Никола Димитри - Руководство по закупкам

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Руководство по закупкам"
Описание и краткое содержание "Руководство по закупкам" читать бесплатно онлайн.
«Руководство по закупкам», подготовленное ведущими мировыми экспертами в области закупок, раскрывает основные современные экономические механизмы, базируясь как на последних научных работах в этой области, так и на сложившейся разнообразной международной практике государственных и корпоративных закупок.
В учебном пособии рассматриваются проблемы управления закупками, распределения рисков, построения закупочных систем, механизмы стимулирования участников закупок, проблемы и методы борьбы со сговором и коррупцией в закупках. Подробно раскрываются механизмы ценообразования и репутации, разнообразие шкал оценки предложений поставщиков и методы присуждения контрактов, пути стимулирования инноваций в процессе закупок. Основываясь на результатах междисциплинарных исследований, данное руководство предоставляет практические рекомендации государственным служащим, менеджерам, экономистам и юристам, участвующим в разработке механизмов корпоративных и государственных закупок.
Предназначено для аспирантов, студентов магистратуры, бакалавриата, для обучающихся по программам MBA и MPA, программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации специалистов по закупкам, а также для аудиторов и работников контролирующих органов.
Пример 7.5.
Рассмотрим рынок с двумя похожими компаниями А и Б и конкурентными торгами на одинаковые лоты 1 и 2. В этом случае координация фирм довольно проста, так как возможны только два варианта сговора: либо А поставит только на 1, а Б на 2, либо наоборот, и обе фирмы предложат завышенные цены. Теперь представим ту же ситуацию, но с 44 одинаковыми лотами. В этом случае количество возможных неконкурентных комбинаций сильно возрастает и фирмам будет сложно координировать свои действия без прямого общения (связанного с риском привлечения антитрестовых и антимонопольных органов).
Данный пример показывает, что при определенном числе участников на рынке повышение количества лотов может усложнить возможность их сговора и способствовать конкуренции. Безусловно, увеличение количества лотов и соответственное уменьшение их размера позволяет принять участие в торгах и малым фирмам, тем самым еще больше усиливая конкуренцию.
7.5.3. Симметричность и координация
Коэффициенты PR и OR измеряют ожидаемую конкуренцию, связывая число участников и количество лотов. Вместе с тем они не учитывают два важных фактора: распределение участников на рынке (в зависимости от оборота, географического положения и т. д.) и распределение лотов по количеству и размеру. Экономический анализ[201] показывает, как асимметричность компаний по затратам и производительности может повлиять на устойчивость сговора, но не анализирует влияние количества и размера лотов на подобные соглашения. В этом подразделе мы рассмотрим, каким образом количество и размер лотов могут воздействовать на координацию и сговор между компаниями с учетом их особенностей и географического распределения.
Пример 7.6.
• Рассмотрим три одинаковые компании на рынке и два различных варианта распределения лотов: а) три одинаковых лота, б) четыре одинаковых лота.
В этой ситуации изменение количества лотов с трех до четырех может помешать сговору, так как каждая компания имеет возможность поставить на несколько лотов.
• Рассмотрим три различные компании, одну крупную и две мелких, и снова два возможных варианта распределения лотов: а) три одинаковых лота, б) четыре одинаковых лота.
Увеличение количества лотов может облегчить сговор, так как координация действий компаний становится проще: мелким компаниям присудят по одному лоту, а крупная компания получит два лота.
Этот пример показывает, как возможность (негласного) сговора зависит от состава компаний на рынке и точной конфигурации лотов.
Практический вывод 3 (сговоры).
• При определенном количестве лотов следует повышать количество участников для усложнения координации их действий (данная общая рекомендация также упоминается в главе, посвященной участию).
• При определенном количестве и особенностях участников:
– количество лотов должно быть меньше количества участников;
– если это невозможно, следует еще больше увеличить количество лотов для усложнения координации действий участников.
• Следует учитывать распределение фирм (по объему оборота, географическому положению и т. д.) и по другим важным параметрам для определения возможного поведения участников аукциона, а также избегать деления закупки на лоты, которое позволит участникам уделить особое внимание разделительному критерию.
7.6. Диверсифицированные компании и межрыночные контакты
Если в нескольких конкурентных торгах участвуют диверсифицированные компании (multi-product firms), закупщику следует не фокусироваться на определенном формате торгов, а принимать во внимание возможность сговора, возможные соглашения, имеющие место на рынке и в закупках. Экономическая литература и некоторые закупочные агентства предлагают уменьшать количество лотов в торгах для затруднения сговора участников[202]. Вместе с тем, если в торгах участвуют фирмы, присутствующие на нескольких рынках, уменьшения количества лотов может быть недостаточно по нескольким причинам:
1) крупные фирмы действуют на разных рынках и могут разделить больший «пирог»;
2) малым компаниям будет затруднительно или невозможно участвовать в торгах на крупные лоты, что еще больше облегчает возможность получения контракта крупными фирмами с помощью неконкурентных закупок.
