Уолтер Мишел - Развитие силы воли. Уроки от автора знаменитого маршмеллоу-теста

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Развитие силы воли. Уроки от автора знаменитого маршмеллоу-теста"
Описание и краткое содержание "Развитие силы воли. Уроки от автора знаменитого маршмеллоу-теста" читать бесплатно онлайн.
В этой книге знаменитый психолог и создатель маршмеллоу-теста Уолтер Мишел доказывает, что самоконтроль имеет первостепенное значение для достижения успеха в жизни. Но как развить навыки самообладания, сталкиваясь с повседневными вызовами, например необходимостью избавиться от лишнего веса или бросить курить? Мишел объясняет, что такое сила воли и как научиться себя контролировать в любой ситуации.
Библиография размещена на сайте http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/razvitie-sily-voli/.
Книга предназначена для всех, кто хочет получить действенные рекомендации по развитию силы воли от главного эксперта в этой теме.
На русском языке публикуется впервые.
Глава 5
Наилучшие планы
В поэме Гомера «Одиссея» рассказывается о приключениях Одиссея (в римской версии Улисса), правителя маленького острова Итака недалеко от западного побережья Греции. Он оставил дома молодую жену Пенелопу и малолетнего сына и отправился на войну против Трои. Война затянулась на много лет – как и возвращение Одиссея домой, наполненное фантастическими приключениями: любовными связями, жестокими сражениями и борьбой с ужасными чудовищами. На пути к дому он с оставшимися в живых спутниками подплыл к земле, населенной сиренами. Голоса и пение этих фантастических существ были настолько обворожительны, что проплывавшие мимо моряки направляли свои суда на прибрежные скалы и гибли в морских волнах.
Одиссею нестерпимо хотелось услышать голоса сирен, но он знал о подстерегавших его опасностях. Как рассказывается в этой поэме Гомера – одной из первых западных летописей, посвященных составлению планов по преодолению искушений, – он приказал матросам крепко привязать себя к мачте корабля: «Если я стану просить и меня развязать прикажу вам, больше тотчас же еще ремней на меня намотайте»[10]. Чтобы матросы могли избежать опасности сами и держать привязанным Одиссея, им было приказано залепить себе уши воском.
Мистер Клоун-Бокс
В начале 1970-х, когда эксперименты с маршмеллоу были в самом разгаре, я время от времени вспоминал поэму Гомера. Я также задавался вопросом: могли ли Адам и Ева дольше задержаться в раю, если бы у них были планы, призванные помочь не поддаваться искушениям змия и не пробовать плод с древа познания? Я начал размышлять о дошкольниках из детсада в Стэнфорде: как они смогли бы справиться с искусным соблазнителем, занимавшим их мысли, когда пытались не поддаваться искушениям, которые повлекли бы за собой немалые издержки. Могло бы наличие перспективного плана действий укрепить их способность к сопротивлению? В то время Шарлотта Паттерсон, занимающая сейчас должность профессора в Университете Виргинии, была моей аспиранткой в Стэнфорде, и вместе с ней мы стали искать ответ на этот вопрос. Прежде всего нам нужно было найти подобного сиренам искусителя, способного воздействовать на дошкольников в комнате сюрпризов. Он должен был соответствовать двум критериям: быть соблазнительным, но приемлемым с точки зрения родителей, руководства детсада и исследователей, а также трех моих малолетних дочерей, выполнявших роль моих советников. В результате наших усилий на свет появился Мистер Клоун-Бокс (см. рисунок ниже).
Это был большой деревянный ящик, на котором яркими красками нарисовано лицо клоуна. Улыбающееся лицо было окружено мерцающими огнями и протянутыми руками, каждая из которых указывала на свое отделение со стеклянным окном. Когда свет в отделении включался, соблазнительные маленькие игрушки и лакомства начинали медленно вращаться на барабане. Мистер Клоун-Бокс был очень красноречивым и мощным соблазнителем. Говорящее устройство, спрятанное в его голове, было подсоединено к магнитофону и микрофону в комнате для наблюдателей.
Мы хотели смоделировать ситуацию, с которой каждый из нас регулярно сталкивается: необходимостью сопротивляться сильным сиюминутным искушениям и соблазнам ради достижения важных, но отсроченных результатов. Подумайте, например, о подростке, пытающемся выполнить домашнее задание, когда друзья зовут его в кино, или об имеющем репутацию безупречного семьянина руководителе, которого его молодая и симпатичная ассистентка приглашает на вечеринку вдали от его родного города во время ежегодного съезда торговых представителей компании. Мистер Клоун-Бокс выполнял роль соблазнителя, умело искушавшего малолетних детей.
Во время исследования Шарлотта сначала недолго играла с ребенком – в данном случае с четырехлетним Солом – в углу комнаты сюрпризов, где были как привлекательные, так и сломанные игрушки. Затем она усаживала мальчика за маленький стол напротив мистера Клоуна-Бокса. Она сообщала, что должна ненадолго уйти из комнаты, и объясняла Солу его «работу». Он должен был все время без перерыва выполнять особенно скучное задание. Например, ему поручали копировать содержимое клеток таблицы, содержащих крестики (X) или нолики (О), в такую же, но пустую, или вставлять сваленные в кучу маленькие деревянные штырьки в специальное наборное поле.
