Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Психология общения. Энциклопедический словарь"
Описание и краткое содержание "Психология общения. Энциклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.
Настоящее энциклопедическое издание подводит итог осуществления первого в России проекта по теме «Психология общения». Более 1100 статей словаря, написанные 340 авторами, содержат всестороннюю информацию по этой теме.
Теория дифференциальных эмоций. посвящена изучению отдельных Э., к-рые понимаются как различающиеся между собой переживательно-мотивационные процессы. Данная теория признает за Э. функции детерминант поведения в широчайшем диапазоне: от насилия и неумышленного убийства до самопожертвования. Эмоции рассматриваются не только как осн. мотивирующая система, но и в кач. личностных процессов, к-рые придают смысл и значение человеческому существованию (К. Изард). Они играют важную роль в организации мотивации и подкрепления поведения (Рапопорт, Изард, Вилюнас и др.) и выполняют контрольную функцию. Так, при эмоциональной реакции раскаяния человек не только признает факт совершения поступка, но и раскаивается в нем. Ужесточение – человек признает факт совершения поступка и сознательно узаконивает свой выбор. Смятение – признание факта поступка сопровождается внутр. колебаниями, неуверенностью в правильности сделанного (В. В. Столин). Контроль со стороны окружающих может быть осуществлен путем вызывания чувства стыда или вины. Эмоциональное отношение к др. человеку также является фактором, управляющим взаимодействием между людьми – В. В. Столин выделил 3 оси эмоционально-ценностного отношения человека к человеку: симпатия-антипатия, уважение-неуважение, близость-отдаленность. Внеш. контроль, будучи усвоенным, превращается в самоконтроль. Э. влияют на восприятие, память, мышление и воображение человека и, по мнению А. В. Добровича и Маурер, играют решающую роль в изменении поведения.
Страх, стыд, вина – фундаментальные Э., возникшие в эволюционно-биол. процессах (К. Изард). Страх может служить предупреждающим сигналом и изменять направление мысли и поведение. Вызывает ли какое-то событие страх, зависит от того контекста, в к-ром оно происходит (Sroufe), от индивидуальных различий в темпераменте или предрасположенностях (Kagan; Charlesworth), а также от опыта и возраста индивида (Jersild, Holmes; Bowlby). Сильный страх способствует поведению избегания. Др. типы поведения, связанные со страхом, порождаются взаимодействием страха с иными Э. Стыд играет большую роль в человеческих отношениях, но он менее изучен, чем страх. Стыд делает человека сенситивным к чувствам и оценкам окружающих и тем самым способствует сближению людей. В то же время победа над стыдом важна для чувства личной идентичности и свободы. Готовность подвергнуться стыду выступает как нейтрализующая сила по отношению к склонности людей манипулировать друг другом (Gynd). Стыд, наиболее вероятно, будет наблюдаться в контексте эмоциональных или значимых отношений. Когда же стыд возникает, он временно разрушает или сильно затрудняет социальное О. и межличностный контакт. Стыд используется для развития и поддержания конформности по отношению к групповым нормам и способствует общительности, действуя как ограничитель эгоцентризма и эгоизма. В то же время конформность и чувство принадлежности к группе увеличивают уверенность в себе и безопасность и делают человека менее уязвимым для стыда (К. Изард).
Существуют след. психол. условия для развития вины: а) принятие моральных ценностей; б) усвоение чувства моральной обязанности и верности этим ценностям; в) достаточная способность к самокритике для восприятия противоречий между реальным поведением и принятыми ценностями. Вина возникает при «неправильном» поведении. Поведение, к-рое вызывает вину, нарушает моральный, этический или религ. кодексы. Вина связана с осуждением своего поступка самим индивидом независимо от того, как к этому поступку отнеслись или могут отнестись окружающие. Вина включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя или понижение самооценки, и возникает в ситуациях, в к-рых человек чувствует личную ответственность. Для многих людей ситуация вины часто сопровождается страхом, страданием. Предвосхищение вины и ее избегание усиливает чувство личной ответственности и дополняет стыд в воспитании социальной ответственности. Катц и Зиглер заключили, что развитие вины у индивида положительно коррелирует с развитием способности делать тонкие когнитивные суждения и с развитием зрелости. Различают переживание вины как: а) враждебную вину (результат своего чувства враждебности и за счет актов агрессии), б) моральную вину (Mosher, Calbraith).
Проведенное Н. Д. Твороговой эмпирическое изучение влияния на поведение мыслей и образов, возникающих при страхе неудачи, чувстве вины, стыда, обиды, выявило, что это влияние опосредствовано дополнительным фактором – для поведения важно, как человек внутренне справляется с возникшей эмоцией (как он ее переживает, пережил).
• Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984; Изард К. Эмоции человека. М., 1980; Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983; Творогова Н. Д. Общение: диагностика и управление. М., 2002.
Н. Д. ТвороговаЭмпатия (от гр. ἐμπάθεια – сопереживание) – проникновение, вчувствование в переживания др. человека или группы людей, осознание и понимание специфических особенностей его (их) эмоционального состояния. Выделяются разл. подходы к пониманию Э. в психологии: 1) Э. как психич. процесс; 2) Э. как психич. реакция в ответ на действующий стимул; 3) Э. как особое свойство личности. Термин «Э.» был введен в психологию Э. Титченером и стал активно использоваться в нач. XX в. Науч. представления об Э. основаны на филос. теориях вчувствования как интуитивной познавательной направленности на объект (Э. Клиффорд, Т. Липпс), этических учениях о симпатии как свойстве человеческой души, позволяющем регулировать взаимоотношения в обществе (Г. Спенсер, М. Шелер, А. Шопенгауэр и др.).
Многие психоаналитики понимают Э. как разновидность контрпереноса: К. Ясперс делит его на рациональное и психол. (эмпатическое). Эмпатическое понимание, по его мнению, позволяет понять др. человека, почувствовать то, что чувствует он, и попасть тем самым собственно в контекст психологии Э. считается осн. инструментом понимающей психологии и психотерапии. Подробно явления Э. описано в экзистенциально-гуманистической психологии: К. Роджерс понимает Э. как многосторонний и многогранный процесс, предполагающий вхождение в личностный мир др. человека и нахождение в нем «как дома»; повышенную чувствительность к эмоциональным переживаниям другого, временную жизнь его жизнью, частое обращение к нему для проверки собственных впечатлений, внимательное прислушивание к получаемым ответам и пр.
Рассмотрение Э. в кач. процесса предполагает выделение его стадий или фаз. В. Айкес и Г. Баррет-Леннард разделяют процесс Э. на 3 этапа: 1) этап эмпатического понимания, предполагающий восприятие и осмысление чувств партнера, эмоциональный резонанс; 2) этап сообщения или экспрессивного выражения суждений о переживаниях партнера в непосредственном О.; 3) этап эмпатической коммуникации, в течение к-рого эмпатическое понимание проверяется и корректируется в режиме межличностного диалога. А. П. Сопиков и Т. П. Гаврилова выделяют 2 фазы в эмпатическом процессе: а) фаза восприятия объекта Э. и получения необходимой информации о его переживаниях (их качестве, содержании, знаке); б) фаза соотнесения полученной информации с ценностно-потребностной сферой самого субъекта Э. и построения модели латентной или открытой деятельности.
В совр. социальной психологии преим. реализуется интегративный подход к Э. как сложному социально-психол. феномену. Ю. А. Менджерицкая рассматривает Э. как трехкомпонентное социально-психол. свойство личности, включающее след. способности: 1) способность к эмоциональному реагированию и отклику на переживания др. человека; 2) к пониманию и распознаванию состояния партнера по О., мысленному перемещению в его мысли, чувства или действия; 3) к выбору и использованию адекватных способов и приемов вербального и невербального взаимодействия, проявляющихся в альтруистическом, содействующем поведении по отношению к др. субъекту. Выделены параметры Э., характеризующие степень незатрудненности процесса О.: степень соответствия знака переживаний; уровень точности опознания эмоционального состояния по выразительному поведению; степень ограниченности модальностью, знаком эмоционального состояния партнера; адекватность выражения своего эмоционального состояния, возникающего в ответ на переживания другого; интенсивность. В кач. показателей проявления интегральных характеристик Э. в ситуации затрудненного О. рассматриваются инверсия, точность, устойчивость, ограниченность Э.
Являясь социально-психол. свойством личности, Э. формируется в процессе социализации. Основные факторы, оказывающие непосредственное влияние на развитие способности личности, – особенности воспитания, индивидуальный опыт О., особенности межличностных отношений. Э. опирается не только на систему отношений субъектов О., но и на их мотивационную систему, систему ценностных ориентаций. Психологами установлено, что опр. сходство в эмоциональных и поведенческих реакциях субъектов О. облегчает проявление Э. Среди функций Э. в межличностном О. выделяют способствование адекватному пониманию партнерами друг друга; регуляцию взаимодействия; обеспечение выбора способов поведения, соответствующих актуальному эмоциональному состоянию субъектов; сдерживание собственных агрессивных проявлений; способствование взаимному самораскрытию; защита от интенсивных переживаний или негативного отношения партнера; обогащение эмоционального опыта; восстановление и поддержание собственного психол. здоровья и др.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психология общения. Энциклопедический словарь"
Книги похожие на "Психология общения. Энциклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Психология общения. Энциклопедический словарь"
Отзывы читателей о книге "Психология общения. Энциклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.