Иосиф Крывелев - История религий. Том 2

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История религий. Том 2"
Описание и краткое содержание "История религий. Том 2" читать бесплатно онлайн.
Во втором томе освещаются основные этапы истории других мировых религий — ислама и буддизма. Для широкого круга читателей.
24 Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978 С. 7.
25 См.: Цветков П. Исламизм. Т. 1. Асхабад, 1912. С. 68.
26 См.: Дози Р. Указ. соч. [Ч. 1.] С. 60–61.
27 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 10. С. 167.
28 Дози Р. Указ. соч. [Ч 2] СПб., 1904. С. 20–21.
29 Происхождение ислама: Хрестоматия. С. 101, 102.
30 См: Массэ А. Указ. соч. С. 19–20.
31 Wellhausen J. Reste arabischen Heidentums. Berlin, 1897.
32 Ibid. S. 73–79.
33 Ibid. S. 76.
34 См: Массэ А. Указ. соч. С. 19–20.
35 См.: Коран. С. 617. (Прим. 8).
36 См: [Вейль Г] Указ. соч. С. 14–15; Дози Р. Указ. соч. [Ч. 1] С. 81–82.
37 См.: Миссионерский противомусульманский сборник: Труды студентов миссионерского противомусульманского отделения при Казанской духовной академии. Вып. VIII. Казань, 1875; Geiger A. Was hat Mohammed aus dem Iudentum aufgenommen? Leipzig, 1902.
38 См.: Миссионерский противомусульманский сборник: Труды студентов миссионерского противомусульманского отделения при Казанской духовной академии. Вып. VII. Казань, 1875. Последняя книга представляет собой типичный продукт миссионерской литературы, основной тенденцией которой было «разоблачение» ислама с позиций православия. Используя фактический материал, содержащийся в такого рода изданиях, следует учитывать их тенденциозность. См. также: Sweetman J. W. Islam and Christian Theology. Vol. 1. L.; Redhile, 1965.
39 См.: Беляев E. А. Мусульманское сектантство: Исторические очерки. М., 1957. С. 12.
40 См.: Мюллер А. Указ. соч. Т. I. С. 57.
41 См.: Кашталева К. С. О термине ханиф в Коране //Доклады Академии наук Союза Советских Социалистических Республик. [Серия] В. 1928. № 8. С. 157–162.
42 См. там же. С. 161.
43 См.: Беляев Е. А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. М., 1965. С. 103.
44 Там же. С. 105.
45 См.: Цветков П. Указ. соч. Т. 2. Асхабад, 1912. С. 310–311.
46 См.: Массэ А. Указ. соч. С. 153; Гольдцигер И. Лекции об исламе. С. 86.
47 Проблему предопределения в исламе подробно см.: Гольдцигер И. Указ. соч. С. 89–91.
48 Кольб Г. Ф. История человеческой культуры. Киев; Харьков, 1896. Т. II. С. 101.
49 Приводимые далее сведения о мусульманских эсхатологических представлениях заимствованы из: Horten М. Die religiose Gedankenwelt des Volkes im heutigen Islam. Halle/ Salle, S. 301.
50 См.: Дози P. Указ. соч. [Ч. 2.] С. 5–6.
51 См. там же. С. 6–7 (прим. 1).
52 См. там же. С. 7.
53 См.: Цветков П. Указ. соч. Т. 2. С. 26–29. См. также: Мюллер А. Указ. соч. Т. 1. С. 211–225.
54 См.: Дози Р. Указ. соч. [Ч. 2.] С. 7.
55 См.: Мюллер А. Указ. соч. Т. I. С. 216–217.
56 См.: Керимов Г. М. Указ. соч. С. 34.
57 См.: Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским институтом восточных языков. Вып. XII. [Ч. II.] С. 19.
58 Коран Магомета / Новый перевод, сделанный с арабского текста М. Казимирским, переводчиком при французском посольстве в Персии. Новое издание, пересмотренное, исправленное и дополненное новыми примечаниями. Перевод с французского А. Николаева. М., 1901. С. 448–449.
59 Там же. С. 325.
60 См.: Мюллер А. Указ. соч. Т. I. С. 126.
61 См.: Дози Р. Указ. соч. [Ч. 1.] С. 69–71; Цветков П. Указ. соч. Т. 1. С. 144.
62 Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским институтом восточных языков. Вып. XII. [Ч. II.] С. 18.
63 См.: Дози Р. Указ. соч. [Ч. 2.] С. 21.
64 Grimme Н. Mohammad. S. 80–81.
65 См.: Бартольд В. В. Мусейлима // Известия Российской Академии Наук. Сер. VI. Т. XIX. 1925. № 12–15. С. 483–512.
66 См.: Мюллер А. Указ. соч. Т. 1. С. 197.
67 См.: Bel Ochi. La conversion des berberes a l’lslam. Tunis, 1981.
68 Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским институтом восточных языков. Вып. XV. [Ч. 2.] М., 1912. С. 127.
69 Там же (прим. 2).
70 См. там же. С. 128.
71 См. там же. С. 126.
72 См. там же. С. 127–128.