Если он работал без перерыва, то по возвращении Шарлотты получал возможность поиграть с веселыми игрушками и с Мистером Клоуном-Боксом; в противном случае ему давали только сломанные игрушки. Шарлотта подчеркивала, что он должен работать в течение всего времени ее отсутствия в комнате, чтобы выполнить задание, и он торжественно обещал ей это. Она предупредила Сола, что Мистер Клоун-Бокс сам может попытаться поиграть с ним, и особенно подчеркнула, что разговоры с ним не позволят Солу успешно выполнить задание.
Затем Шарлотта приглашала Сола поближе познакомиться с мистером Клоуном-Боксом, который сиял огнями, подсвечивал окошки с игрушками и представлялся приятным голосом: «Привет, я Мистер Клоун-Бокс. У меня большие уши, и я люблю, когда дети наполняют их всем, что они чувствуют и думают». (Очевидно, он хотя бы недолго занимался на курсах психотерапии.) Мистер Клоун-Бокс издавал одобрительные звуки в ответ на все, что сообщал ему Сол, и вовлекал его в непродолжительную приятную беседу, в ходе которой приглашал поиграть с ним. Он издавал специфический звук «бззт», указывавший на его намерение сделать что-то смешное, что хотел бы увидеть Сол, и ненадолго освещал свои окошки, позволяя мальчику разглядывать медленно вращавшиеся в них привлекательные игрушки и угощения.
Через минуту после выхода Шарлотты из комнаты Мистер Клоун-Бокс включал огни и говорил: «Ха-ха-ха! Мне нравится, когда дети со мной играют! Ты поиграешь со мной? Просто подойди ко мне, нажми на мой нос и посмотри, что произойдет. О, разве ты не нажмешь на мой нос?»
В следующие 10 минут он продолжал пытки, безжалостно искушая малыша; освещение его лица и окошек включалось и выключалось, и лампочка на его галстуке-бабочке тоже мигала. Он возобновлял попытки соблазнить малыша каждые полторы минуты.
«О, мне так весело! Нам будет еще веселее, если ты отложишь карандаш. Отложи карандаш, и мы прекрасно проведем время. Пожалуйста, убери карандаш и поиграй со мной. Просто подойди и нажми на мой нос, и я покажу тебе кое-какие фокусы. Разве тебе не будет приятно получить от меня несколько сюрпризов? Посмотри на меня прямо сейчас!»
Через 11 минут Мистер Клоун-Бокс выключался, и Шарлотта входила в комнату сюрпризов.
Планы «если – то» для сопротивления искушению
Для дошкольников сопротивляться клоуну было, возможно, так же трудно, как Одиссею – сиренам. Но, в отличие от древнегреческого героя, привязанного к мачте, дети не были привязаны к стульям, а их уши не были залеплены воском, как у членов его команды. Наш вопрос заключался в том, что могло бы помочь дошкольникам вроде Сола успешно сопротивляться искушениям, которые предлагал Мистер Клоун-Бокс.
Руководствуясь открытиями, сделанными в ходе маршмеллоу-тестов, мы решили, что для эффективного сопротивления сильному соблазну (съесть маршмеллоу сразу или сделать что-то еще) запрещающая реакция «Нет!» должна была заменить импульсивную «Вперед!» – причем быстро и автоматически, вроде рефлекса. Для этого, говоря языком голливудской киноиндустрии, достаточно хорошего контакта, порождавшего автоматическую связь между необходимой реакцией «Нет!» и соблазнительным раздражителем (который обычно вызывал реакцию «Вперед!»).
Например, один план подавления искушения мог предусматривать инструктирование дошкольника следующим образом: «Подумаем, что ты мог бы сделать, чтобы заставить себя продолжать выполнять задание и не позволить Мистеру Клоуну-Боксу замедлить твою работу. Посмотрим… Например, когда Мистер Клоун-Бокс издает звук “бззт” и просит тебя посмотреть на него и поиграть с ним, ты можешь просто посмотреть на свою работу, а не на него и сказать: “Нет, я не могу, я занят делом”».
Этот тип плана «если – то» конкретизирует соблазнительный «горячий» раздражитель: «Если Мистер Клоун-Бокс просит посмотреть на него и поиграть с ним», – и связывает его с желательной реакцией сопротивления искушению: «То ты можешь просто не смотреть на него и говорить себе: “Я не собираюсь смотреть на Мистера Клоуна-Бокса”». Дошкольники, вооруженные планом такого типа, снижали время отвлечения внимания и продолжали работать, добиваясь лучших результатов. Даже когда клоуну удавалось отвлечь их от задания, их перерыв длился в среднем менее пяти секунд, и дети успевали вставить в наборную доску в среднем 138 деревянных штырьков. А те, кто не имел подобного плана, прерывали работу в среднем на 24 секунды при каждом отвлечении и вставляли в среднем только 97 штырьков. Для дошкольников такое различие было весьма существенным. Мы также видели, что многие дети, получившие план-инструкцию, придумывали собственные вариации («Перестань!», «Остановись!», «Болван!»), что позволяло им вставлять штырьки быстрее и в конечном итоге весело играть и с Мистером Клоуном-Боксом и с красивыми игрушками.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Развитие силы воли. Уроки от автора знаменитого маршмеллоу-теста"
Книги похожие на "Развитие силы воли. Уроки от автора знаменитого маршмеллоу-теста" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Уолтер Мишел - Развитие силы воли. Уроки от автора знаменитого маршмеллоу-теста"
Отзывы читателей о книге "Развитие силы воли. Уроки от автора знаменитого маршмеллоу-теста", комментарии и мнения людей о произведении.