А Суворова - Введение в современную философию
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Введение в современную философию"
Описание и краткое содержание "Введение в современную философию" читать бесплатно онлайн.
Суворова А Н
Введение в современную философию
А.Н.Суворова
ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННУЮ ФИЛОСОФИЮ
Учебное пособие
Учебное пособие посвящено проблемному рассмотрению основных философских идей ХIX-XX веков и имеет цель расширить границы обзорных (предгосэкзаменационных) лекций. Анализируются наиболее влиятельные концепции.
Предназначена для студентов-психологов, а также всех студентов, изучающих курс истории философии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ. ФИЛОСОФИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ, СПЕЦИФИКА ЗНАНИЯ 1.Становление проблемы бытия 2.Варианты решения проблемы бытия 3.О содержании понятия "бытие" 4.О содержании понятия "сущее" Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний ---------------------------------------------------------------------------ФИЛОСОФИЯ АРТУРА ШОПЕНГАУЭРА 1.Что есть истина 2.Гносеология А.Шопенгауэра: мир как представление 3.Онтология и антропология А.Шопенгауэра:мир как воля 4.Природа и человек как формы объективации бессознательной воли 5.Эстетика А.Шопенгауэра 6.Этика А.Шопенгауэра Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний ---------------------------------------------------------------------------ФИЛОСОФИЯ СЕРЕНА КЬЕРКЕГОРА 1.Иррационалистический характер философии 2.Учение о линейном бытии Единичного 3.Учение о вере как основании экзистенции 4.Интерпретация веры в современной психологии Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний ---------------------------------------------------------------------------ФИЛОСОФИЯ ФРИДРИХА НИЦШЕ 1.Общая характеристика проблем и идей 2.Проблема бытия в лейтмотиве борьбы Диониса с Аполлоном 3.Разумность как разрушение жизни 4.Место науки в жизни человека 5.Идея возвращения человека к жизни и критика христианства 6.ZARATHUSTRA и идея сверхчеловека Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний ---------------------------------------------------------------------------ФИЛОСОФИЯ ВИЛЬГЕЛЬМА ДИЛЬТЕЯ 1.Проблемное поле исследований и методология "описательной психологии" 2.Учение о сознании 3.Место психического в теории познания 4.Понятие жизненной единицы 5.Учение о целесообразности 6.Учение о душе человека как структурной связи элементов психического Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний ---------------------------------------------------------------------------ФИЛОСОФИЯ АНРИ БЕРГСОНА 1.Теоретические источники философии "жизненного порыва" 2.Онтология сознания: учение о длительности 3.Размышления о цвете: цвет как физическое (пространственное) явление 4.Учение о природе цвета: цвет как восприятие (психическое) 5.Критика психологических учений о сознании 6.Учение о времени: время как абстракция и время как длительность 7.Сознание как длительность и обретение знания о свободе "я" 8.Место учения Бергсона в современной психологической науке 9.Сознание как действие Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний ---------------------------------------------------------------------------ФИЛОСОФИЯ ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА 1.Общая характеристика 2.Учение о природе человеке 3.Дом и искусство как противоположности 4.Исторические псевдоморфозы 5.Проблема культуры в историологии 6.Символ культуры как ее предпосылка 7.Культура как модель описания и объяснения мира 8.Об источнике становления новых культур Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний ---------------------------------------------------------------------------ФИЛОСОФИЯ ЭДМУНДА ГУССЕРЛЯ И ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ 1.Предмет феноменологии 2.Понятие "ноэма" и учение о феноменологической редукции 3.Лозунг "Назад, к предметам!" 4.Сознание как ноэзис: смыслоформирование 5.Феноменологическая редукция смыслоформирования: сознание как переживание 6.Учение о достоверности 7.Учение о жизненном мире 8.Учение об очевидности. Развитие идей Гуссерля Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний ---------------------------------------------------------------------------ФИЛОСОФИЯ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ 1.Общая характеристика экзистенциализма 2.Учение о сущности человека и понятие экзистенции 3."Фундаментальная онтология": учение о бытии 4.Учение о смысле бытия человека 5.Учение о языке как истине бытия 6.Учение о герменевтичности бытия Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний ---------------------------------------------------------------------------ФИЛОСОФИЯ ХАНСА ГЕОРГА ГАДАМЕРА И ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА 1.Общая характеристика герменевтической философии 2.Становление философской герменевтики 3.Учение о понимании 4.Понятие герменевтического опыта как горизонта понимания 5.Учение о предрассудке 6.Концептуальная ценность подхода Гадамера к проблеме понимания Литература для самостоятельной работы и вопросы для самопроверки знаний ---------------------------------------------------------------------------
"Блага духа обладают бесконечным преимуществом, в отличие ото всех материальных благ: они не уменьшаются от того, что многие хотят приобщиться к ним, а, наоборот, только приумножаются"
Х.-Г.Гадамер (род.1900)
ПРЕДИСЛОВИЕ
ФИЛОСОФИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА ИССЛЕДОВАНИЯ, СПЕЦИФИКА ЗНАНИЯ
Становление проблемы бытия
Особенность философии яснее всего проявляется на материале сугубо философской проблемы - проблемы бытия. Сложность проблемы бытия состоит в том, что для понятия "бытие" недопустим классический способ определения через род и видовое отличие: для понятия бытия невозможно подобрать более широкое по объему понятие. Выделение признаков бытия традиционно устанавливалось через выявление отношения с небытием, где бытие и небытие понимались как относительные понятия.