73 См.: Мюллер А. Указ. соч. Т. I. С. 303–304, 301–303.
74 Об обращении Мусы с Тариком см.: Мюллер А. Указ. соч. Т. II. СПб., 1895. С. 107 и др.
75 См.: Беляев Е. А. Арабы, ислам и Арабский халифат в раннее средневековье. С. 186.
76 Описание «верблюжьего» сражения см.: Мюллер А. Указ. соч. Т. I. С. 350–351.
77 См.: Гольдцигер И. Указ. соч. С. 180–184; Массэ А. Ислам. С. 43–44.
78 См.: Ал-Хасан ибн Муса ан-Наубахти. Шиитские секты. Перевод с арабского, исследование и комментарий С. М. Прозорова. М., 1973. С. 16–47, 199 (прим. 9).
79 Цит. по: Климович Л. И. Ислам: Очерки. М., 1962. С. 113.
80 Массэ А. Указ. соч. С. 139.
81 См.: Массэ А. Указ. соч. С. 45–46; Ал-Хасан ибн Муса ан-Наубахти. Шиитские секты. С. 130–131.
82 В дальнейшем изложении мы опираемся на материал, приводимый в содержательной работе Г. М. Керимова «Шариат и его социальная сущность». М., 1978.
Глава вторая. ИСЛАМ В СРЕДНИЕ ВЕКА (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА VIII–XV в.)
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ И ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ РАМКИ
Во второй половине VIII–XV в., с одной стороны, произошло образование халифата Аббасидов, с другой — становление и укрепление империи Османов, являвшейся в течение ряда столетий наиболее сильной исламской державой.
В начале VIII в. ислам в качестве государственной религии занимал наибольшую территорию в сравнении с любым другим периодом своей истории. Кроме того, эта территория была больше той, что занимали все государства древности и раннего средневековья. От Инда до Атлантического океана, от Каспийского моря до Нила простиралась империя, формально объединенная властью халифов, базировавшаяся не только на военной силе, но и на идеологическом авторитете халифа — главы единоспасающей исламской религии. Это было, однако, эфемерное единство, разъедавшееся внутренними противоречиями и подверженное постоянным распадам и новым соединениям.
Внутренняя слабость системы коренилась уже в огромной протяженности территории. При имевшихся тогда путях сообщения и средствах связи управление ею из одного центра могло осуществляться только через ряд промежуточных звеньев, обнаруживавших постоянную тенденцию к отделению. Эта тенденция вытекала из этнической пестроты населения, из противоречий между различными его классовыми группировками, и в особенности между эксплуататорскими слоями халифатских метрополий и периферии. Даже среди арабов, составлявших первоначально костяк формировавшейся исламской империи, не прекращалась рознь между группами племен кайситов и кельбитов, а по мере завоевания новых территорий с разнообразным в этническом отношении населением давали себя знать противоречия интересов берберов, различных иранских племен и групп, тюркских племен и народов, негров, вывезенных из Восточной Африки, многоязычного и пестрого в антропологическом и этническом отношениях населения Византийской империи. Исламизация этого конгломерата не снимала внутренних противоречий и в некоторых отношениях даже усиливала их, поскольку переходившие в ислам группировки обретали новые позиции в борьбе за экономические и политические привилегии и реальную возможность отстаивать их. Так, представители господствующих классов завоевываемых стран, переходя в ислам, получали доступ к командным постам в войсках и в чиновную иерархию, где вступали в конкуренцию с коренными кадрами арабской мусульманской верхушки.
Этническая и социальная борьба в мусульманском мире в период средневековья находила свое идеологическое выражение в появлении все новых вероисповедных сект и группировок, в различных толкованиях тех или иных мусульманских догматов, в богословских распрях. Кровопролития, потрясающие жестокости и насилие, практиковавшиеся в ходе этой борьбы, объяснялись и оправдывались их участниками тем, что они воюют за истинную веру против еретиков и многобожников. А сопротивление покоряемых народов находило свое выражение и обоснование в их прежних культах и верованиях — в христианстве, зороастризме, иудаизме, манихействе.
В покоренных странах сильно сказывалось недовольстве крестьянских масс устанавливавшейся системой тяжелой феодальной эксплуатации. На предыдущем этапе оно выливалось в идеологические формы шиитства и хариджитства, в середине VIII в. эти формы оказались конкретизированными в притязаниях новой династии, претендовавшей на трон халифов. В 739–740 гг. вспыхнуло восстание берберов Северной Африки, направленное против Дамасского халифата Омейядов и питавшееся в значительной мере лозунгами хариджитства. В разгар борьбы халифа Мервана II с восставшими берберами еще большая опасность для Омейядов возникла на востоке империи, где в Мервском оазисе в 747 г. выступили огромные массы под руководством перса Абу Муслима, бывшего раба, объединившего крестьян, ремесленников и купцов под лозунгом борьбы с Омейядами, за возведение на престол халифата представителей династии Аббасидов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История религий. Том 2"
Книги похожие на "История религий. Том 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иосиф Крывелев - История религий. Том 2"
Отзывы читателей о книге "История религий. Том 2", комментарии и мнения людей о произведении.