» » » Владимир Грибовский - Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг.


Авторские права

Владимир Грибовский - Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг.

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Грибовский - Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Военная история, издательство Гангут, год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Грибовский - Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг.
Рейтинг:
Название:
Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг.
Издательство:
Гангут
Год:
2012
ISBN:
978-5-904180-55-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг."

Описание и краткое содержание "Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг." читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена отдельным страницам истории российского Черноморского флота. Она начинается очерком о зарождении российского регулярного флота при Петре I, о его строительства и коротком боевом пути на Азовском море. Отдельные очерки посвящены русско-турецкой войне 1787—1791 гг., развитию тактики парусного флота в войнах XVIII в, флотоводческому искусству адмирала Ф.Ф. Ушакова, русско-турецкой войне 1877—1878 гг.

Последние три очерка описывают события Первой мировой войны 1914 — 1917 гг., борьбу Черноморского флота с германским линейным крейсером «Goeben», междоусобную гражданскую войну и интервенцию, которые фактически привели к гибели нашего Черноморского флота.






Российские крейсерские суда не без успеха преследовали рассеявшиеся малые корабли противника. Ими были захвачены турецкие лансон, бригантина и севшая на мель плавучая батарея.

Общие потери турецкого флота в сражении составили 2 линейных корабля и 3 малых судна. 733 человека попали в плен, включая адмирала и четырех командиров. Некоторые исследователи (например, Р. Скаловский), на основании ряда документов, в том числе донесения Г.А. Потемкина императрице, считали, что еще один 74-пушечный корабль Арнаут-Асан-капитана и несколько мелких турецких судов затонули от пробоин в свежую погоду при отступлении. Потери турецкого флота в людях, кроме пленных, по приблизительной оценке составили не менее 1400 человек убитых и раненых, из которых до 700 матросов и офицеров погибли вместе с «Мансурие».

После сражения Хюсейн-паша собрал свои потрепанные корабли у м. Калиакрия (западный — румелийский берег Черного моря), после чего вскоре направился в Босфор, где турецкий флот разоружился в Терсане. В ноябре пленные сообщили русским слухи, ходившие в Константинополе: «Капитан-паша по приходе со флотом рапортовал облыжно, якобы он флот наш разбил, однако скоро узнали то, что они весьма разбиты и имеют великую потерю в судах, в то же время капитан-паша пропал безызвестно, думают, что бежал».

Повреждения кораблей российского флота в целом были незначительны. На «Рождестве Христовом», «Святом Александре Невском», «Петре Апостоле» требовали замены простреленные мачты (по одной), у других кораблей имелись лишь легкие повреждения рангоута и парусов, а на «Святом Павле» от своей стрельбы разорвалось одно орудие на верхней палубе. Из личного состава выбыли 46 нижних чинов, из которых 21 человек погиб в сражении.

В результате поражения турецкого флота у Тендры и его отступления российский Черноморский флот Ф.Ф. Ушакова благополучно соединился с Лиманской, эскадрой и 8 сентября 1790 года, усиленный новыми кораблями, возвратился в Севастополь. Важным стратегическим результатом сражения явилось завоевание флотом господства в северной части Черного моря. Это позволило русским постоянно поддерживать коммуникацию Лиман — Севастополь, а 29 сентября — 1 октября беспрепятственно перевести в Севастополь Таганрогскую эскадру капитана бригадирского ранга С.А. Пустошкина, включавшую два новых 46-пушечных корабля «Царь Константин» и «Федор Стратилат», бригантину и 10 крейсерских судов.

Победа у острова Тендра получила высокую оценку главнокомандующего и императрицы Екатерины II. Так, генерал-фельдмаршал князь Г.А. Потемкин-Таврический 1 сентября 1790 года посетил «Рождество Христово» на рейде против Гаджибея, собрал и поздравил с победой командиров кораблей. Сражение у Керчи и у Тендры главнокомандующий считал важнейшим аргументом на переговорах с турками о заключении мира и упрекал османских военачальников в сокрытии поражений: «Бездельник их капитан-паша, будучи разбит близ Тамана, бежал с поврежденными кораблями, как курва, и теперь еще пять судов починяют, а насказал, что у нас потопил несколько судов. Сия ложь у визиря была публикована. На что они лгут и обманывают себя и государя? Теперь еще у флота было сражение, где они потеряли “Капуданию”, и еще большой корабль взят, на котором капитан был Кара-Али… Но все оные суда и люди были бы целы, если бы уже мир был сделан». В донесении императрице от 5 сентября 1790 года Потемкин писал: «Я не могу довольно описать храбрости, искусства и доброй воли командующего контр-адмирала и кавалера Ушакова. Эскадренный командир бригадирского ранга капитан и кавалер Голенкин и все командиры кораблей заслуживают высочайшую В.И.В. милость»{46}.

