Турцией) унесла чума.

В Семилетнюю войну 1756–1762 годов флот водили тот же З.Д. Мишуков (с тем же искусством), а потом — вице-адмирал А.И. Полянский. Морских сражений в эту войну не было: Пруссия своего флота не имела, а английский, занятый борьбой с французским флотом, на Балтику не пошел.

В русско-турецкую войну 1768–1774 годов российский флот впервые сражался во «внешних морях» против большого линейного флота противника. Эта война была также отмечена привлечением на службу иностранных офицеров и флагманов. Среди последних выделялся англичанин капитан бригадирского ранга С.К. Грейг, впоследствии адмирал и командующий флотом в 1788 году в войне со Швецией. Двое других — контр-адмиралы И.Н. Арф и Д. Эльфинстон — принесли мало пользы, а последний даже вред. Из русских флагманов старшими были опытные моряки адмирал А.Г. Спиридов и вице-адмирал А.В. Елманов, отдельной небольшой эскадрой при Патрасе (1772) командовал капитан 1 ранга М.Т. Коняев.

Флот наш в целом действовал успешно (в меру своих сил и возможностей), но не испытал себя в крупных сражениях в открытом море. Чесменская победа 1770 года — одна из выдающихся в мировой морской истории. Но само сражение проходило вблизи берега и на ограниченном пространстве, не допускавшем сложного маневрирования флота. Большая заслуга в достижении победы принадлежит генералу А.Г. Орлову, главнокомандующему, который решился атаковать превосходящие силы противника. В то же время, кому бы ни приписывали замысел атаки турок в Хиосском проливе (А.Г. Спиридову или С.К. Грейгу), этот замысел нельзя признать особенно удачным. Русский флот спускался на линию противника одной колонной, подставляясь под продольные залпы, а диспозиция не предусматривала постановки на якорь (шпринг).

Такой замысел атаки во многом предопределил то, что «Евстафий» (вопреки намерениям) свалился с передовым кораблем турецкой линии «Буркузафер» («Burcuzafer»), и оба загорелись и взорвались с большими потерями в людях.

Организация и тактика российского флота в XVIII веке определялись петровским «Морским уставом» (1720), который содержал также сигналы «корабельные» и «галерные». Управление корабельным флотом осуществлялось сигнальными флагами (ночью — фонарями) и сигнальными выстрелами из пушек. Устав предписывал флагману (генерал-адмиралу) подразделить флот на эскадры и дивизии, тренировать в маневрировании, стремиться занять наветренное положение, но сохранять линию баталии, назначив вне ее фрегаты для репетования (повторения) сигналов, начинать стрельбу с дистанции эффективного огня. С 1757 года во флоте внедрили новый свод сигналов, составленный капитаном 1 ранга А.И. Нагаевым в развитие прежнего.

Сам процесс управления, естественно, был длительным, но и маневры флота, особенно при слабом ветре, занимали много времени. В уставе было даже указание на то, что бы «главные дела» решать «но в письменной консилии». Для этого связь между кораблями в виду противника поддерживалась шлюпками (мы это видим, например, при Фидониси, 1788 г.). Тем не менее много в бою зависело не только от сигналов и коллективных решений, но и от искусства флотоводцев, мастерства их командиров и выучки экипажей.

Как говорилось выше, к XVIII веку уже выработались определенные тактические правила, строгое исполнение которых иногда приводило к проявлению так называемого ложного методизма, т. е. формализма в тактике. В 1731 году в Англии были утверждены Королевский регламент и инструкции Адмиралтейства, в которых расписывалось, как должен адмирал строить свой флот и нападать на противника. Большое внимание уделялось выравниванию линии баталии, занятию наветренного положения относительно флота противника. Строго расписывалось, какие сигналы должен сделать флагман, чтобы вступить в сражение с противником. И вот эти инструкции для некоторых флотоводцев оказались своеобразным «капканом».

Примером такого «капкана» является Тулонское морское сражение 1744 года. Тогда английский адмирал Мэтьюс должен был перехватить франко-испанский флот на переходе морем. Союзники построились в линию баталии при восточном ветре. Англичане заняли наветренное положение. Обе линии (27 и 29 кораблей) растянулись и имели большие промежутки между кораблями и эскадрами. Несмотря на сигнал Мэтьюса «вступить в бой», командиры кораблей авангарда не сближались с противником, а вице-адмирал Лесток со своими арьергардом и вовсе отстал от главных сил. Тогда Мэтьюс вышел из линии и атаковал корабль испанского адмирала. При этом только два командира поддержали своего флагмана, но остальной флот не последовал его примеру, так как Мэтьюс не поднял положенных сигналов. Английский флот продолжал идти в кильватерном строю далеко от французов, а закончилось дело тем, что англичане упустили противника. Потом, когда состоялся суд, правым признали Лестока, который не получил конкретных указаний, как ему следует вступать в бой, а Мэтьюс, который личным примером пытался к этому его побудить, был приговорен к лишению чинов и исключению со службы.

Ошибок Мэтьюса пытался избежать другой английский адмирал — Бинг, которого в 1756 году родина послала освобождать остров Менорка, блокируемый эскадрой французского адмирала Галиссоньера. Французы старались беречь свои корабли, так как их флот был меньше английского. Они не стремились к решительному бою и, пользуясь тактическими рекомендациями Госта, постоянно уходили под ветер от англичан. В этом сражении проявилась осторожная тактика французов. Бинг двое суток потратил на маневрирование для занятия наветренного положения, помня об инструкциях и о суде над Мэтьюсом. Он выстроил линию и дал приказание спуститься на неприятеля. Командир его авангарда неправильно понял сигнал, повернул, бросился на врага и вступил в бой. В это время на одном из английских кораблей сбило фор-стеньгу, и он столкнулся с другим кораблем. Образовалось замешательство. Бинг, помня о том, что Мэтьюс не смог одновременно ввести в сражение весь флот, начал выравнивать линию и не подошел вовремя на помощь к командиру авангарда. В результате английский авангард понес большие потери. После чего Галиссонньер прошел вдоль всего английского авангарда и вновь построил линию, поджидая атаки англичан. Бинг решил не продолжать сражение и ушел в Гибралтар. Он был осужден и расстрелян, но не за нарушение Регламента, как пишут некоторые историки, а за невыполнение поставленной задачи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг."

Книги похожие на "Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Грибовский

Владимир Грибовский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Грибовский - Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг."

Отзывы читателей о книге "Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.