Древнегреческая философия прославилась постановкой таких вопросов, на которые человечество ищет ответы по сей день. Еще Парменид утверждал, что бытие есть, а небытия нет. Аргументация Парменида сводилась к следующему: бытие - это существующее, небытие - это несуществующее, следовательно, когда мы говорим, что бытие (существующее) существует, мы не впадаем в противоречие, суждение "бытие есть" является истинным, следовательно, бытие есть. Если же мы скажем, что небытие (несуществующее) существует, то такая мысль логически противоречива, а суждение "небытие есть" является ложным, следовательно, заключал Парменид, небытия нет. Но откуда возникает бытие? И во что превращается существующее? Ведь то, что сегодня обладает статусом бытия, вчера еще не существовало и, возможно, завтра тоже исчезнет.
Уже в древности сложились два варианта ответа на этот вопрос: а) бытие возникает из небытия, б) бытие возникает из первоначал (первоначал бытия).
В независимости от избрания того или иного варианта ответа, возникает новая проблема: если бытие текуче и изменчиво, то каков механизм становления бытия, как из первоначал (или небытия) возникает бытие и как существующее превращается ничто? Где те ступеньки, по которым осуществляется переход небытия в бытие и обратно? Силы войны и любви (всеобщий логос) Гераклита, логос Демокрита, перводвигатель Аристотеля, пневма (она же логос) стоиков, бог в Ветхом Завете и Иисус Христос (он же логос=слово божье) в Новом Завете, законы науки, особенно законы эволюции, все это - механизмы, позволяющие "запустить" преобразование небытия в бытие. Закон-логос античности или закон современной науки есть не что иное, как пусковой механизм "производства" бытия или установление факта такого "производства".
Проблема бытия является фундаментальной для философии: тот или иной вариант ее решения можно применить к проблеме космогенеза, антропогенеза, социогенеза, генезиса сознания, генезиса культуры и отдельных ее составляющих и многих других структурных элементов системы "человек-мир", для познания которых существенной стороной является проблема возникновения.
Варианты решения проблемы бытия
1. Рассмотрим один из двух противоположных вариантов решения проблемы бытия. Бытие и небытие сосуществуют, более того, бытие возникает из небытия, например, бог сотворил мир из ничего. Осмысление отношения бытие-небытие сквозь призму данной концепции приводит к пространственной интерпретации бытия как места, topos'a, райского уголочка. Не случайно Аристотель описывал пространство как место соприкосновения вещей, как совокупность мест, как вместилище.
Небытие (с точки зрения пространства) гомогенно, в нем равноправны потенциальные направления движения, а бытие "заключено в объятиях" небытия, как свет "заключен в объятиях" тьмы. Именно так и изображает процесс становления света (бытия) Ветхий Завет. "И тогда бог сказал: "Да будет свет!", и воссиял свет. Бог увидел свет и понял, что это хорошо. Затем бог отделил свет от тьмы" [1, Бытие, 1:3-4]. Бытие в пространстве есть своего рода островок в океане небытия.
Попытка А.Августина осмыслить соотношение бытия-небытия во времени привела к тому, что бытие стало пониматься как настоящее и рассматриваться как грань, сторона, ипостась небытия. Прошлое и будущее в такой интерпретации становятся небытием, а поскольку прошлое и будущее существуют, "есть", то и небытие существует. Комментарием указанной точки зрения могут служить слова из песни: есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется бытие.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Введение в современную философию"
Книги похожие на "Введение в современную философию" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А Суворова - Введение в современную философию"
Отзывы читателей о книге "Введение в современную философию", комментарии и мнения людей о произведении.