В этом контексте наличие большого числа мелких лотов может способствовать привлечению малых фирм и повышению уровня конкуренции.
Пример 7.7.
Рассмотрим три разных рынка (например, настольные ПК, ноутбуки и принтеры), на которых есть три крупные компании и две мелкие; все компании работают с тремя товарными категориями.
• Сценарий 1: по каждой категории товаров закупочный контракт делится на три лота. Это позволяет двум мелким компаниям принять участие в торгах и подавать заявки и мешает крупным фирмам разделить поставку по цене, установленной сговором.
• Сценарий 2: по каждой категории товаров закупается единый лот. Две мелкие компании не в состоянии участвовать в торгах из-за недостаточной производительности. В отсутствие мелких фирм три крупных игрока с легкостью сговариваются и делят три рынка, по одному на каждого.
Анализировать только один закупочный аукцион в этом случае было бы неправильно: PR, который предполагает сговор между участниками, улучшается в Сценарии 2 относительно Сценария 1 (например, с 5/3 до 3). Этот пример показывает, что сокращение количества лотов, предполагаемое коэффициентом PR, не помешает крупным фирмам вступить в межрыночный сговор и, к тому же, окажет негативный эффект на участие мелких компаний. При меньшем количестве конкурентов на каждом рынке крупным игрокам легче поддерживать сговор.
Практический вывод 4 (межрыночные контакты).
При наличии крупных диверсифицированных компаний, действующих на нескольких рынках, не следует фокусировать внимание только на одних торгах при определении количества лотов: следует рассматривать все торги, где эти фирмы могут встретиться.
7.7. Безвыходная ситуация
Это ситуация (lock-in), в которой покупатель (или закупщик в нашем случае) вынужден сотрудничать с одним поставщиком из-за отсутствия альтернативы, наличия высоких затрат смены поставщика[203], либо неполноты контрактов. Подобные безвыходные ситуации можно отнести к двум типам: а) в регулярных закупках – если контракт поставки постоянно присуждается одному участнику, другие фирмы могут уйти с рынка, что снизит уровень конкуренции в последующих конкурентных закупках; б) в рамках контракта – когда покупатель сталкивается с оппортунизмом со стороны текущего поставщика. Второй случай подробно рассмотрен в Главе 4, поэтому здесь будет анализироваться первый тип безвыходных ситуаций.
7.7.1. Безвыходные ситуации в повторяющихся закупках
Безвыходные ситуации в регулярных закупках являются динамической проблемой, которая может возникнуть в рамках нескольких повторяющихся конкурентных торгов. Эта ситуация может возникнуть не на всех рынках, а только на тех, которые обладают определенными технико-экономическими особенностями.
1. Возможность обучения на практике, т. е. фирмы обучаются снижению производственных издержек во время исполнения контракта. Таким образом, в будущих конкурентных торгах они получают преимущество по сравнению с фирмами, не получавшими контракт ранее.
2. Доминантное положение покупателя на рынке. Если на закупку приходится значительная доля рынка, фирма-победитель становится единственной, которая может усовершенствовать процесс производства.
3. Наличие специфических инвестиций. Участие на таких рынках требует специфических инвестиций, возможность осуществить которые может исчезнуть с наступлением конкурентной закупки. Таким образом, если на рынке уже присутствует доминирующий поставщик, стимулов к приходу новых игроков может быть недостаточно.
Во всех вышеперечисленных случаях процедура одноконтрактных торгов может привести к следующим последствиям.
• Уход с рынка в среднесрочном периоде всех поставщиков, кроме одного. Отношения с единственным монополистическим поставщиком для закупщика нежелательны.
• Повышение затрат смены поставщика для закупщика, если он решит сменить первоначального поставщика. Обычно это происходит, когда после покупки определенной технологии покупатель осуществляет долгосрочные инвестиции в комплементарные товары[204].
Следовательно, закупщик должен идентифицировать рынки с высоким риском возникновения безвыходной ситуации и выбрать соответствующую процедуру торгов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Руководство по закупкам"
Книги похожие на "Руководство по закупкам" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Никола Димитри - Руководство по закупкам"
Отзывы читателей о книге "Руководство по закупкам", комментарии и мнения людей о произведении.