Милость не замедлила воспоследовать: Ф.Ф. Ушаков в числе первых контр-адмиралов был удостоен ордена Святого Георгия 2-й степени и пожалования земли с 500 крестьянами в Белоруссии. Орден Святого Георгия 3-й степени получил произведенный в капитаны генерал-майорского ранга Г.К. Голенкин, 4-й степени — генеральс-адютант князя Потемкина М.Л. Львов, бывший в сражении на «Рождестве Христовом». Позднее орденов Святого Георгия 4-й степени были удостоены также командиры отличившихся кораблей — капитаны 1-го ранга К.А. Шапилов, P.P. Вильсон, Ф.Я. Заостровский, Н.Л. Языков, М.И. Обольянинов, М.М. Ельчанинов, Ф.В. Поскочин, а также флаг-капитан Ушакова — капитан 2-го ранга П.А. Данилов. Многие офицеры Черноморского флота получили другие награды и чины «за отличие».

Победа у Тендры была обеспечена лучшей подготовкой артиллеристов российского флота, хорошей выучкой его личного состава в целом, а также тактическим искусством командующего. В тактике Ф.Ф. Ушакова при Тендре примечательны активный наступательный характер (отсюда — стремление занять наветренное положение и захватить инициативу, желание сражаться на короткой дистанции), умелая реализация принципов внезапности (быстрое сближение без перестроения в линию баталии), сосредоточение сил на главном направлении (концентрация большей части флота в передовой части боевого порядка, удар по флагманским кораблям), взаимная поддержка (как в бою в линии баталии, так и в погоне за противником).

По опыту Тендровского сражения ГА. Потемкин специальным ордером от 29 сентября 1790 года предписал Ф.Ф. Ушакову сформировать особую «эскадру кейзер-флага» (корабль и два фрегата) для совместной с кораблем «Рождество Христово» атаки флагманского корабля турок. «Требуйте от всякого, — писал в этом ордере главнокомандующий, — чтоб дрались мужественно, или лучше скажу — по-черноморски (курсив подлинника — Авт.), чтоб были внимательны к исполнению повелений и не упускали полезных случаев».

В кампании 1790 года таких «случаев» более не представилось. С 16 октября по 14 ноября этого года Ф.Ф. Ушаков с 14 линейными кораблями, 4 фрегатами и другими судами совершил поход для прикрытия устьев Дуная, куда прошла Лиманская гребная флотилия, и для поисков турецкого флота. Противник обнаружен не был, и российский флот, борясь с осенней непогодой, вернулся в Севастополь.

11 января 1791 года контр-адмирал Ф.Ф. Ушаков ордером Г.А. Потемкина был назначен «старшим членом Черноморского адмиралтейского правления» — фактически старшим морским начальником на Черном море, т. е. командующим всем флотом и военными портами под общим руководством главнокомандующего. Это назначение, отдавая в руки Ушакова не только все плавающие корабли, но и тыловые структуры флота, позволило ему наилучшим образом подготовить флот к кампании 1791 года.


Лиманская гребная флотилия на Дунае. Взятие Измаила

Победа при Тендре и фактическое завоевание господства на море российским флотом имели особое значение и для сухопутных операций. Лиманская (Днепровская) гребная флотилия, под командованием генерал-майора И.М. де-Рибаса, беспрепятственно вышла из Днепровского лимана и сосредоточилась у Гаджибея, с целью дальнейшего следования на Дунай. Там 4 октября 1790 года русские войска подошли к сильной турецкой крепости Измаил, имевшей 35-тысячный гарнизон лучших войск и до 265 орудий. Флотилии предстояло очистить Дунай от турецких судов и обеспечить осаду Измаила со стороны реки.

17 октября де-Рибас с флотилией из 38 судов и 800 человек десанта на транспортах вышел из Гаджибея к устью Днестра, где на следующий день соединился с запорожскими казаками на 48 лодках.

20 октября флотилия вступила в бой с 23 турецкими судами и двумя береговыми батареями (13 орудий), прикрывавшими вход в Сулинское гирло Дуная. Высаженный флотилией десант из 600 человек овладел батареями, а суда ее атаковали турок, которые после упорного боя отошли вверх по реке. 21 октября де-Рибас вошел в Дунай. В бою была потоплена турецкая плавучая батарея и захвачены 7 транспортных судов.

6 ноября авангард флотилии под командованием капитана I ранга Ф.А. Ахматова в составе 8 судов атаковал турецкую флотилию из 17 гребных судов у небольшой крепости Тульча. Во время боя были уничтожены 2 турецкие канонерские лодки и 4 лодки захвачены. Остальные отступили от крепости, которая и была занята на следующий день десантом с судов Ахматова, усиленных десантами подошедших других отрядов флотилии. Трофеями русских стали 40 транспортных судов, 10 орудий и большое количество боеприпасов.

Вслед за Тульчей наступила очередь другой небольшой крепости — Исакча, для занятия которой был послан отряд капитан-лейтенанта К. Литке. В бою 13 ноября русские сожгли 22 турецких лансона, захватил 10, а десант занял крепость и город.

Сам де-Рибас возглавил действия на Измаильском направлении, где ему удалось разгромить довольно многочисленную турецкую флотилию, жалкие остатки которой бежали вверх по Дунаю. В период с 18 по 27 ноября было потоплено и сожжено 43 турецких вооруженных лансона, 45 транспортных судов, 10 лодок, 1 шхуна и более 40 паромов{47}.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг."

Книги похожие на "Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Грибовский

Владимир Грибовский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Грибовский - Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг."

Отзывы читателей о книге "Российский флот на Черном море. Страницы истории. 1696-1924 гг.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.